Тридцати двух часов вождения хватило бы...

Оценить
Новые правила для автошкол могут не дать желаемого результата, а треть автошкол могут просто закрыться

В России вступили в силу новые правила подготовки водителей. Автошколы обязали переоборудовать классы, купить тренажёры, правильно оснастить автодромы, а ещё принять в штат психолога для чтения лекций курсантам. Количество часов обучения при этом, естественно, увеличивается, равно как и цена на курс учёбы. Все эти новшества, по замыслу их авторов, должны улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах. Саратовские эксперты считают, что безопасней на дорогах вследствие реформ, скорее всего, не станет, а вот жизнь автошкол и их учащихся совершенно точно усложнится.

Хорошо забытое старое

Приказ Минобрнауки РФ о новых требованиях к процессу профессиональной подготовки водителей вышел 12 августа. Документ, изменивший правила обучения и сдачи экзаменов в автошколах, вынуждает их разработать и согласовать с ГИБДД новую учебную программу. Эта норма не нова. Подобные согласования и обследования были в ходу лет пять назад. Потом их отменили, а теперь возвращают вновь.

В областном министерстве образования нам пояснили, что разрабатывать новую учебную программу в соответствии с предложенными Минобрнауки РФ стандартами каждая автошкола должна самостоятельно. А проверить это соответствие должна будет госавтоинспекция. ГИБДД же определит, соответствует ли новым стандартам материально-техническая база учебных заведений.

В Саратовской области насчитывается 87 автошкол, которые ежегодно выпускают порядка 20 тысяч новоиспечённых водителей. Но на сегодняшний день ни одна из этих автошкол не представила в ГИБДД документы на переаттестацию. Однако без одобрения госавтоинспекции автошколы не смогут продолжить свою деятельность. То есть уже сейчас саратовские автошколы не имеют права набирать новых учеников. Учиться в них могут только те, кто успел поступить до 11 августа и начал обучение по старой методике.

Обойти новые правила, как нам пояснили сотрудники госавтоинспекции, автошколы не смогут. Несмотря на то, что специально с проверками на соответствие новым стандартам к ним никто выезжать не собирается. Несоблюдение ужесточившихся требований обязательно обнаружится при попытке курсантов сдать экзамены в ГИБДД. «Конечно, какие-нибудь недобросовестные автошколы сейчас могут набирать курсантов, брать с них плату за обучение, учить по старым программам. Но только получить права выпускники этих школ не смогут, потому что не будут допущены до сдачи экзаменов в госавтоинспекции, – пояснили нам в областной ГИБДД. – Вряд ли автошколы Саратовской области на это пойдут. Всем им прекрасно известно о том, что им в этом случае грозит не только штраф, но и отзыв лицензии».

Кстати, напрямую с лицензированием автошкол образовательная реформа не связана. Как нам пояснили в областном министерстве образования, все автошколы, работающие в Саратовском регионе, лицензированы, и отзывать лицензии у них никто не собирается. «Это вообще можно сделать только через суд, для обращения в который необходимы веские основания», – сообщили нам, уточнив при этом, правда, что несоблюдение стандартов обучения может легко стать таким основанием.

Высокие мотивы

Изменения и ужесточения правил для автошкол разработаны не для того, чтобы усложнить жизнь будущим водителям и учебным заведениям. Авторы нововведений, как оказалось, нацелены на повышение безопасности дорожного движения через повышение качества подготовки курсантов. Теперь автошколы будут выпускать не автолюбителей, а профессиональных водителей – именно об этом будет говорить запись в свидетельстве об окончании школы.

Кроме того, в автошколах теперь будут уделять особое внимание культуре вождения и самоконтролю будущих водителей. В учебных программах в обязательном порядке, согласно новым требованиям Минобрнауки, должен появиться курс психологии, в рамках которого курсантам будут рассказывать, например, о правилах поведения в конфликтных ситуациях.

На этом нововведения не заканчиваются. Автошколам придётся потратиться на дорогостоящие тренажеры-симуляторы и интерактивные доски. Многим потребуется переоборудовать автодромы, площадь которых теперь должна быть не менее четверти гектара. Автодромы должны быть оборудованы знаками и светофорами и иметь асфальтобетонное покрытие.

