Все столицы Поволжья

Оценить
Осмотр их достопримечательностей сопровождался непременными страданиями на тему, почему в Саратове не так, как у других волжан

Каждый город на Волге считает себя столицей. И каждый находит для этого основания. Чтобы убедиться в этом, достаточно отправиться в речное путешествие из Саратова в Москву.

Испытание отдыхом

Лето. Разгар отпусков. Охота к перемене мест – омрачаемая новостными сюжетами. Банкротятся туроператоры, отказывается от исполнений рейсов перевозчик «Оренбургские авиа­линии». Сотни россиян не могут вернуться домой из-за границы. Следом репортажи о чудовищной очереди на паром через Керченский пролив («Крымнаш»!). Стоять надо 40 часов, местное население придумало способы заработать. Аферисты подсаживают в автомобили беременную женщину. По правилам Керченской переправы, беременные обслуживаются вне очереди. Стоимость «услуги» мошенников составляет порядка 20 тысяч рублей.

Потом появляются сообщения о коротком замыкании на железной дороге возле Сочи. Сотни отдыхающих, томящихся в жару в вагонах без кондиционеров и ожидающих своего поезда на перронах в районе Большого Сочи. Задержки поездов доходили до 18–20 часов.

Отдых становится испытанием. Как внутри страны, так и за ее пределами. У меня тоже было маленькое испытание. Купив путевку на теплоход «Октябрьская революция», я обнаружила на причале в саратовском порту «Ивана Кулибина». На нем и отправилась в путешествие до Нижнего Новгорода. Уже из Нижнего туристов перевезли на автобусах в Городец, где мы сели на указанный в путевке теплоход, «Октябрину», как называет его команда. Летом 2014 года в Волге в районе Нижегородского гидроузла зафиксирован самый низкий за много лет уровень воды. И теплоходы пройти участок от Нижнего Новгорода до шлюза в Городце не могут. Придумали выход с пересадкой с одного теплохода на другой.

Стремясь компенсировать неудобства, сотрудники круизной фирмы предлагали туристам шампанское при пересадке в Городце. Теплое. Но зато была бесплатная экскурсия по милому провинциальному городку. Домики, поражающие искусностью витиеватой деревянной резьбы. Место, где умер Александр Невский.

Самара – военная столица

На водном пути из Саратова в Москву мы побывали во многих волжских городах. Приятный осмотр достопримечательностей сопровождался непременными страданиями на тему, почему в Саратове не так, как у других волжан.

Каждый город считает себя какой-нибудь столицей. Например, Самара – военная столица. В годы Великой Отечественной войны население Самары выросло втрое и достигло 1,5 млн человек. Сюда было эвакуировано множество предприятий, здесь же был бункер Сталина, построенный в 1942 году на тот случай, если бы пришлось оставить Москву. В Самаре сохранился авиационный завод, выпускают ракеты.

Сейчас в Самаре без малого 1,2 млн жителей. Но главное, о чем с гордостью сообщила местный экскурсовод, Самара – город-курорт. Пляж тянется вдоль всего города. Есть промежутки, частично занятые лодочными стоянками. В жаркое воскресенье при взгляде на пляж казалось, что тут собрались все жители. Или почти все. На длинном песчаном берегу народу было видимо-невидимо. На улицах навстречу попадались самарцы, возвращающиеся с пляжа. Загорелые мужчины, рядом довольные женщины. Лямки купальников, не скрываемые летними сарафанами. Дети с мороженым. Улыбки на утомленных солнцем лицах.

Поскольку лодочные стоянки никому не мешают в черте города, Волга чрезвычайно востребована. Столько лодок на воде, как в Самаре, я не видела у нас даже при социализме, когда у многих саратовских семей были свои маломерные суда.

Казань – столица Татарстана

Казань совсем немного, тысяч на пять–шесть, опережает Самару по числу жителей. В 2005 году, к 1000-летию города, тут появилось метро. К проведению Универсиады в 2013 году в этот город вложены огромные средства, и это очень заметно.

По Казанскому Кремлю, где сидит аппарат президента и находятся разные министерства Татарстана, можно беспрепятственно гулять, любоваться шикарной мечетью Кул Шариф, построенной в Кремле к юбилею города.

В центре много впечатляющих зданий, как исторических, так и новых. Новоделы, в том числе административные здания, поражают масштабами и роскошью. Дорогой и бесстыдной, на взгляд жительницы Саратова, хотя и восхитительной. Яркий пример – построенное в 2010 году монументальное здание министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана. Еще его называют Дворец земледельцев. Стиль – классицизм, преобладавший во второй половине ХIХ века. У Татарстана, где добывается нефть, свой режим бюджетного взаимодействия с центром. Еще и из федерального бюджета перепадает.

В Казани много мест для купания, в том числе и неподалеку от речного порта. Поразительно, но тут сохранились «метеоры» на подводных крыльях, давно забытые саратовцами!

