Такая зарплата — на зависть другим

Оценить
Законопроект об уполномоченном по правам предпринимателей обсудили в общественной палате региона

Оставить семьи без автомобиля, чиновников – без выплаты штрафа, а уполномоченного по правам предпринимателей без зарплаты пожелал мудрый и непоколебимый Александр Ландо. В прошлую пятницу в Общественной палате Саратовской области заседала межкомиссионная рабочая группа по подготовке экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов.

Вообще говоря, межкомиссионная рабочая группа с длинным названием не часто удостаивалась визитов председателя общественной палаты. Ее заседания проводились мирно и быстро. «Коллеги, возражений нет», – скорее утверждал, чем спрашивал председатель рабочей группы Николай Скворцов, и общественники перебегали к следующему пункту в повестке дня. На этот раз палатный председатель изменил своим присутствием заведенный порядок вещей. Усевшись во главу стола, Александр Соломонович, словно царь Соломон, вершил свой справедливый и беспристрастный (ну или почти) суд.

Миллионеры пойдут пешком

Первый законопроект, рассмотренный палатой, предполагал внесение изменений в федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Изменения приятные: авторы предлагают продлить действие мер материальной поддержки после декабря 2016 года вплоть до 2026 года. При этом материнский капитал составит уже полтора миллиона рублей, но будет выплачиваться только при рождении третьего ребенка.

Всем членам общественной палаты законопроект, безусловно, понравился. Но всё же Александр Ландо дохнул на них прохладным скептицизмом: «Конечно, было бы неплохо, если бы выделяли такие деньги, а еще лучше чтобы сегодня, но у меня большие сомнения по поводу такой огромной суммы, которая будет выплачиваться уже с 2017 года. Не знаю, может быть, расцветем, и доходная часть бюджета у нас будет пополняться семимильными шагами... А то, что надо продлить закон, – это надо».

Второй проект касался изменений в том же законе. Депутаты Ростовского законодательного собрания предлагают в качестве целей, на которые направляется материнский капитал, указать покупку нового автомобиля, произведенного на территории нашей страны. Авторы обосновывают такую необходимость тем, что ряд категорий граждан (военнослужащие, сотрудники право­охранительных органов) получают квартиры – главный вариант реализации маткапитала – через другие меры поддержки. «На образование – долго ждать, пока дети вырастут. На пенсию – сейчас обстановка такая, что надеяться сложно», – передал соображение авторов законопроекта председатель межкомиссионной рабочей группы Николай Скворцов.

Общественников стали терзать сомнения. «Автомобиль – это некий предмет роскоши, если так можно выразиться», – отметил тот же Скворцов, не признавая знаменитого постулата Остапа Бендера. Некоторые общественники с ним поспорили, выдавая предмет спора в качестве средства передвижения. При помощи такого средства удобно было бы, например, заниматься предпринимательской деятельностью, тем самым пополняя бюджет семьи, ездить всей семьей по городу и на дачу.

– Тут цель побочная просматривается: поддержать отечественный автопром, – высказала догадку Наталия Королькова. – Но мы все-таки говорим о материнстве, а не о производительности отечественного автопрома. Автомобиль – это не что-то капитальное, долгосрочное, системное, как все остальные цели.

Александр Ландо резюмировал:

– Автомобиль – это, конечно, хорошо. Но проверить, насколько это именно для детей, будет очень сложно. И не получится ли так, что дети останутся, так сказать, в итоге необеспеченными? Тем более что сейчас автомобиль можно легко оформить в кредит. А купить подержанный можно совсем недорого. Мне кажется, не надо его поддерживать, этот законопроект.

