Пожить при коммунизме без классовой борьбы

Оценить
Зачем Летняя школа «Русского Репортёра» создает новых людей и как она это делает

Место дислокации – база отдыха «Волга». Между Кимрами и Дубной на границе Тверской области с Московской. Территория принадлежит знаменитому Объединённому институту ядерных исследований. На школу «Русского Репортёра» могут попасть старшеклассники, студенты, молодые преподаватели. Семинары и лекции читаются сильнейшими российскими учебными и ведущими профессионалами в своих областях. Занятия длятся около месяца – с середины июля и до середины августа. Все гости, участники, руководители, преподаватели размещаются в палатках. Лекции, семинары, круглые столы и прочее проходят в помещениях базы отдыха «Волга». Напоминает классический советский детский лагерь. Но порядки здесь другие.

КПП

– Спать хочется ужасно, досидеть бы, а! А вообще ты давно приехал на РР? – первый дежурный.

– Да вот три дня назад, – второй дежурный.

– И как? Нравится? – первый дежурный.

– Я уже много езжу сюда. Это как любовь уже. Живу от лета до лета. Бросаю все свои дела, учебу, приезжаю в Летнюю школу и полностью отключаюсь от всего. От новостей, родственников, работы. После я уже по-другому на всё смотрю. Хотя я меняюсь, и ЛШ уже не так цепляет, как раньше, но все равно это было что-то непередаваемое, – второй дежурный.

Да здравствует тарасизм!

Пожить при коммунизме без классовой борьбыЗдесь больше настоящего коммунизма, чем в самых что ни на есть коммунистических республиках. Это пространство искренней утопической свободы, равенства и братства. Летняя школа и каждый ее участник упорно ищут свое собственное светлое будущее. А в перерывах между поисками сами себе готовят, сами себя охраняют, убираются и вместе делают праздники. Основополагающие идеологические постулаты, такие как интернационализм и коллективизм, гармонично сочетаются с отсутствием любой классовой борьбы и плановой экономики. Вместо них сосновые леса, глухие деревни и волжские откосы.

«Доброе утро, Летняя школа! Вы просыпаетесь! Вам хорошо!» – по территории всего лагеря доносится речь (с легкой иронией в голосе) вездесущего местного Большого брата – директора, идеолога школы и редактора отдела науки РР Григория Тарасевича. Это практически церемониальная процедура. Раньше он каждый день будил всех с утра пораньше по радио. Так было в прошлом году. В этом – все встают уже сами. Наверно, по привычке.

На ЛШ есть свой культ Тарасевича. Но культ весьма безобидный, без фатальных последствий для самого лагеря. Скорее, всеобщее уважение, без фанатизма. Григорий любит свое детище, вместе с ним и его участниками готовит еду, дежурит на КПП, выносит помои, чистит туалеты. Еще читает лекции, курирует мастерские и решает организационные вопросы. Короче, Тарасевич везде и со всеми.

– Это мероприятие, не зависящее ни от кого, – говорит Григорий Тарасевич. – Для одних это налаживание социальных связей, для других роскошь человеческого общения, для третьих возможность заниматься наукой, для четвертых освоение практических навыков в своей будущей профессии. Здесь сняты бюрократические рамки.

Лес – образовательная площадка

Пожить при коммунизме без классовой борьбыВот главные особенности, которые точно передают суть проекта. Они размещены на официальном сайте ЛШ. «Волонтёрство»: лагерь добровольный. «Охват»: участвуют представители практически всех регионов России и не только России. «Междисциплинарный характер»: школа объединяет и совмещает множество наук и направлений. «Академизм»: это прежде всего классическая наука. «Самоуправление»: участники отвечают за лагерь и за всё происходящее в нем.

Летняя школа «Русского Репортёра» – это свободный ежегодный образовательный проект. Он появился в 2004 году. Сначала это был маленький лагерь с суровыми полевыми условиями, сейчас – крупнейшая летняя школа в России с большим количеством образовательных направлений. В этом году на нее приехало больше 1000 человек. Всего 29 мастерских. И это далеко не только журналистские отделения. Есть, например, мастерская документального кино, медицинское направление, кстати, это самая первая мастерская, она действует с 2004 года. Есть мастерская поведенческой экономики, естественнонаучное отделение, мастерская урбанистики, робототехники и психологии. То есть присутствуют и естественные науки, и гуманитарные, примерно в равных пропорциях, то самое удивительное сочетание физиков и лириков. Десять направлений только по журналистике – от спортивной до тотальной. Это, естественно, не все мастерские.

