Полёты во сне и по России

Оценить
Правительство обдумывает перекрытие воздушных связей россиян с «чужим» миром

Полёты за границу для россиян скоро могут стать непозволительной роскошью. Зато авиаперевозки на внутренних направлениях могут вдруг оказаться доступнее. Во всяком случае на такой расклад надеются авторы идеи увеличить налоги на заграничные полёты.

Независимые эксперты уже назвали предлагаемый манёвр «скрежетом железного занавеса».

Всё туризма ради

Инициатива о повышении налогов на зарубежные авиаперевозки, конечно же, принадлежит депутатам Государственной думы РФ. А конкретно справедливороссу Олегу Нилову. По его словам, летать в Европу, Африку и Америку для россиян не должно быть дешевле, чем, скажем, на Камчатку или в Сибирь. Нилов предлагает поднять ставки НДС на перевозки за границу до 18 процентов и одновременно отменить налог на добавленную стоимость (НДС) для внутренних рейсов. Напомним, что сегодня из внутренних рейсов только на направлениях «Крым» и «Севастополь» НДС не действует.

Нилов уверен, что его идея, в случае её принятия, будет способствовать развитию внутреннего туризма. Потому что предлагаемые им меры станут дополнительным стимулом для авиакомпаний и туроператоров к оказанию услуг в пределах территории России. «Это нововведение снизит транспортные расходы и стоимость перелетов внутри России. В итоге данная мера комплексно поддержит развитие экономики в целом», – утверждает Олег Нилов.

Эксперты, оценивая предложения парламентария, пока высказываются довольно сдержанно. Некоторые, правда, всё-таки пытаются отыскать положительные моменты в потенциально возможных новых условиях.

Например, Алексей Молоканов, генеральный директор компании «Российский чартерный центр», идею об обнулении НДС на внутренние рейсы оценил положительно. По его мнению, она действительно может иметь положительный эффект в виде импульса к новому витку в развитии внутреннего туризма.

«Удешевление внутренних перелетов положительно скажется на конечном потребителе, – считает Молоканов. – Это нововведение не решит всех проблем с ценообразованием, но станет важным шагом к достижению этого».

Другой эксперт, гендиректор компании-туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, в оценках влияния инициативы по обнулению НДС на развитие внутреннего туризма был более сдержан. Он отметил, что «это предложение может стать одним из элементов программы поддержания и развития внутреннего туризма. Но при этом составляющие перелета многочисленны и обнуление НДС не самый значимый фактор в ценообразовании».

По словам Ромашкина, на высокую стоимость внутренних перелетов влияет отсутствие конкуренции авиакомпаний, а также слабое развитие региональных аэропортов и дороговизна топлива. Чтобы говорить о развитии внутреннего туризма и тем более экономики в целом, стабилизировать нужно прежде всего эти факторы.

Что касается перспектив отдельных регионов в условиях отмены НДС на авиаперевозки, то тут, по мнению эксперта, не всё так однозначно. «Для Сочи снижение стоимости перелета достаточно позитивный момент, – соглашается Ромашкин. – А вот для Санкт-Петербурга обнуление НДС пройдет незамеченным, поскольку тарифы на этом направлении и сейчас достаточно бюджетны. Но для более точных оценок, безусловно, необходимо увидеть проект в действии».

Доступно не значит привлекательно

Ряд экспертов идею Нилова раскритиковали полностью. Так, Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок, отметил, что «ни к каким реальным подвижкам в экономике авиабилетов» предложения депутата не приведут. При наличии саморегулируемого рынка изменения конъюнктуры ждать не следует. «Потому ни о стимуляции внутренней пассажирской авиации, ни о значительном снижении тарифов на полеты по России надеяться не приходится. В любом случае, если борта будут хорошо заполняться, тарифы снижаться не станут. Если же будет переизбыток перевозки, то цены на авиабилеты будут снижаться независимо от НДС», – говорит Бураков.

Аркадий Евстафьев, гендиректор «Инвестиционного холдинга «Энергетический союз», владеющего в том числе и авиакомпанией «Саравиа», отметил, что повышение налога на заграничные перелёты в первую очередь ударит по кошелькам потребителей. «Естественно, повышение налога сделает билеты дороже. То есть расплачиваться за решение властей, если оно будет принято, будут потребители. При этом, зная наших депутатов, я почти не сомневаюсь в том, что это непродуманное, контрпродуктивное решение всё-таки будет принято», – говорит Евстафьев.

Эксперт отмечает также, что объективных причин для перераспределения пассажиропотока в пользу внутренних направлений авиаперевозок нет. И не появится в случае обнуления для них НДС.

«Ну, куда будут летать люди? В Магадан? Там будут отдыхать? Сильно в этом сомневаюсь. Хотя, может быть, депутаты хотят, чтобы люди вообще перестали пользоваться авиатранспортом? Тогда ещё парочка подобных решений, в виде повышения цен на топливо, например, и россияне начнут ходить пешком. От дома до булочной», – говорит Аркадий Евстафьев.

Пока здесь думают, там уже готовятся

Стоит отметить, что манёвры с НДС на авиаперевозки не первая попытка ограничить воздушное сообщение между Россией и Западом. Некоторое время назад в правительстве России всерьёз обсуждали возможность полного или частичного запрета транзитных полётов через территорию Российской Федерации для авиакомпаний Европы, которые направляют свои рейсы из Европы в Азию.

Данная мера в первую очередь коснётся транссибирского маршрута, наиболее часто используемого европейскими авиакомпаниями для перелетов в Азию. Как известно, право использования данного маршрута воздушными перевозчиками Европы оплачивается.

Несмотря на то что возможность запрета пока только обсуждается, США и ряд европейских стран стали готовиться к тому, что Россия его всё-таки введёт. Так, крупнейшие авиаперевозчики из США Delta Air Lines и United Airlines объявили о подготовительных мерах к возможному запрету пролета их лайнеров в Азиатско-Тихоокеанский регион над территорией России. Представители компаний выразили обеспокоенность, что введение таких запретов скажется на их возможности обеспечивать совершение запланированных рейсов. При этом авиаперевозчики взялись за разработку альтернативных маршрутов, которые шли бы в обход недоступного в перспективе для них пространства.

Аналогичную работу, по сообщениям СМИ, ведет и Финляндия. Финский минтранс якобы тоже занимается поиском вариантов на тот случай, если Москва всё же примет решение о закрытии своего воздушного пространства.