Спасенные от суда

Как известно, в обязанности исполнительной власти входит ежегодный сбор информации о подготовке к отопительному сезону. Не все такие данные предоставляют своевременно, некоторые не предоставляют вообще. В законопроекте о внесении изменений в КоАП некто Сидякин, депутат ГД, предлагает за непредоставление таких сведений или предоставление недостоверных сведений наказывать должностных лиц штрафом от 20 до 50 тысяч рублей, предпринимателей – от 50 до 100 тысяч рублей, а юридических лиц – штрафом от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

Спросили на этот счет мнение министерства строительства и ЖКХ области. Представитель министерства сообщил, что его ведомству законопроект по душе. На вопрос, есть ли какой-то законодательный акт, который для начала обязывает предоставлять эту информацию, чиновник неуверенно сказал «нет».

– То есть вы поддерживаете данный законопроект, а завтра вашего министра, согласно этому закону, можно запросто привлечь к уголовной или административной ответственности?! Ему же дают информацию с разных сторон, он ее передает дальше губернатору, губернатор отдает выше, в Москву. Таким законом мы поставим глав муниципальных образований в такое положение, когда они сплошь и рядом будут виноваты: они же не ходят, не проверяют кооперативы, товарищества – не в состоянии всё проверить лично. Или вы мне, может быть, объясните, чем это обосновано? Кто будет отвечать – министр, глава администрации, начальник отдела? Не то не вы себя, а нам придется защищать вас от суда.

Смущенный чиновник не смог ничего ответить, но одумался и тотчас же отказался от своих былых убеждений. Николай Скворцов подчеркнул, что, скорее всего, отсутствует законодательный акт, который бы обязывал юридические лица предоставлять информацию о подготовке к отопительному периоду. К тому же в случае принятия закона за одно и то же правонарушение несла бы ответственность целая бесконечно длинная цепочка должностных лиц.

Не уполномочили на зарплату

Далее общественная палата приступила к рассмотрению пакета нормативно-правовых актов, направленных на регулирование деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Поправки относят должность уполномоченного к государственной, определяют его компетенции, критерии, которым должен отвечать претендент, срок полномочий, порядок вынесения кандидатур.

Как известно, региональным уполномоченным является Максим Фатеев (президент торгово-промышленной палаты, член ОП области), причем эта должность на данный момент носит неофициальный характер. Необходимость утверждения статуса государственной должности появилась после обращение федерального уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова на имя губернатора области. Есть также поручение от министерства экономического развития РФ, рекомендовавшее принять этот закон еще в апреле текущего года. Недавно появилось и соответствующее распоряжение губернатора.

Ключевым вопросом является утверждение заработной платы для нового государственного органа. Материальное обеспечение деятельности аппарата уполномоченного предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета. В финансово-экономическом обосновании законопроекта сообщается, что в областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-го и 2016 годов такие средства не предусмотрены. А средства, надо сказать, не маленькие: аппарат нового госоргана должен состоять собственно из омбудсмена – с зарплатой 2,312 миллиона рублей в год, а также его советника – с зарплатой 761 тысяча рублей в год.

– Насколько я знаю из прессы, Максим Альбертович изложил свое мнение по этому вопросу – он против законопроекта, считает, что эта человек на этой должности должен работать на общественных началах, – сообщил председатель комиссии Николай Скворцов. Однако представительница торгово-промышленной палаты региона заявила, что и ТПП, и ее глава (в зале заседания отсутствовал) концептуально поддерживают проект закона:

– Круг обязанностей у него – как и у других уполномоченных: ведет прием у себя в ТПП, в приемной президента, губернатора, также поступило предложение вести прием в партии; выезжает в муниципальные районы. Более того, Саратовская область является единственным регионом в ПФО, где уполномоченный по защите прав предпринимателей осуществляет деятельность на общественных началах. Так бы мы работали и дальше, но встала необходимость приведения нормативно-правовой базы института бизнесомбудсмена в соответствии с федеральным законодательством.

Выступающая также вспомнила, что существует федеральный закон № 78 «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей РФ», согласно которому в регионе может быть учреждена должность уполномоченного по правам предпринимателей.