У каждой мастерской свой график работы, свои проекты, кураторы и образовательная программа. Но есть лекции для всех – так называемые золотые лекции. Они ориентированы на всех летнешкольников. Именно на них приглашаются ведущие ученые, фотографы, музыканты, журналисты, профессионалы в своем деле. В этом году золотые лекции проводили биолог Михаил Гельфант, журналист Ольга Андреева, режиссер Йоханнес Уолстром и многие другие.

Такие летние школы не есть что-то кардинально новое. Эта традиция существовала с конца пятидесятых годов. Предок Летней школы РР существует с 80-х годов. На базе биологического факультета МГУ сформировалась Летняя экологическая школа (ЛЭШ). В 2003 году ее ответвление – Летняя школа «Исследователь» – отделяется и получает самостоятельный статус. С 2009 года она переименовывается в Летнюю школу «Русского Репортёра». Журнал ее не приватизировал для раскрутки себя же. Как информационный партнер он вложился в ребрендинг образовательного лагеря. С этого периода ЛШ носит уже другой, более масштабный статус. С 2012 года Объединённый институт ядерных исследований в Дубне также стал оказывать поддержку этому проекту.

Как сообщает официальный сайт школы, в прошлом году было проведено около 1000 семинаров, лекций, мастер-классов, круглых столов, практических проектов и исследований. Всего же за время проведения школы её посетили 1200 человек.

Летняя школа – это когда не знаешь про что писать и рассказывать, потому что описать, пересказать то, что ты там узнал, прочувствовал, наверное, невозможно. Вернее, конечно, возможно, но не в полной мере. В любом случае этими впечатлениями не хочется делиться с другими. Ты оставляешь их в себе, в неизведанном каком-нибудь уголке. Окружающим говоришь, если спрашивают: «Да, было здорово, было то-то и то-то. А еще делали то и то. Отдохнули хорошо». Но для себя понимаешь, что самое ценное не стало достоянием общественности. Оно, это ценное, есть, но его трудно выразить в словах.

После ЛШ люди меняют университет, работу, отношения, место проживания. В общем, кардинально пересматривают свою жизнь. Летняя школа – это целенаправленное «расшатывание» психики – не в ущерб психике, конечно, а в ущерб зажатости, условным рамкам, которые не дают развиваться.

«Это проект, в котором люди участвуют свободно. Не как зрители и не как ученики. А именно как полноценные равные участники. Это утопически свободное пространство, в котором и учат и учатся множество людей», – говорит Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский Репортер». Кстати, в этом году Виталий прочел большую трехчасовую лекцию об информационной войне в новом дивном постинформационном мире, который, по мнению главного редактора РР, не за горами.

Остров, где всё есть

Пожить при коммунизме без классовой борьбыДавний друг главного редактора РР Виталия Лейбина филолог и музыкант Псой Короленко приезжает на ЛШ каждый год. В этот раз концерт прошел на берегу Волги у большого костра под звездным небом. На следующий день он принял участие в открытом семинаре. Тема разговора – что такое юмор и почему мы смеемся.

«Летняя Школа – очень гармоничная и позитивная среда. Здесь есть интерес к жизни, к истине, друг к другу, – говорит Псой. – Это эксклюзивное поле для деятельности, потому что оно что-то создает. Первый раз я уезжал с четким намерением вернуться. Не теряю надежду, что удастся выкроить время и прочитать какой-нибудь образовательный курс. Главное – наличие определенной темы, которая покажется адекватной. Больше всего не люблю пустословия... Слова-слова-слова.

Рад, что постепенно перешел, ну, скажем, от теории к практики. От публичных рассуждений на тему искусства к прямой передачи произведения искусства собственной выделки. Практика организует меня лучше, чем лекция. Поэтому я только в самых исключительных случаях соглашаюсь прочитать лекцию. Предпочитаю не называть это так, а, скорее, беседой.

Здесь есть несколько вариантов. У меня уже существуют определенные форматы, в которых я работал до этого. Например, можно поговорить о приемах использования иностранных языков и отдельных слов в русской песне. Даже не обязательно в русской. А в песне на родном базовом языке. Также существует авторский мастер-класс по сонг-райтингу. Есть некоторые фантазии о курсе лекций, посвященных массовой и медийной культуре 70-х годов. То есть определенной медийной среде, в которой формировались авторы моего поколения. В том числе поп-культура, детское радио и телепередачи, юмористика. Отчасти кинематографические мемы. Это может быть цикл лекций о конструктивном и в то же время неявном влиянии Запада на советскую самобытность. Я хочу построить лекцию через понимание языка во времени и пространстве».

Манифест

На сайте ЛШ опубликован манифест проекта. Точнее говоря, называется это «Что-то вроде манифеста». Из года в год текст меняется. Добавляются новые пункты, старые переписываются.

