Правила дорожного взаимоунижения
Водители пренебрежительно относятся к пешеходам. И только введенные несколько лет назад заоблачные, но справедливые штрафы стали несколько исправлять ситуацию. Пешеходы возликовали и начали мстить. И переходят дорогу не торопясь, даже там, где автомобили должны поворачивать под зеленый сигнал светофора. Но у пешеходов тут приоритет, которым они с радостью пользуются. Не считая нужным задуматься о том, что застопорившийся поток машин может выйти им же, пешеходам, боком. Это когда пешеходы превратятся в пассажиров общественного транспорта, который застрянет в пробке, которая образовалась из-за того, что очередная партия добрых людей в очередной раз затормозит движение у светофора.
Елена Микиртичева
И еще отчего-то пешеходы уверены, что автомобилист обязан пропускать их на пешеходном переходе. И не торопятся. Более того, не смотрят на авто. И могут при этом даже разговаривать по телефону, спрятавшись в капюшон.
Понятно, водитель должен пропускать. И, как правило, большинство это делает. Но от дураков на дорогах никто не застрахован. Это раз. Два: машина – она железная. И что может замкнуть в ее механическом мозгу – не известно. Об авариях в таких случаях говорится «не справился с управлением».
Собственно, водители ничуть не лучше пешеходов. Но если пешеходы, опять же как правило, между собой не конфликтуют, то водители ведут себя иначе.
Нет, в последнее время культура вождения на дорогах выросла. Меньше стали подрезать, реже нарушать скоростной режим. Но превышают, подрезают, гоняют по обочине, пересекают не только одну сплошную, но и две. Сигналят по делу и без.
Отчего-то эти самые нарушители уверены, что они такие классные, такие умные, такие проворные, что с ними неприятности не случатся никогда. И, есть подозрение, даже попав в аварию и устроив многочасовую пробку, эти люди не винят себя, а считают, что виноват их товарищ по несчастью. Даже если они, умные и умелые, не соблюдая дистанцию, въехали в задний бампер впереди ползущей в пробке машины.
И совершенно не понятно, отчего у нас в стране, в Саратове такая ситуация на дорогах. Отчего люди на крутых джипах в России хамят, но стоит им выехать за пределы страны, водят так же вежливо и корректно, как и все остальные тамошние водители?
Впрочем, в последнее время водители джипов начали вести себя вполне себе прилично, а безобразничает на дорогах родной автопром с затемненными «в хлам» стеклами. Еще этот автопром очень любит слушать громкую музыку, открыв окна, а вместо глушителей оборудовать свои авто усилителями. По крайней мере газуют они с таким оглушительным звуком, что остальные участники движения дали таким любителям модернизации массу нелестных прозвищ, зачастую непечатных.
Скажите, почему на улицах, например, Парижа мотоциклисты ведут себя ничуть не хуже, чем остальные участники движения, едут в потоке и со скоростью потока (а Париж – город с медленным трафиком), а наши шныряют между авто, старясь пробиться вперед и нарушая всё что можно? И почему наших байкеров чаще называют смертниками?
А может, всё дело в воспитании и подготовке водителей?
Так начинаются правила дорожного движения американского штата Калифорния:
«Правила преимущественного проезда наряду с вежливостью и здравым смыслом помогают поддерживать безопасность на дорогах. Уважайте право преимущественного проезда и перехода дороги других, особенно пешеходов, водителей мотоциклов и велосипедистов. Соблюдение права преимущественного проезда не ограничивается такими ситуациями, как необходимость уступать дорогу пешеходам на пешеходном переходе или внимательно относиться к праву преимущественного проезда велосипедистов и мотоциклистов. Несоблюдение права преимущественного проезда автомобилистами также проявляется в нарушении правил движения, таких как остановка на знак «Остановка» или на соответствующий сигнал светофора, соблюдение предела скорости, правильная смена полосы движения и повороты. Статистика показывает, что большое число ДТП, в результате которых участники получили травмы, произошло в результате несоблюдения правил преимущественного проезда».
А это начало наших ПДД:
«Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. (Статья 12.33 КоАП.) Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию».
«Ребятам в школу пора»
Гражданские активисты на страже дорожного порядка остерегаются собственной активности
Всероссийское движение «СтопХам», выступающее против хамства на дорогах и нарушений правил парковки, на Саратовской земле имеет непростую судьбу.
Гульмира Амангалиева
Образовав в марте 2012 года местное отделение, организаторы уже в июле того же года заявили о приостановке своей работы. За это время они облюбовали торговый центр «Триумф-молл», где клеили на лобовое стекло автомобиля нарушителей легендарные наклейки: «Мне плевать на всех, я паркуюсь как хочу!»
