Саратов. Август 1914 года
13 августа. С 16 августа на табак будет повышен акциз: на махорку по 3 копейки на фунт, на все желтые табаки – по 20 копеек на фунт. Не повышен акциз только на махорочные папиросы.
14 августа. Закрывается костемольный завод в городе Покровске. 150 рабочих, работавших на нем, получили расчет. Предполагают, что главные акционеры, владевшие заводом – германские подданные, – спешат ликвидировать свои дела.
15 августа. Городское управление до войны заказало за границей два насоса для перекачки воды на возвышенный резервуар водопровода. Теперь получить их нельзя и придется заказывать в России. И навряд ли заказ будет выполнен ранее чем через 5 месяцев.
Канализационные работы в Саратове ввиду недостатка рабочих сокращены на четыре версты. Работы будут в основном доканчивать там, где они не были завершены в прошлом году из-за нехватки труб. На Бахметьевской и Камышинской улицах трубы не будут проложены вовсе. Подрядчику на канализации сделана надбавка к установленной плате, так как иначе он разорится.
17 августа. Редакцией газеты получено письмо, которое призывает сограждан отказаться от золотых колец «на нужды страдальцев за родину». Письмо было подписано лаконично: «Муж и жена». В качестве почина супруги приложили свои обручальные кольца, которые были переданы на лотерею Красного Креста.
19 августа. Садовая комиссия и управа постановили установить новый сбор на нужды войны за право сидеть на скамейках в английском цветнике в саду «Липки». К тем, кто займет место, будет подходить сборщик и предлагать внести 2 копейки.
В мастерской при Доме трудолюбия организовано шитье белья для раненых и для поставки в армию. Для исполнения этих работ решено привлечь жен малоимущих запасных и ратников ополчения, призванных на войну. Труд будет оплачиваться. Имеющиеся при матерях малолетние дети будут во время работы находиться в дневном приюте Дома.
20 августа. В ответ на запросы Саратовской уездной земской управы о желании участвовать в заготовке сапог, одежды и белья для армии заявили 737 сапожников из Алексеевки, 16 сапожников из Рыбушанской волости, в Ново-Бурасской все жители могут взяться за заготовку сапог, одежды и белья; в Вязовской, Тепловской и Содомской волостях есть сапожники и портные; Базарный Карабулак и Завьяловка могут поставлять сапоги.
Третьего дня состоялось открытие курсов сестер милосердия. Принято 150 слушательниц. Уже начались теоретические занятия в помещении гимназии Штокфиш. Через месяц начнутся практические занятия в больницах.
22 августа. Саратовская губерния назначена окружным пунктом для размещения раненых воинов. Университет дает под лазареты институт экспериментальной медицины и физический институт, но помещений будет явно не хватать.
24 августа. Главный уполномоченный общеземского союза князь Львов уведомил Саратовскую губернскую управу по телеграфу, что Совет министров разрешил занимать под лазареты для раненых все школьные помещения, не исключая и духовного ведомства.
26 августа. Члены Общества пособия бедным предлагают использовать для раненых дачные помещения.
27 августа. Парикмахер Шефер и его мастера жертвуют на нужды семей запасных и воинов сегодняшнюю дневную выручку.
Немецкое население семи колоний Аркадакской волости Балашовского уезда собрало 7000 рублей для нужд войны.
Директорами местных мужских гимназий испрошено разрешение у попечителя учебного округа на сокращение курса немецкого языка и на расширение за счет этого программы по географии.
28 августа. На днях в Саратов прибыла первая партия раненых. Врачи, опасаясь, что для всех не хватит перевязочного материала, призвали вспомнить опыт предыдущих войн, когда для перевязки вместо ваты использовалась корпия, получаемая из старой полотняной или хлопчатобумажной ткани.
31 августа. Через Саратов из Пензы в Астрахань провезли более 400 первых пленных австрийских военных, взятых в боях под Львовом. Большинство из них – пехотинцы. Офицеры выше ростом и молодцеватее нижних чинов, имеющих жалкий, изнуренный вид. На вокзале собралась толпа любопытных. Пленных разместили на пароходе «Александр Невский». Офицеры раскланивались с саратовской публикой, а присутствовавшие среди них чехи сняли кепи и махали ими в сторону пристани.
По предложению председателя местного управления Красного Креста организуется особый отряд, цель которого – подвозить теплую одежду, обувь и шапки к каждому прибывающему поезду с ранеными для транспортировки далее до места назначения. Уже первый прибывший в Саратов транспорт обнаружил раненых, не имевших верхней одежды и сапог.
Газету «Саратовский листок» листала Наталия Самохвалова