– Мы – нормальные люди. От слова «элита» смущаемся, от избытка «духовности» стараемся убежать. Даже слово «творчество» не хочется допускать в свой лексикон, нам ближе слово «работа». Эти принципы – не более чем личные соображения некоторых представителей Летней школы. С ними вполне можно спорить, можно выдвигать альтернативы, можно какие-то из них принимать, а какие-то – отвергать. Мы свободные люди на свободной территории. И так далее.

Первый пункт манифеста школы – «измени мир к лучшему». Несмотря на пафос проект старается стремиться к этому.

Второй пункт – «независимость». Проект не встроен ни в государственную систему образования, ни в политические и прочие конъюнктурные нюансы.

Третий пункт – это волонтерский лагерь. Все в практически равной степени скидываются на взносы. Эти деньги идут на питание, оборудование, короче говоря, на саму школу.

Четвертое – «Все равны и все не равны». Здесь нет иерархии, но есть люди, которые за что-то могут отвечать. Их социальное положение в лагере ничем не отличается от остальных. Вертикальные связи отсутствуют.

Пятый пункт – «Это сделать невозможно, но мы это сделаем...» Лагерь – полный эксперимент. Здесь может свершиться что угодно.

Шестой – «Пренебречь, вальсируем!» Так говорят интеллигентные петербуржцы. Что значит «работать в любых условиях».

Седьмое – «В школе нет лучших и худших».

Восьмое – ЛШ не заменяет собой ни одну из образовательных ступеней. Она, скорее, заполняет пробелы и недостающие части.

Девятый пункт – «Жить в любови и трудностях»: «Хочется создать очень добрую систему. Где поймут, пожалеют. Но эта система вовсе не мягкая и пушистая. Задачи, которые ставятся перед каждым, могут быть очень трудными, порой экстремальными».

И еще восемь основополагающих пунктов: междисциплинарность, упорядочивание хаоса, выбор между хорошим и лучшим, все учат, все учатся, связь с реальностью, приоритет научного знания, своих не бросаем. Один из ключевых: Летняя школа не заканчивается летом. Это непрерывное сотрудничество, оно ведется круглый год. Представляет такой комплексный пакет из Флеровских чтений, Медиаполигона «24 часа», Школы научной журналистики, Медицинской олимпиады и так далее. Кроме возможности постоянного сотрудничества у каждого, кто здесь побывал, что-то преломляется и расшатывается, но это конструктивное расшатывание. Поэтому ЛШ уже никогда не закончится.

География, геология и репортаж

Куратор геолого-географической мастерской Анна Шефель рассказывает, что на ЛШ наткнулась в социальной сети Вконтакте на страничке своего факультета.

– Я тогда очень сильно была влюблена в геологию, и мне хотелось изучать ее всё больше и больше. Среди научных руководителей Летней школы была преподавательница с моего родного факультета. Я неплохо ее знала. Написала ей, чтобы узнать конкретнее, и предложила свою помощь в качестве лектора-помощника.

Так как мастерская была первый год, нас было всего шесть человек. И только геологи, без географов. Из них четыре школьника. В этом году всё было серьезнее и масштабнее: много проектов, новых интересных людей, маршрутов. Начали формировать учебную коллекцию. Мы прочитали цикл лекций по геологии и географии, поставили парочку опытов, начали серьезный проект по картам, который будет продолжаться вне летней школы. После того как я съездила на ЛШ, поменялось практически всё – окружение, интересы, взгляд на многие вещи и цели.

Студентка журфака МГУ Мария Вахрушева здесь не первый год. На этот раз она занималась на мастерской репортажа. О проекте узнала из журнала «Русский Репортёр». Ее заинтересовал лагерь, она начала искать информацию в официальной группе ЛШ в социальной сети «ВКонтакте». Следила за всеми новостями. На следующее лето она прошла отборочные испытания и стала настоящим летнешкольником.

– Со школы увлекаюсь журналистикой, поэтому мне было очень интересно побывать на лекциях у настоящих профессионалов. И как раз в 2013 году открыли мастерскую журналистики для школьников. Мне очень понравилось, я получила много нового и интересного, почувствовала, что стала взрослее в профессиональном плане. Для себя я решила, что в следующем году обязательно должна пройти отбор на ЛШ. В этот раз на репортажной мастерской мы выходили «в поле»: в совершенно незнакомом городе ты должен найти своего героя. Для меня это было абсолютно новым испытанием. Теперь мне не страшно браться за любые задания. Как изменилась моя жизнь после проекта? Думаю, она стала ярче, осмысленней... Столько новых знакомств и опыта! Безусловно, это лучший летний проект в России, который я знаю.