В марте этого года стопхамовцы вдруг поняли, что «уровень хамства на дорогах очень высок» – пора браться за работу. В прессе они пообещали, что будут стараться проводить рейды с сотрудниками полиции. А в одной из социальных сетей сделали объявление: «Нужны 4 активиста, желательно крепкого телосложения, 3 человека, которые будут заниматься съемкой с разных ракурсов. За сохранность фото- и видеоаппаратуры группа ответственности не несет и люди, которые будут непосредственно принимать участие в акциях».
На 5 апреля была назначена первая операция с емким названием «Триумф». Однако в тот же день на странице группы в социальной сети ребята сообщили о закрытии «СтопХам Саратова» на неопределенные сроки. «Каникулы закончились, ребятам в школу пора», – прокомментировал один из интернет-пользователей. Более циничный участник сообщества задал вопрос, в переводе на литературный язык означающий: «Еще не вышли в первый рейд, а уже получили по заслугам?»
К слову, ребята, представляющие это движение, – подростки от 12 лет до первых курсов университета. Для них это занятие является своего рода игрой «наклеил, убежал, поймают – не поймают».
На странице движения в социальной сети тщательно скрываются указания на лидеров движения. Несколько человек из предполагаемых организаторов отказались выйти с нами на диалог.
Противников и критиков у юных стопхамовцев предостаточно. «Вам делать нечего? – пишет житель Саратова. – Если вы такие умные, идите в ДПС работать! Это не работа СхопХама, а ДПС. Вас просто можно послать!» Другой водитель уже готов к стопхамовским сюрпризам: «Выплатят стопхамовцы мне за три пункта: один – нарушение личной неприкосновенности, два – причинение вреда имуществу, три – причинение морального вреда, а также стресса. За последний пункт могу взыскать столько, что хватит на всё вышеперечисленное, и в том числе расходы все оплачивает стопхамщик в случае проигрыша. А выиграть ему у меня не суждено точно. У других не знаю... Может, и разведут кого».
Есть на этом фронте и герои-одиночки. Самый известный из борцов с хамством на саратовских дорогах – видеоблогер Евгений Ширманов. В своих видеоматериалах он демонстрирует доказательство нарушений ПДД самими сотрудниками дорожно-патрульной службы. Довольно популярны короткие видеоролики пользователя под ником Dance Park.
P. S. Только что Ширманов получил пять суток административного ареста. Сказали – за хулиганство.
«Забудьте, чему вас учили»
Где не берёт начало культура вождения
Этой весной я решила научиться водить машину. Вот подумалось, что для полного счастья именно этого умения мне не хватает. Автошколу выбрала с именем и большой сетью филиалов. И репутацией. Отзывы о высоком профессионализме педагогического и инструкторского состава сыграли свою роль. И наличие автотренажёра для обучения вождению тоже. В общем, к вопросу выбора школы я подошла серьёзно, по-книжному. Потому что на своих будущих учителей возлагала большие надежды, ибо никакого предварительного опыта в управлении автомобилем у меня не было. «Нулевой», что называется, уровень.
Дина Болгова
Правила дорожного движения курсантам на теоретических занятиях разжёвывали детально. Преподаватель каждое правило сопровождал яркими примерами из своей водительской практики. Рассказывал, как надо и как не надо. Вернее, как положено и не положено по закону.
«А ездить-то вы будете как придётся, – всякий раз говорил он нам. – Потому что правила у нас не соблюдаются, сами видите».
Слушать теорию ПДД, надо признаться, было интересней, чем её читать. И запоминалось воспринятое на слух куда лучше. И вот эти вот фразочки про «как придётся» и «не соблюдаются» в том числе. С общим потоком информации о правилах дорожного движения Российской Федерации они шли как дополнительная установка, внушение, «25-й кадр». В общем, плотно застревали в сознании, и никто из 20 человек в моей группе не сомневался: ездить мы будем как придётся, потому что правила у нас никем не соблюдаются.
Перейдя от теории к практике, я столкнулась с тем же самым методом убеждения. Сопровождая меня в движении по городу, инструктор из пассажирского кресла периодически подсказывал, что, когда и как мне нужно сделать: «Вот, видишь, пешеход стоит и знак рядом – ты должна его пропустить. А вот тут красный сигнал на светофоре – тормози». И подбадривал: молодец, мол, правила помнишь.