– А может и не быть, – ухватился за спасательную соломинку Александр Ландо и уверенно поплыл. – Вы мне объясните, почему, если это необязательно, нужно превращать эту должность в государственную? А то мы всё время говорим, надо что-то экономить, а здесь... Да дело даже не в экономии! У уполномоченного по правам предпринимателей узкий круг полномочий, в отличие от уполномоченных по правам человека и ребенка. Тем более у нас есть торгово-промышленная палата, которая все функции бизнесомбудсмена отчасти дублирует. Посмотрите, один к одному!

– Можно по поводу финансово-экономического обоснования сказать? Здесь написано, что... – в который раз пыталась сообщить что-то важное представительница торгово-промышленной палаты.

– Да подождите, вы почему меня перебиваете?! Зачем нам финансово-экономическое обоснование, если мы сейчас говорим о том, что нужно оставить эту должность на общественных началах? – раздраженно цыкнул Александр Соломонович. И тут вырвался крик его души: – Я вам для справки скажу: на аппарат всей общественной палаты финансирование на 40 процентов меньше, чем предлагается финансирование на уполномоченного и его советника. Хотя работы у нас тут непочатый край! Понятно, за счет чего это: у уполномоченного зарплата большая, а я и все мои коллеги, все 64 человека, работаем тут на общественных началах.

Других членов общественной палаты, помимо пресловутой обиды, обеспокоило также и то, что Максим Фатеев, будучи государственным служащим, не сможет совмещать свою работу с любой другой (в том числе общественной), кроме научной, преподавательской и творческой. В ответ представительница ТПП предложила не рассматривать этот законопроект в привязке к конкретной личности, а обсудить концепцию в целом. В итоге несмотря на категорическое «нет» Александра Ландо общественники решили отложить этот вопрос до встречи с Максимом Фатеевым.

Полусухие меры

На этом заседании общественники также вернулись к проекту закона «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции», который инициировала ОП области. Поправки подразумевают полный запрет торговли алкогольными коктейлями на территории области, прекращение торговли алкоголя в местах проведения массовых мероприятий, за два часа и в течение двух часов после их проведения. 20 августа состоялось заседании рабочей группы областной думы, где этот проект закона был отклонен депутатами.

– В результате мы получили на 25 страницах замечания от всех, кто смотрел этот закон. На нас, мол, могут в суд подать, это может быть мертворожденный закон и так далее. Я считаю, что это сказано просто от нежелания скрупулезно работать над этим законодательством, – высказалась главный инициатор законопроекта Наталия Королькова.

Такими темпами, по ее словам, не так просто достичь потребления восьми литров в год на душу населения – эталона, установленного в рамках антиалкогольной концепции. Но Наталия Александровна не сдается и на этот раз предлагает не целый закон, а отдельные поправки в акты, которые уже есть. В числе таких поправок добавление еще одного дня трезвости в день студентов.

– Так потихонечку все дни и отберем у праздников. Сделаем, так сказать, сухой закон на территории Саратовской области, – пошутил Александр Ландо.

Второй шаг, на котором настаивает лидер общества трезвости Наталия Королькова, – запрет розничной продажи слабоалкогольных и тонизирующих напитков. В предыдущий раз депутаты обосновали отказ тем, что региональная власть имеет право вносить запрет в отношении времени и места, но не может запрещать торговлю каким-либо отдельным алкогольным изделием. Помощник прокурора области Олег Петров пояснил:

– Не противоречит введение запрета в отношении отдельной категории алкогольной продукции в том случае, если эти категории введены в четком соответствии с федеральным законом. В федеральном законе об обороте алкогольной продукции она делится на ряд подвидов: крепкий алкоголь, винные напитки и т. д. Такой категории, которая предложена в проекте – слабоалкогольные и тонизирующие напитки, – в федеральном законе нет.

Олег Петров предложил обозначить коктейли как винные напитки. На опасения общественников, не останется ли при этом область без вина и шампанского, помощник прокурора успокоил, что эти напитки относятся к другой категории алкогольной продукции. И подкинул пару идей ограничений, введенных в других регионах: запрет на продажу алкоголя в местах общественного питания в ночное время суток, во встроенных в жилые дома помещениях.