Генеральный спонсор села

Оценить
Пример того, как грамотно организованное хозяйство может не только выживать само, но и помогать жить окружающим

Говоря о «социально ответственном бизнесе», мы часто подразумеваем лишь крупные компании, строящие детские сады и содержащие целые футбольные команды. Но социально ответственным вполне может быть и небольшое хозяйство в Саратовской области. Такое, как кооператив «Екатериновский», расположенный в селе Сластуха Екатериновского района.

Председатель совхоза (как по старинке называют кооператив местные жители) Владимир Ляшенко – человек с неописуемым взглядом. Его глаза смотрят на собеседника так подкупающе дружелюбно, что поневоле начинаешь чувствовать необъяснимое расположение к этому вроде бы совершенно незнакомому тебе человеку. И это несмотря на то, что сам Ляшенко абсолютно не настроен ни фотографироваться, ни рассказывать о достижениях своего СХПК. Просто он не из тех, кто любит много хвастаться. Хотя похвастаться «Екатериновскому» действительно есть чем – на помощь мне приходят более разговорчивые сотрудники хозяйства.

История одного совхоза

О «Екатериновском» и его руководителе «Газета недели» уже писала почти два года назад («Было бы желание – и много труда» в номере от 13.11.2012 г.). История хозяйства кажется вполне банальной: в 1930-м году в Сластухе был организован колхоз, позже реорганизованный в птицевсовхоз, а ещё позже – в совхоз. В 90-е годы хозяйство оказалось в шаге от разорения: из всей имеющейся в его распоряжении пашни в обработке находилось менее 15 процентов (около 1000 га), а в поле работало всего 3 трактора. В таком виде в 1997 году его принял новый председатель Ляшенко. Сейчас в наличии у кооператива 6 тысяч га обрабатываемых земель и внушительный технопарк: полтора десятка грузовиков, 6 комбайнов, самоходная косилка... И в жизни села Сластухи «Екатериновский» играет, пожалуй, ту же роль, что и

АвтоВАЗ – в жизни города Тольятти. По сути хозяйство является здесь чем-то наподобие градообразующего предприятия, совмещая в себе функции основного работодателя и генерального спонсора.

Главный агроном кооператива Владимир Смоляков показывает мне покрытую ровным асфальтом площадку, где компактно расположились 4 склада, 2 механизированных тока, автовесы и сушилка. «Сушилка есть далеко не у всех, поэтому половина хозяйств района нам завидуют, – сообщает Смоляков. – В прошлом году уборка была дождливой, и у нас почти всё зерно шло через неё. А многим приходилось для сушки сдавать зерно на элеватор и платить за это». Ещё два склада расположены за пределами площадки, но и их хозяйству уже не хватает. В планах – построить новый ангар для зерна на 1,5 тысячи тонн.

Мы отправляемся в поле, затопленное морем золотой пшеницы. По морю деловито плывут несколько комбайнов, подъезжающие к ним грузовики только и успевают подставлять свои необъятные зобы под ярко-жёлтые струи собранного зерна. «Многие хозяйства сейчас перешли на «трёхполку» – сеют всего две культуры, потому что им это выгодно, но землю они этим гробят. Земля истощается в плане плодородия, – поясняет агроном. – А у нас пяти-шестипольный севооборот, чередование культур. Подсолнечник мы возвращаем на поле не раньше чем через пять-шесть лет, потому что он истощает почву, заносит болезни, разводит сорняк...» Саратовская область занимает по подсолнечнику лидирующее место в России, как следствие – цена на него в регионе невысокая. Но при сравнительно меньших затратах эта культура более предсказуема в плане получения урожая чем, например, та же пшеница, тем и выгодна. «Яровая пшеница ещё неизвестно, даст или не даст урожай, а подсолнечник – стабильно даст», – объясняет Смоляков точку зрения рядового фермера в этом вопросе. Кроме пшеницы и подсолнуха, хозяйство занимается возделыванием гороха.

Где заработать трудом

«Большим хозяйствам государство деньги даёт, а про маленькие и средние, вроде нашего, почему-то забывает», – посвящает меня Смоляков в тонкости аграрной политики родного государства. И хотя «Екатериновское» получает погектарные субсидии, для поднятия отечественного сельского хозяйства (о чём в последнее время говорится так много), этого явно недостаточно. Тем более в засушливой Саратовской области. «В Краснодарском крае погектарные субсидии почему-то выше, – поясняет собеседник. – Хотя у нас здесь область рискованного земледелия. Засуха пришла – и нет урожая. А ведь засуха у нас – три года из пяти». И если в том же Краснодарском крае урожайность достигает 70 центнеров с гектара, то нашем регионе этот показатель в 3,5 раза меньше. Кроме того, в Краснодарском крае расположен порт, поэтому и отпускная цена на зерно там выше. «Конечно, у них будут деньги на закупку импортной техники, а ещё и такие федеральные субсидии туда уходят!» – подытоживает специалист.

К слову, о технике. Все комбайны в парке хозяйства – отечественного производства, и Смоляков терпеливо объясняет мне, что российская техника не обязательно хуже зарубежной, и многое здесь зависит от комбайнёра. В машинах ростовского производства, обладателем которых является «Екатериновское», есть и печка, и кондиционер, и цифровой дисплей. При этом по цене такие машины вдвое дешевле зарубежных аналогов и на 70 процентов дешевле в обслуживании. Надо сказать, что обновлению своего технопарка кооператив уделяет должное внимание: за последние годы были закуплены новые погрузчики и новые комбайны, в позапрошлом году была приобретена самоходная косилка. Но даже несмотря на то что производительность отечественной техники далеко не всегда ниже зарубежной, в хозяйстве всё равно по возможности стремятся закупать именно иностранные машины.