«Ну это пока, а когда отучишься, всё забудешь и будешь ездить без правил», – добавлял он. Я, конечно, спорила и говорила, что, как законопослушный гражданин и просто порядочный человек, правила дорожного движения я буду соблюдать непременно. А иначе как?! Но инструктор был непреклонен: «Все так говорят. Поначалу. И я таким был. Но, поверь мне, нарушают все. Поворотники, ремни, скорость. И ты тоже будешь, никуда не денешься!»
А вы говорите что? Культура вождения? Не-е-е-е, не слышала. В автошколах такого не преподают.
[кстати сказать]
Леонид Писной, депутат областной думы:
Я ВСЕГДА ЖДУ НЕОРДИНАРНОГО ПОСТУПКА ОТ ЕДУЩИХ ВПЕРЕДИ И ПОЗАДИ МЕНЯ
Меня раздражает любое хамство на дороге, но больше всего – агрессивная езда. К сожалению, наказаний за агрессивную езду правила дорожного движения не предусматривают. Поэтому способ борьбы тут один – воспитание.
Если у человека на отрезке дороги в 100 метров есть желание 10 раз нажать на газ и 10 – на тормоз, то ему нужен прежде всего психиатр. Или хорошая попутчица, умеющая успокоить. Другие меры бесполезны, ведь угроза создания аварийной ситуации и раздражение окружающих участников движения своей ездой не являются административными правонарушениями.
Сам я за рулем руководствуюсь принципом трех Д: дай дорогу дураку. Поэтому я очень внимателен на дороге. Особенно к тем, кто едет позади. Я как тот истребитель, чтобы в «хвост не зашли», поворачиваю шею каждые 30 секунд. Я всегда жду, и с каждым годом всё больше, неординарного поступка от едущих – как впереди, так и позади. Будь то резкое торможение, попытка обгона на запредельной скорости при приближении к моему автомобилю, либо что-то подобное.
В чем причины? Где-то это происходит от молодости, где-то от дурных лошадиных сил под капотом. Это явление последних 15–20 лет. Кто в 1989 году мог знать, что такое агрессивная езда, когда на дороге были «Жигули» первой модели с двигателем в 75 л. с., и «Жигули» шестой модели с 85 л. с., а рядом с ними ехала «Волга» весом в полторы тонны и с двигателем 92 л. с. Они чем могли бороться? А теперь у нас на дороге «Ягуары» с мотором 300 л. с., а рядом наши «Приоры» и «Калины» с движками до 100 «лошадей». Кому из участников движения понравится, когда машина в соседнем ряду набирает скорость в 60 км за три секунды? Агрессивная езда – это следствие неравенства технических возможностей автомобилей, помноженного на психические отклонения владельцев супермощных авто.
Спасайся кто может! Двери закрываются!
Почему-то мы друг друга не любим, а иногда и просто ненавидим
Водительское хамство многолико. Одна из его разновидностей – хамство водителей общественного транспорта в отношении пассажиров.
Ирина Курьянова
Классический его пример – демонстративное захлопывание дверей перед бабушками и дедушками, скорее всего, ветеранами с проездными билетами. Внешний вид иных водителей газелей и автобусов в жару наводит на мысль, что молодой человек, поднявшись утром с кровати, шел в туалет в трусах и майке (или даже без майки), но каким-то чудом оказался на работе. Пассажиры считают хамством и движение автобуса с черепашьей скоростью. Но это уже привычные варианты хамства, ставшие почти нормой и редко вызывающие негодование.
Есть примеры и пожестче. В начале прошлой осени 5 сентября шел проливной ливень. Вдоль обочин по ул. Чапаева текли бурные потоки. Водитель маршрутки № 21 на остановке «ул. Мичурина» остановился за два метра от тротуара. Дама бальзаковского возраста, в босоножках и приличном платье, дабы попасть в салон маршрутки, должна была шагнуть в речку вдоль бордюра. Водитель, который годился ей в сыновья, с любопытством наблюдал, как сейчас ее щиколотки вместе с обувью скроются в холодной мутной воде. Подъехать к бордюру, чтобы избавить пассажирку от мучений, ему категорически не хотелось. Сцена длилась пару минут. От обиды женщина крикнула: «За мамой своей так приедешь!» Маршрутка уехала, а дама начала набирать по телефону номер горячей линии минтранса 240-240.
