Этимология отрочества

Оценить
В саратовском ТЮЗе спектаклем «Отрочество» открылся новый театральный сезон

В минувшую субботу в ТЮЗе на малой сцене состоялась премьера нового спектакля по пьесе молодого российского драматурга Ярославы Пулинович. Спектакль включен в репертуар театра по итогам творческой лаборатории «Четвертая высота. Шаг за шагом в будущее: драматургия для подростков».

Рекомендуемая возрастная категория для спектакля, указанная на билетах: 12+. То есть существенное количество отроков, которым еще не стукнуло двенадцать, на спектакль про самих себя сходить не могут. А сходить действительно стоит, и не только им. Это смелая инсценировка автобиографической повести Льва Толстого со стилизациями под современность. Билеты давно раскуплены. В проходе между рядами стоят дополнительные стулья. Они тоже пригодились.

Мораль без морализма

Сюжет построен на истории взросления главного героя спектакля – бледного юноши с ясным горячим взором – Николеньки. С раннего детства по натуре он поэт и мечтатель. Но даже в образованнейшей дворянской семье молодым поэтам жилось непросто. Главный герой постоянно испытывает чувство одиночества, недопонимания, разрыва, который невозможно преодолеть. Ясность и горячий взгляд, напротив, портят его отношения с семьей и близкими людьми, но помогают взглянуть на окружающий мир по-другому. Его понимает только мать. Это история о настоящем, чутком и впечатлительном мальчике, в котором каждый зритель узнает себя.

В инсценировке Ярославы Пулинович взяты лишь некоторые эпизоды трилогии Толстого. Большинство, конечно, из «Отрочества». Вообще получилась такая солянка из фрагментов по Толстому. Самые ключевые из взятых эпизодов – это первая поездка Николеньки на охоту, история ссор и диалогов со старшим братом Владимиром. Смерть матери, переезд в Москву, обучение у гувернеров, взаимоотношения с родными и домочадцами, первая любовь к Сонечке.

В центре внимания – изменение ценностных ориентиров маленького Николая, становление его характера, робкий процесс инициации, принятия своего «я». Те, кто прочел все три повести, с настороженностью наблюдали за динамикой главной сюжетной линии, так как спектакль и повести – это две разные по форме вещи. Но содержание задумывалось прежнее. В едином времени и пространстве слиты все три произведения. Даже, скорее, перемешаны. Это конструктивный и созидательный замес. Вольная интерпретация Толстого многое исключила, многое упростила, привнося в спектакль Толстого еще больше. Без морализма и неуместных дидактических метафор.

Любовь и прочие трудности

В «Отрочестве» весь мир толстовских повестей оживает. Просыпается детство с его теплым светом, чистой любовью и безвременьем. Классический текст XIX века обращается с малой сцены ТЮЗа не только к подросткам, но и ко взрослым зрителям. Это спектакль-напоминание взрослым об их детстве, которое навсегда остается с каждым человеком. Постановка о родном и самом близком, но самом недостижимым и тайном. Главный герой – это собирательное «мы». Вместе с Николаем эти самые «мы» взрослеем, стесняемся себя, ищем, боимся, учим и не учим уроки, спорим сами с собой, разочаровываемся, прыгаем в огонь и влюбляемся. «Отрочество» – как короткая жизнь в жизни. Время, когда ставятся главные вопросы для каждого человека. Период, без которого каждый последующий этап не имеет значения.

Как поставить спектакль о юноше и не наврать самому себе и зрителям? Надо быть по-своему отроком, наверное. Это спектакль о простых, понятных и одновременно сложных чувствах, вещах, переживаниях, которые самоочевидны, но придерживаться их сложней всего. Это спектакль о том, как не перестать быть ребенком. Толстовские метаморфозы человеческой души – это далеко не скучное маразматичное морализаторство. До своего собственного отрочества надо еще дорасти. Для режиссера в спектакле этот период жизни не что-то неизбежное, не возрастной рубеж, через который проходит каждый, а, скорее, личный момент истины и робкая попытка отождествление себя в мире, поиск даже не ответов, а просто вопросов.

Авторов!

Драматург из Екатеринбурга Ярослава Пулинович уже стала лауреатом многих престижнейших премий в области театра – «Голос поколения», «Дебют», «Евразия», «Новая пьеса» (в рамках «Золотой маски»), «Арлекин».

Режиссёр спектакля «Отрочество» Алексей Логачев тоже молодой, выпускник Российской академии театрального искусства – ГИТИС (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Играл в двух знаковых дипломных спектаклях мастерской – это «Пушкинский дом» по роману Андрея Битова, режиссер-педагог Сюзанна Серова. И «День рождения Смирновой & Чинзано» Л. Петрушевской, режиссер-педагог Елена Невежина. Но сначала Алексей окончил Нижегородский государственный университет, факультет вычислительной математики и кибернетики. Самые яркие театральные постановки Логачева – «Хармс втроем» по произведениям Даниила Хармса, театр им. Булгакова, в соавторстве с Сергеем Арониным и Екатериной Негруца. «Метель» Василия Сигарева по Пушкину. Спектакль ставился в Пермском академическом театре «Сцена-Молот». И «Москва-Петушки» – Венедикта Ерофеева, мастерская Каменьковича и Крымова, ГИТИС.

Художник-постановщик «Отрочества» – Ольга Колесникова. Эскиз спектакля подготовлен еще в ноябре прошлого года. Постановка была единогласно признана победителем лаборатории по результатам зрительского голосования. 84 процента голосов зрителей было отдано за включение спектакля в постоянный репертуар. Постановка была отмечена театральными критиками и художественным руководством театра.