Умные дети, глупые взрослые

Оценить
Без пяти лет век отечественному кино

Совсем скоро начнутся очередные «Саратовские страдания» – главное мероприятие нашего города, связанное с кинематографом. В минувший вторник в Доме кино был презентован одиннадцатый международный телекинофестиваль документальной мелодрамы. Но об этом мы будем говорить подробно в сентябре, пока же обратим внимание на то, что 28 августа в кинотеатре «Пионер» отмечалось 95-летие отечественного кинематографа.

От А до Я

«Символично, что именно в Год культуры мы отмечаем 95-летие отечественного кино. 27 августа 1919 года был подписан декрет о национализации кино», – с этих слов ведущего начинается встреча. После слово берет министр культуры Светлана Краснощёкова: «Саратовская область славится замечательными земляками, великими мастерами кино и кино­искусства. Кто-то из них в этом году отмечает юбилей, кому-то мы в честь юбилея посвящаем фестивали. Это все те, кто прославляет нашу землю. И как же хочется, чтобы этот зал омолаживался. Я думаю, не случайно в Год культуры мы выбрали именно этот фестиваль, когда все муниципальные районы принимают в нем участие, а главными героями становятся дети – дети-режиссеры, дети-сценаристы, дети-операторы и дети – главные герои...» После речи Краснощекова наградила почетными грамотами работников сферы кино.

Светлана Владимировна совсем не случайно упомянула про юбиляров: сразу после награждения показали ролик, подготовленный к юбилею Виля Абузярова и Александра Андреева, знаменитых оператора и режиссера, после чего состоялось уже главное награждение – победителей областного конкурса «Лучший дом кино». Тема этого года – «Десятая муза российской культуры». Ирина Бережная, директор «Саратовского областного киновидеоцентра», перед тем как вручить награды победителям, отметила, что «планка, которую уже задают в районах, ни насколько не отличается от профессиональных кинематографистов». Среди дипломантов же, между прочим, оказались два сельских дома культуры Вольского района, однако главная награда конкурса досталась отделу кино Екатерининского муниципального района. Бережная попросила зал особое внимание обратить на их ролик, «потому что в Год Олимпиады и культуры победители из Екатериновского района охватили абсолютно всё». В некотором смысле так оно и есть: «Лучший дом кино» решил в алфавитном порядке рассказать о тех темах, которые их более всего интересуют. Вполне прогнозируемо на «о» оказалось слово «оператор», на «с» – «Саратов», а на «р» – «Россия». Иногда приходилось выкручиваться, как с «й» – тут вспомнили про Леонида Гайдая. Справедливости ради стоит отметить, что из-за стремления всё охватить этот ролик начинает к концу утомлять. Создатели, видимо, понимали это и потому убыстрили темп, что, впрочем, привело к другой проблеме – сумбурности материала. Монтаж тоже иногда резал глаз. Однако жюри виднее.

Сочи – город мечты

Вечером у центрального входа в парк «Липки» был запланирован показ «Подарка с характером». Тем же, кто пришел в «Пионер», удалось посмотреть фильм прямо там. Новая работа Карена Оганесяна – это очередной пример заполонившего отечественные экраны в последние годы «доброго» кино для семейного просмотра. По большому счету даже детского кино, но и взрослые могут для себя что-то открыть. В общем-то, попади этот фильм в программу телеканала «Россия» в вечернее время после новостей, удивляться не стоило бы.

Стоит история на двух китах – классической «Игрушке» с Пьером Ришаром и отвратительном клише всё того же кино для «России» – не по годам разумном мальчике, который «строит» всех взрослых. Именно это клише и развивает сюжет: дождавшись, пока отец-олигарх (Фёдор Бондарчук) уедет на три дня, мальчик (Артём Фадеев) нанимает аниматора-неудачника Михаила Орешкина в костюме панды (Михаил Галустян), чтобы тот вместе с ним поехал тайком в Сочи встретиться с мамой. Остальное вы и сами можете себе представить: разумеется, уехать толком не получится, внезапный отъезд вскоре вскроется, главным героям предстоит бегство от полиции и т. д. и т. п. Ну и да, Михаилу Орешкину в одном эпизоде придется переступить через себя, чтобы спасти жизнь мальчику. Впрочем, это туда же – в штампы. В конце, как обычно и бывает в русских сказках, все женились, помирились и исполнили мечты в Сочи. Последнего не было в сказках? Ничего, будет, если Ялта или Севастополь не перехватят пальму первенства в качестве южного города-сказки.

В общем, фильм из таких, от просмотра которых мало что приобретешь и мало что потеряешь. И все же в отличие от целого роя подобных «добрых» фильмов в «Подарке с характером» есть какое-никакое развитие героев и даже вполне забавные шутки, например аллюзии (впрочем, лобовые) в начале фильма на «Винни-Пуха».

P. S. Было бы несправедливым не сказать, что в этом году будет ждать саратовского зрителя на «Саратовских страданиях». А его будет ждать три традиционных блока: основная конкурсная программа (22 работы), «Кино.док» (13 работ), и «Наша кинофабрика» (9 работ из Саратова и области). Среди гостей, приглашенных на фестиваль, есть такие имена, как писатель Алексей Иванов и режиссеры Валерия Гай Германика и Кшиштоф Занусси. Что касается бюджета фестиваля, то здесь всё не так просто: министерство культуры в очередной раз снизило финансирование – теперь уже с 800 тысяч рублей до 200. Как и в прошлом году, основное финансирование будет осуществляться благодаря холдингу «Энергетический союз» и предпринимателю Аркадию Евстафьеву.