Коллектив «Екатериновского» составляет 115 сотрудников. Среди работающих в поле мужчин, к своему удивлению, я встретил и совсем молодых ребят. А ведь сейчас в районах области много жалуются на отток молодёжи в более перспективные крупные города... Что же держит в Сластухе полных сил парней, которым ещё не исполнилось и 25? Пообщавшись с ними, я узнал, что в сезон уборки их месячные доходы иной раз достигают 35 тысяч рублей! Зарплаты даже по меркам Саратова считаются более чем просто хорошими. В хозяйстве отдельно подчеркнули, что зарплата работникам выдаётся вовремя, чем обеспечивается некоторая стабильность.

Прибыль для всех

«Екатериновское» даёт местным жителям не только работу, хотя и это для нынешнего села больше дело. Хозяйство за свой счёт сделало ремонт (в том числе провело отопление и свет) в местном медпункте, помогло вставить окна в школе, активно участвует в благоустройства села. «Здесь была не очень хорошая дорога, – приводит пример Смоляков. – Мы своими силами её выровняли. Когда нужно было выстричь бурьян в селе, руководитель выделил для этого трактор с косилкой». И это притом что сам председатель живёт не в Сластухе, а в административном центре Екатериновке.

«Хозяйство базовое, помогает селу очень сильно, – подтверждает глава администрации муниципального образования Сластухинское Денис Беляев. – По сути сделало фельдшерско-акушерский пункт, замечательный садик, постоянно помогает школе, активно помогает в благоустройстве села, сделало памятник воинам Великой Отечественной войны. Мы планируем его реконструкцию – в этом хозяйство тоже будет участвовать».

Упомянутый чиновником детсад – отдельный разговор. Затраты на него уже стали регулярной строчкой расходов кооператива. «За те четыре года, что я работаю, ни по одному вопросу, ни по одной проблеме Владимир Григорьевич не отказывал в помощи, – рассказывает заведующая детским садом № 16 села Сластуха Татьяна Ляхова. – Это единственный человек, на которого я могу положиться в любое время. В том числе и в коммунальных вопросах, потому что жилищно-коммунальные службы из Екатериновки сюда не едут... Буквально неделю назад у нас закончились работы по реконструкции фасада здания – с помощью хозяйства полностью был заменён цоколь. Когда мы открывались, у нас не было игрушек, кооператив полностью их закупил. Сейчас мы обговариваем вопрос поставки игрового оборудования на начало учебного года. На все большие праздники, которые проходят на базе детского сада (открытие учебного года, Новый год, 8 марта), наш спонсор всегда предоставляет материальную помощь, на которую мы приобретаем призы и подарки детям. За это ему огромное спасибо!» В прошлом году хозяйство выделило на ремонт детсада краску, подарило мультимедийный проектор (кстати, необходимый для работы учреждения по федеральным стандартам), телевизор, баян в музыкальную комнату...

Одних санкций недостаточно

В планах у хозяйства, конечно, развитие. Но, как признаёт первый заместитель председателя Алексей Ляхов, здесь многое зависит от помощи со стороны государства, особенно в плане животноводства, которым в «Екатериновском» тоже занимаются: «Я думаю, сейчас в правительстве будут настаивать на расширении отечественного животноводства, но это возможно только при содействии инвесторов или государства. Например, мы нуждаемся в помощи при строительстве помещений: даже небольшой животноводческий комплекс на 300 голов построить самим нам практически не под силу». Брать же кредиты при существующих процентных ставках хозяйству попросту невыгодно. «Даже 13 % – это очень много, – поясняет Ляхов. – Пусть ставка будет хотя бы в пределах 10 %, но ведь таких кредитов нет. К нам тут приехал управляющий одного известного банка, предложил кредит под 9 %, мы были согласны. Но потом оказалось, что на деле ставка превышает 15 %».

Что касается недавно введённых санкций, то они, конечно, будут способствовать развитию отечественного сельхозпроизводителя, но одних запретов на импортную продукцию явно недостаточно. «Нужна господдержка, которую мы не ощущаем, – говорит Ляхов. – Выделяемые на сегодняшний день погектарные субсидии – это капля в море. При затрате горючего в 50 литров на гектар их хватает в лучшем случае на 5 литров. Хотелось бы и субсидий на удобрения – дешёвых их на рынке нет. Нужна госпрограмма по закупке отечественной сельхозпродукции – той же пшеницы, гречки, гороха – по фиксированным ценам».

Мешают развитию сельского хозяйства и административные барьеры. «Сейчас даже организовать свой магазинчик по торговле мясом – сколько будет препон, проверок, – поясняет Ляхов. – Раньше брали на молоко справку раз в квартал, сейчас чуть ли не каждый день берём. Вся эта бюрократическая проволочка перерезает нам путь к прилавку». К попыткам государства насильно сдерживать потребительские цены на продукты в хозяйстве относятся скептически. «Мы слышим: не поднимайте цены, – объясняет председатель Ляшенко. – Но в то же время цена на бензин поднялась на два рубля, цена на дизельное топливо тоже выросла... И как мы можем прокормить себя в таких условиях? Если мы не хотим роста цен, значит всем надо играть в одни ворота».