«Промыслом, рукоделием и работой кормятся...»

Оценить
Саратовские мещане не хотели ликвидации городских сословий

Саратов, как один из крупных экономических и культурных центров Поволжья, во все времена привлекал к себе внимание многих известных личностей. Среди таковых следует назвать и Константина Ивановича Арсеньева (1789–1865) – академика Петербургской академии наук, статистика, историка, географа, издавшего труды «Статистические очерки России», «Царствование Петра II», «Царствование Екатерины I», «Краткая всеобщая география» и другие.

В нашем городе Арсеньев впервые побывал летом 1833 года. В своих «Путевых заметках о Юго-Восточной России» он написал: «Саратов в ряду губернских городов занимает одно из почтеннейших мест и по людности населения, и по красивости строений, и по богатству жителей. Огромные капиталы пускаются здешним купечеством и в торговлю, и в разно­образные промыслы». «Самая местность Саратова благоприятствует предприимчивости: сюда свободно достигают все произведения стран Закамских и Уральских и отсюда вместе с богатством внутренней России так же свободно и удобно могут передаваться в край Закавказский и в Персию, равно как и земли Придонские», – отмечал Константин Иванович, подчеркивая громадное значение Волги в развитии города: «Огромные грузы отправляются из Саратова вверх и вниз по Волге. Не много городов в России могут похвалиться таким движением, такою готовностью на всякое улучшение. Саратовские граждане не ограничиваются одним только укреплением города своего, но заботятся о пользах целого края».

В Саратов Арсеньев прибыл для изучения положения раскольников (старообрядцев). В этот период Константин Иванович, ранее преподававший в Петербургском университете, в Главном инженерном и артиллерийском училищах, удостоился чести стать преподавателем наследника престола, будущего императора Александра II. Арсеньеву было поручено знакомить наследника со статистикой и историей. Поскольку статистика в России находилась тогда в зачаточном состоянии, Николай I издал указ: «По требованию коллежского советника Арсеньева повелеваем доставлять ему из всех министерств сведения, нужные к составлению статистики Российской империи для преподавания его императорскому высочеству великому князю, наследнику престола». Кроме того, Арсеньеву было разрешено извлекать из архивов документы, необходимые для преподавания истории России. Это позволило Константину Ивановичу обогатить историческую науку массой новейших данных, ранее недоступных. А когда сведений из архивов центральных учреждений оказывалось недостаточно, Арсеньев выезжал на местность, изучал документы губернских учреждений.

Когда цесаревич в ознакомительных целях решил предпринять путешествие по России, Константин Иванович составил ему список мест, которые следует посетить. Значился здесь и Саратов, куда наследник заехал в июне 1837 года по пути из Сибири в Петербург. Арсеньев был противником крепостного строя в России, что послужило в свое время причиной отстранения его от преподавания в университете. И в том, что его ученик, взойдя на престол, отменил крепостное право и вошел в историю как царь-освободитель, несомненно, сказалось влияние Константина Ивановича.

Выполняя обязанности преподавателя наследника, Арсеньев одновременно с 1832-го по 1853 год состоял членом совета министерства внутренних дел и явился инициатором создания при министерстве статистического комитета, который и возглавил. По рекомендации министерства в губернских городах тоже стали создаваться статистические комитеты. Для ознакомления с деятельностью комитета в Саратове Арсеньев вновь приехал в наш город. Он был приятно поражен тем, что за семь лет «город необыкновенно изменился к лучшему в наружном в своем устройстве. Много возведено новых красивых зданий; в центре города подле собора разбит род сквера для прогулок; главная Московская улица вымощена известняком, делаются приготовления для мощения и других улиц; устроена насыпь или плотина и открыт удобный проезд по Царицынской (ныне Чернышевского. – З. Г.) улице через глубокий ров, который доселе безобразил город и преграждал прямое сообщение частей его. Вообще в последние годы Саратов видимо улучшился во всем...»