Увеличивается по новым правилам количество часов теории и практики. Программа подготовки водителей с правами категории «B» должна включать в себя 134 академических часа теории, а прежде было 106 часов. В практической части «откатать» придется 56 часов на машине с механической коробкой передач и 54 – на «автомате», что больше на четыре часа по сравнению с прежними требованиями. Продолжительность курса составит около 3,5 месяцев, а экзамен будет записываться на камеру.

Сложно, но можно

Эксперты отмечают, что все эти нововведения в первую очередь скажутся на кошельках курсантов. Переоборудование автодрома, а главное, увеличение количества часов вождения станут главными расходными статьями автошкол. Об этом говорит и Дмитрий Зиновьев, председатель саратовского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), директор областной автошколы ВОА, член ассоциации «Автошколы Саратовской области».

По его словам, соответствовать новым требованиям автошколам будет не сложно, тем более что все эти требования были известны ещё в ноябре прошлого года. Но это будет сопряжено с увеличением расходов. Другой вопрос, что не все автошколы захотят принять на себя эти расходы. Многим, по словам Зиновьева, будет просто неинтересно работать в новых условиях.

«На мой взгляд, около трети автошкол, сегодня работающих в Саратовской области, могут закрыться, – говорит Зиновьев. – Для того чтобы выполнить требования Минобраза, автошколам придётся поднимать цену на обучение. И дело тут не столько в автодромах, которые не во всех школах даже оформлены в собственность, и далеко не все оборудованы по правилам, сколько в новом количестве часов вождения и чётком регламенте работы инструктора. Нагрузка на инструкторов снижается. Теперь они не могут работать больше семи часов в день. В таком режиме один инструктор сможет выпускать не более трех курсантов в месяц. Значит, количество инструкторов в штате школы придётся увеличивать. Работа у них тяжёлая, и чтобы удержать специалиста, нужно платить ему достойную зарплату, скажем, примерно 30 тысяч рублей в месяц. То есть для всех автошкол в долгосрочной перспективе содержание инструкторов станет главной расходной статьёй. В этих условиях адекватная цена на курс в автошколе должна быть не менее 30 тысяч рублей. Но до такого уровня она вряд ли поднимется. Максимум до 25 тысяч. Потому что покупательская способность жителей области лучше не становится. Не всем организациям это будет интересно, и школы начнут закрываться».

Тем не менее, по словам нашего эксперта, на количестве водителей, которых могут выпускать автошколы, сокращение числа учебных заведений, вероятно, и не скажется. Просто потому, что преподаватели и инструкторы перераспределяться между оставшимися на рынке участниками.

Главное – индивидуальный подход

Дмитрий Зиновьев отмечает, что менять подход к процессу подготовки водителей действительно было нужно. Пора уже было совершенствовать учебные программы и материально-техническую базу школ. Но всё-таки кое-какие нововведения ему кажутся излишними и чрезмерными, а главное – малоэффективными. Обязательность курса психологии, например, по мнению нашего эксперта, мера лишняя.

«Раз этого требует закон, мы, конечно, будем исполнять. Но мне кажется, что такие пункты больше зависят от настроения или личных интересов чиновников или их ближайшего окружения. Нам то навязывают курс по медицине, то потом его убирают. Теперь вот решили, что психология важнее. А мне, например, кажется, что в процессе подготовки водителя нет ничего важнее, чем научить человека уверенно и грамотно управлять автомобилем и досконально разбираться в правилах дорожного движения, – говорит Дмитрий Зиновьев. – Но количество часов как теории, так и практики этому, надо сказать, не особенно способствует. Дело не в том, как долго человек проведёт за партой или за рулём, а в том, на что он в принципе способен. Если говорить о действительно эффективных мерах, то нужно вводить в автошколы принцип индивидуального подхода к обучению каждого курсанта. Ведь на самом деле достаточно было бы сделать обязательными минимальный 32-часовой курс вождения и аттестацию. Если человек после этого минимума готов идти сдавать экзамен в ГИБДД, то нужно заканчивать на этом обучение и не тратить ни его время, ни время школы. А если не готов, тогда нужно давать ему дополнительные часы на подготовку на индивидуальной основе. Ведь некоторым и 50 часов вождения мало. Вот и всё. Я очень сомневаюсь, что от сегодняшней реформы ситуация у нас на дорогах сильно изменится».