Возмутительная история произошла с дочкой нашего коллеги. Июльским утром девушка собиралась войти в троллейбус № 4 на остановке «Бабушкин взвоз». Она уже поставила ногу на нижнюю ступеньку средней площадки, как тут дверь захлопнулась. Троллейбус работал без кондуктора, и водитель поспешил закрыть дверь, увидев, как один из безбилетников выскочил в нее. А наша героиня осталась стоять в неудобной позе. Хорошо, что в молодости суставы не беспокоят и вестибулярный аппарат работает. Несколько минут девушка простояла, подобно цапле. Случись такое с бабушкой, кто знает, как бы всё закончилось. Конечно, наш сотрудник возмутился. В один из последующих дней он дождался тот самый троллейбус и имел с водителем-обидчиком недружественную беседу исключительно в устной форме. Интересно, как долго водитель будет под ее впечатлением?
Все мы хотим жить «как в Европе». Но комфортная жизнь зависит не только от материального достатка, но и от отношения людей друг к другу. Незнакомых людей – в магазинах, транспорте, на улицах.
[кстати сказать]
Юрий Носов, заместитель начальника отдела ГИБДД по городу Саратову:
ХАМСТВО ОПАСНО В РАЗНЫХ СФЕРАХ НАШЕЙ ЖИЗНИ
– Есть ли такое понятие, как «хамство», в терминологии инспекторов безопасности дорожного движения?
– В нашей работе есть нормативные документы, где конкретно прописаны фабулы правонарушений и санкции, которые за этим следуют. Хамство же относится к несколько другим категориям – скорее, вопросам этическим, гражданским отношениям.
– Какую разновидность хамства вы считаете наиболее опасной?
– Любая форма хамства сама по себе очень опасна, потому что она может получить непредсказуемое продолжение. Водители не уступают друг другу, начинают что-то доказывать, доходит до драк, а некоторых случаях даже до стрельбы – наверняка этому причина хамство и есть. Основная социальная возрастная группа, склонная проявлять агрессию на дорогах, – это молодежь. Но хамство опасно и в других сферах нашей жизни, не обязательно при управлении транспортным средством.
– Как нужно воспитывать уважительное отношение друг к другу на дорогах?
– Нужно изучать закон божий. Понятно, жизнь – сложная штука, проблемы есть у всех, но те простые истины не стоит забывать.
– А как вы относитесь к гражданским инициативам, когда люди в одиночку, либо объединяясь в движения, борются с нарушителями дорожных правил?
– Инициатива со стороны граждан, безусловно, должна быть, но в разумных пределах. Всегда начинать нужно первым делом с себя. Возьмите известного в Саратовской области блогера Евгения Ширманова – он правозащитник, борется с нарушениями в среде сотрудников дорожно-патрульной службы. А, как оказалось, в быту действует не так правомерно, как требует от других: задержан на несколько суток за конфликт с соседом. Это можно расценивать как желание, не пройдя определенного пути, занять какие-то руководящие, пусть чисто условные, должности. Например, люди жалуются: «У нас во дворе ямы, бардак, никто ничего не делает». Но почему-то они тоже ничего не делают, кроме того что берут ручку и бумагу и пишут жалобы. В советские времена это называлось кляузничеством, на таких людей рисовали карикатуры. Приведу свой пример. Дом, в котором я живу, кооперативный. Так у нас и фасад отремонтирован, и дверь железная поставлена, и подъезд в приличном состоянии. Но никто не пришел со стороны и не сделал – всё сделано нашими руками.
«У некоторых водителей с манерами явно не очень»
Две классические русские беды – дураки и дороги – в последние несколько десятилетий сумели объединиться. Так появилась третья русская беда – дураки на дорогах. Мы спросили у саратовцев, что такое, по их мнению, «культура вождения». Как бороться с хамством на российских дорогах? И кто это должен делать?
Вячеслав Коротин
Марина, оператор центра поддержки клиентов:
КАКОГО... ТЫ ПРОПУСКАЕШЬ КАКИХ-ТО ПЕШЕХОДОВ!
Когда у меня не было машины, не было водительских прав, под «культурой вождения» я понимала просто умение ездить, не нарушая правил дорожного движения. Потом я приобрела машину и стала водить автомобиль. Теперь к культуре вождения я отношу еще и умение уважать тех людей, которые едут за рулем в соседнем ряду, впереди, позади. Также и умение уважать пешеходов.
Недавно еду в районе 6-й Дачной. Впереди по пешеходному переходу идет много дачников. В основном бабушки и дедушки, которые, будучи нагружены сумками с урожаем, передвигаться со скоростью света не могли. Я остановилась. Пропускаю их. Тем машинам, которые ехали за мной, тоже пришлось остановиться. И тут они начали нетерпеливо сигналить мне, чтобы я ехала. Типа какого я пропускаю всех? Пешеходы могут и подождать, пока машины проедут.