Чебоксары – столица Чувашии

Это единственный город на Волге, где туристов с теплоходов встречает компания местных жителей в нарядных народных одеждах. Под народную песню угощают хлебом-солью. Экскурсовод оказался тот же, что и девять лет назад, во время моего круиза до Нижнего Новгорода.

Удивительная женщина, влюбленная в свой город и профессию. За 50 рублей нам предлагали книжечку ее авторства с шутливыми байками экскурсовода и веселым рассказом про милый ее сердцу город. Одна из баек: экскурсовод предупреждает, что в монастырь у берега нельзя заходить в шортах и сарафанах. «А мы снимем!» – нашелся мальчик лет восьми.

Интересное решение в Чувашии нашли для любителей передвижения на велосипедах. Велосипедные дорожки обозначили двумя белыми полосами на широких тротуарах.

Ну и конечно, тут тоже есть пляж неподалеку от речного порта.

Нижний Новгород – столица федерального округа

Нижний – пятый по численности город страны. Правда, Самару он опережает на каких-то 60 тысяч человек. Кремль, где расположено полпредство президента в Приволжском федеральном округе, правительство области и мэрия города, не отгорожен от народа.

Но с доступностью пляжей – такая же беда, как и в Саратове. Мне кажется, что отсутствие места для купания сказывается на качестве жизни и, как следствие, на здоровье и численности населения. Может быть, поэтому и Нижний, и Саратов оказались в числе самых быстро вымирающих в России, согласно докладу ООН, обнародованному два года назад. Нижний к 2025 году потеряет 11,76 процента своего населения по сравнению с 1990 годом. В 1990 году здесь проживало 1,42 млн человек. В Саратове этот показатель 11,54 процента. Второе место по стране.

В Нижнем Волга значительно уже, чем Волгоградское водохранилище у Саратова – 600 метров против наших 2,6 км. И здесь построена канатная дорога через Волгу, связывающая Нижний Новгород с левобережным городом Бор. Построила ее группа компаний «СетьСтрой», презентовавшая в прошлом году проект канатной дороги между Саратовом и Энгельсом.

Стоимость проезда по канатке – 80 рублей. Поэтому пик ее использования приходится на летнее время – в разгар туристического сезона. Для местных такая переправа дороговата. Но зато ею охотно пользуются студенты, для которых продают льготные проездные. Поэтому учащимся легко добираться из Бора в вузы в Нижнем.

В Самаре, Казани и Нижнем Новгороде сохранились авиационные заводы. Еще их роднит между собой и отличает от Саратова наличие метро. Но ведь нам тоже обещают строительство скоростного воздушного трамвая! Ждем-с.

Ярославль – княжеская столица

Этот город показался мне волшебной шкатулкой. Не случайно виды Ярославля украшают 1000-рублевую купюру. В 2010 году он отметил 1000-летний юбилей. Еще до возникновения Москвы Ярославль был стольным градом русских князей. Исторический центр города является объектом Всемирного наследия Юнеско. Невероятное число старинных церквей. В войну немцы бомбили Ярославль, но целью налетов были промышленные объекты. Церкви и жилые дома фашисты не трогали.

Трех часов на знакомство с Ярославлем было отчаянно мало. Ему хочется посвятить несколько дней. Чистый, промытый, зеленый, невероятно привлекательный.

Любопытный факт: во всех региональных центрах на Волге сохранились или построены недавно (как в Чебоксарах) здания речных вокзалов. А у нас вместо вокзала «Эльдорадо». А что, оригинально, хотя и грустно. Так хотелось бы постоять в очереди в кассу за билетами на метеор до Волгограда. Или хотя бы на баржу до Сазанки или Зеленого острова.

 

Императорское заклятье

Саратовские чиновники не знают, как отвести от себя эту порчу

Стоит у «Липок» Николай Гаврилович Чернышевский, стоит на выжженной земле, трава у пьедестала пожухла, пожелтела, высохла. В чем дело, ведь только что, в прошлом году, поливали!

Призвали экстрасенсов из рекламных изданий («снимаю порчу, возвращаю мужа, можно чужого, работаю дистанционно, по фотороботу, учту ваше финансовое положение, мелкие, мятые и грязные купюры не предлагать»). Экстрасенсы побормотали непонятное и сказали: порчу навел император Александр Второй. Раньше ведь он стоял у входа в «Липки», а когда его свергли с пьедестала и поставили на том же месте Николая Гавриловича, император и наложил заклятье: «После меня, — говорит, — трава не расти!» Вот и не растет.
Задали экстрасенсам другой вопрос: но ведь пьедестал-то императорский не Гаврилычу достался, а Эдмундычу! На нем и стоит Железный Феликс посреди Привокзальной площади, а у ног его, вокруг пьедестала, изумрудной зеленью стелется травяной ковер. Почему же император только на Чернышевского обиделся? За что благоволит Дзержинскому?
Почесали экстрасенсы свои чакры и ответили: по всем знакам, фенечкам и магическим пиктограммам стало ясно, что император наложил заклятье исключительно на администрацию Волжского района города Саратова. Для неё и трава не расти!
ЧернышевскийАлександр Второй