«Страдания» от всего сердца

Оценить
Бесплатные встречи с режиссерами мировой известности и прочие прелести киножизни в Саратове

На этой неделе открываются новые, одиннадцатые по счету «Саратовские страдания». В минувшую пятницу в пресс-центре правительства области состоялась пресс-конференция, посвященная фестивалю документальной мелодрамы.

Далекое будущее в сегодняшнем дне

По традиции «страдать» саратовскому зрителю придется почти неделю – с 11-го по 16 сентября. В начале встречи журналистам показали фрагменты фильмов, представленных на фестивале. В одном из них, например, итальянцы рассказывают о своей поездке на фестиваль молодежи и студентов в Москву в 1957 году – здесь хроника переплетается с современными съемками. «61-й альбом» израильского режиссера Эфрата посвящен шахматисту Борису Гельфанду. В работе «Дель и его Предел» мы можем видеть тяжелую работу театрального режиссера Владимира Деля, в начале прошлого года, к слову, приезжавшего в Саратов с Захаром Прилепиным и спектаклем «Допрос» по произведению Прилепина. Всего в этом году будет три программы: основная (22 фильма), «Панорама. Kinodok» (13 фильмов) и «Наша кинофабрика» (10 работ местных авторов).

Татьяна Зорина, предупреждая традиционный вопрос о финансовой стороне «Саратовских страданий», сама начала разговор с этого: «Для кого-то юбилейные фестивали являются переломными, а нам показалось, что цифра 11 может стать такой. Мы сейчас думаем над тем, в каком формате будем существовать дальше. Связано это со многими причинами, в частности с финансовыми. В этом году основные учредители – Министерство культуры области – выделили нам совсем маленькую сумму. Я не могу это прокомментировать, могу только назвать цифру – 200 тысяч, плюс нам предоставляют помещения, часть транспорта и т. д. Провести за эти деньги фестиваль невозможно. В прошлом году на закрытии Аркадий Евстафьев обещал, что поможет нам в этом году. Представьте себе: если фестиваль минимально стоит полтора миллиона, какой сумме равна его помощь? На самом деле так и есть. Он сам лично и структуры, которые входят в холдинг «Энергетический союз», перечислили нам деньги. Я никогда не сталкивалась с тем, чтобы человек дал деньги и не ставил никаких условий. Наверное, это далекое будущее».

Директор ООО «Авиатранс» Михаил Герасименко заметил, что финансовая помощь фестивалю на производстве никак не скажется: «Самолеты как летали, так и будут летать». Также он подчеркнул, что предприятия холдинга стараются помогать многим культурным мероприятиям в области: «У нас есть возможность. Думаю, мы будем делать это и в дальнейшем. Кроме того, мы учредили специальный приз от нашей компании». Председатель правления банка «Агророс» Дмитрий Кондрацков вслед за Герасименко подчеркнул важность социально ориентированного бизнеса.

Топорно об остром

В этот раз гостями фестиваля станут писатель и сценарист Алексей Иванов, режиссеры Валерия Гай Германика и Кшиштоф Занусси. Зорина отметила, на этот фестиваль «звезды приезжают не в жанре комментаторов, а в жанре главных героев. То есть мы не показываем кино и прикладываем к нему автора, а именно встречаемся с ними». Германика и Занусси приедут ненадолго: российский режиссер – на закрытие, классик мирового кинематографа специально прилетит из Торонто на полдня. К сожалению, показать новые работы режиссеров не удастся: у поляка фильм пока путешествует по другим фестивалям, что касается «Да и да» Германики, то его не смогут представить по цензурным соображениям: в ленте присутствует ненормативная лексика, с недавних пор по закону недопустимая в художественном кино. Впрочем, не исключено, что удастся показать «цензурный» фрагмент.

Зорина сразу же парировала вопрос о том, не будет ли в этом году основной темой фестиваля взаимоотношения учеников и учителей, поскольку в Саратов приезжают авторы романа «Географ глобус пропил» и телесериала «Школа»: «Я думаю, что журналисты всегда найдут концепт в рамках любых предлагаемых обстоятельств. Мы всегда жестко формулировали концепцию для каждого фестиваля. В этом году при отборе программы для нас главным оказалась эмоция. Творческая встреча с Кшиштофом Занусси называется «Чистота сердца». В одном из его фильмов об этом рассуждает ученый. В этот раз мы строили программы по движению сердца. Но я не хочу, чтобы это считалось концептом. А Иванова и Германику мы хотели пригласить давно, но не складывалось».

Что касается жюри, то оно в этот раз будет представлено авторами тех работ, что когда-то удостаивался наград в «Саратовских страданиях». Возглавит жюри президент Гильдии документального кино Евгений Григорьев, встреча с которым состоится в субботу.

По традиции пройдет показ фильма в рамках «Немного кино. Живой музыки». В этот раз саратовский зритель увидит картину «Мой сын» 1928 года, считавшуюся утерянной. Совсем недавно в Аргентине удалось обнаружить единственную неполную копию ленты. Как и в прошлый раз, рассказ будет вести московский историк кино, доктор искусствоведения Ирина Гращенкова, а аккомпанировать – Анатолий Кац. Помимо этого, среди любопытных мероприятий на фестивале следует отметить «Scopitone Films» в конференц-зале издательства «Слово» – вечер фильмов из музыкального автомата 60–70-х годов и выставку «Детская мода. 100 лет назад» в областном учебно-методическом центре. Кстати говоря, в этом году проход на все мероприятия фестиваля, за исключением церемонии закрытия и «Scopitone Films», будет свободным.

Немного поговорили и непосредственно о фильмах. В частности, выяснилось, что в этом году в программу не попала одна работа, посвященная текущим событиям на Украине. «Я очень хотела, чтобы нас не упрекали: вот, мол, не берете украинцев», – объяснила Зорина. – «Но работа совсем наив­ная. Брать же исходя из политических соображений, не хочется. Это острая проблема, и не хотелось бы, чтобы документалисты размышляли топорно. Хочется тонкости, понимания многих процессов. Очень просто же взять несколько сюжетов, соединить их и сказать, что это фильм». Впрочем, вполне возможно, что сильные ленты на эту тему появятся на будущих фестивалях.