Ольга Ивановна, пенсионерка:
БУМ, БУМ, БУМ И МАТЕРНЫЕ СЛОВЕЧКИ
Сейчас лето, жара. Я живу на втором этаже. Кондиционера нет. Поэтому у меня круглые сутки открыты во всех комнатах окна, балконная дверь. Но чувствую, что мне скоро придется закрывать окна как можно плотнее.
С наступлением вечера мимо дома начинают ездить туда-сюда машины. Ладно бы просто ездить, так они ездят еще и с музыкой. У меня впечатление создается, что сейчас о молодом человеке судят по тому, насколько громко в его машине играет музыка. Так, главное, музыка какая? Бум, бум, бум, бум и ничего больше. Нет, вру! Иногда еще к бум-бум добавляются матерные словечки.
А один ухажер приезжает за внучкой моей соседки каждый вечер. Остановится перед подъездом, окна в машине откроет и включит на всю. А девушка-то на свидание не спешит. Вот и приходится слушать.
Какая же здесь культура вождения? Как водитель сможет вовремя среагировать на происходящее, если он не слышит ничего, кроме своей музыки? Уверена, что и аварии некоторые происходят по этой причине.
Сергей, таксист:
ЕСТЬ И ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ УСТУПЯТ, ЧЕМ С БАРАНАМИ ПРЕПИРАТЬСЯ БУДУТ
Вот откуда идет воспитание человека? Из семьи. Представьте, едет ребенок с папой в машине. Тут папу кто-то не пропустил, не уступил место и так далее. Как папа на это отреагирует? Назовет соответствующим образом того, кто его не пропустил. А ребенок это видит, слышит и запоминает. И будет себя так же вести в будущем, как и его родитель. Я про всех не говорю. Есть и очень вежливые люди, тактичные, аккуратные, которые лучше уступят, чем с баранами препираться будут. Но таких мало.
Я себя никогда образцом для подражания не считал, но все-таки стараюсь следить за своим поведением на дорогах. Ведь я же вожу людей. Но иногда бывают такие ситуации, когда спокойствие сохранять очень сложно.
Например, когда припаркуешься, отойдешь по делам, возвращаешься, а выехать не можешь – другой припаркованный автомобиль мешает.
Я, кстати, обратил внимание на то, что взаимовыручка и взаимопомощь на городских дорогах уходят в прошлое. Что мы думаем о человеке, который сломался на дороге? То, что он создал затруднение на дороге, ну и несколько раз обзовем его. О том, чтобы выйти и попытаться помочь, речи и не идет. Но когда ты едешь за рулем, надо не только на себя внимание обращать, не только о себе думать, но и об окружающих. А то такими темпами мы очень быстро «приедем».
Ксения, врач:
НУЖНЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ВЕЖЛИВОСТИ
В нашей семье машину водит муж. Я, если честно, боюсь садиться за руль. Ведь опыт вождения приходит со временем, а как этот опыт получить? Ездить учиться по городу себе дороже. Вот так заглохнешь как-нибудь на светофоре, так тебе и сигналить замучаются, и жестами дадут понять, что тебе лучше дома сидеть. Так что автоледи в ближайшее время мне не стать.
Культура вождения зависит от нас самих. А власти могут помочь тем, что на курсах в автошколе введут специальный предмет, на котором будут рассказываться основы такой культуры. Может, хоть немного поможет.
Вот мой муж всегда старается уступать вежливым водителям, которые себя ведут нормально. У меня настроение улучшается, когда муж пропускает какую-нибудь машину, а водитель той машины спасибо скажет. Но у некоторых водителей с манерами явно не очень. Таких надо на курсы вежливости отправлять на переподготовку принудительную.
Не стала я бы винить и только водителей. Пешеходы тоже свой вклад вносят. На улице Гвардейской на кольце трамвая № 3 пешеходы спокойно гуляют по проезжей части. Вышли из трамвая, и пошли дорогу переходить. Водители вынуждены останавливаться, пробки образуются.
Валентин, фотограф:
ПРИМЕР ДОЛЖНЫ ПОДАВАТЬ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫЕ ЛЮДИ
Культуры вождения в нашей стране нет. Главная причина – это отсутствие примера для подражания. Кортежи чиновников, министров всяких, звезд шоу-бизнеса могут позволить себе всякое (хорошо, что в Саратове таких звезд немного). И простые люди начинают думать: «А почему я так не могу?»
Я считаю, что с хамством на дорогах поможет бороться положительный пример, который будут давать высокопоставленные люди. Вот едет автомобиль с «крутыми» номерами, и раз – взял и пропустил вперед какую-нибудь «десятку». Или остановился и пропустил пешехода. Вот тогда со временем всё наладится.