Не пиши, не звони и номер забудь

Оценить
Новые поправки возложили обязанность по блокировке спамеров на операторов связи

«Нужны деньги быстро в долг? Звони по номеру...», «Лето, полное фитнеса! Скидки только до конца месяца», «Ваше любимое такси – быстрый приезд машины». СМС с таким содержанием обрушиваются на наши телефоны регулярно. Однако в минувшем месяце президентом были подписаны поправки в закон «О связи». Цель благая – ужесточить контроль за массовыми рассылками. Эта тема обсуждалась на минувшей неделе на пресс-конференции с участием саратовских представителей крупнейших сотовых операторов России («Мегафона», МТС и «Билайн» – «большой тройки», занимающей около 85 процентов сотового рынка России).

Закон вступит в действие в ноябре текущего года. Как гласят поправки, «рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи» должна осуществляться «при условии получения предварительного согласия абонента». Мы могли сами оставить свой номер рассыльщику, заполняя очередной купон на скидку, а могли оказаться в его базе данных помимо собственной воли – вспомнить уже непросто. Но рассылка признаётся незаконной, если её инициатор (заказчик или оператор связи) не сможет доказать, что такое согласие им действительно было получено. Этими же поправками устанавливается, что по просьбе абонента оператор обязан бесплатно приостановить доставку нежелательных сообщений на его телефон. Кроме того, для осуществления рассылки заказчику теперь необходимо в обязательном порядке заключать договор с оператором. В законе отдельно оговаривается, что под новые нормы не попадают рассылки, осуществляемые по инициативе федеральных и местных органов власти, а также государственных внебюджетных фондов.

Закон, похожий на другие

Александр БидасюкО реальной полезности новых законодательных норм судить сложно. На пресс-конференции заместитель руководителя управления Роскомнадзора по Саратовской области Александр Бидасюк рассказал, что ещё до принятия нового закона действовал закон «О рекламе», в котором также оговариваются вопросы распространения рекламной информации по радио­телефонным сетям.

И действительно, в тексте этого закона есть строчки, по содержанию аналогичные новым поправкам. Например, статья 18 («Реклама, распространяемая по сетям электросвязи») гласит: «Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы». В той же статье недопустимой признаётся реклама, распространяемая «без предварительного согласия абонента или адресата, если распространитель рекламы не докажет, что такое согласие было получено». Кроме того, в законе содержится и норма, согласно которой «рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием». В новых поправках последнее обязательство, правда, накладывается непосредственно на оператора связи.

Андрей КоробейниковОт нежелательных СМС-рассылок граждан охранял и ещё один закон. О нем тоже напомнил Бидасюк: «Даже если рассылка поступает персонифицированно – вы где-то что-то оставили (номер телефона. – Прим. авт.), но не факт, что своё согласие зафиксировали подписью, то у нас тут работает ещё и закон о персональных данных, который также говорит, что запрещено использовать персональные данные для прямых контактов с клиентом без предварительного согласия...»

Несоблюдение новых поправок, по словам Бидасюка, может трактоваться как нарушение лицензионных условий и влечёт за собой административный штраф в размере 30–40 тысяч рублей. Однако и по существовавшим ранее законам за несанкционированную СМС-рассылку ФАС успешно возбуждала административные дела. Подтверждение этому можно найти, порывшись в Интернете. А штрафы предусматривались даже более значительные – около 100 тысяч рублей.

Спам и антиспам

Так что новые поправки в значительной степени дублируют уже имеющиеся законы. Внесут ли они какие-либо изменения в работу сотовых операторов? «Для нас – нет», – пояснил директор саратовского филиала ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Андрей Коробейников.

Мария Курова«Для нас закон действительно не вносит каких-то существенных изменений, – подтверждает директор филиала ОАО «МТС» по Саратовской области Мария Курова. – Потому что мы озаботились этим раньше».

Послушав представителей «большой тройки», можно прийти к выводу, что проблема СМС-спама в их сетях сейчас стоит уже не так остро. По словам Коробейникова, апофеоз мобильного спама пришёлся на конец 2013 года, и с этого момента сотовые операторы всерьёз занялись данным вопросом. Свою роль сыграло то, что весь полученный от спама негатив абоненты переносили на самих же операторов. Сейчас ведущие сотовые компании для борьбы с нежелательными рассылками активно используют антиспам-фильтры и предоставляют абонентам широкий набор возможностей по контролю за тем, что приходит на их телефон.

Так, компания «Мегафон» с ноября прошлого года ввела услугу по блокировке спама. Абонент может самостоятельно заблокировать нежелательный номер посредством специального СМС-фильтра, а может отправить номер назойливого рассыльщика оператору, после чего спамер будет заблокирован уже самой компанией.

«ВымпелКом» сообщил, что его специалисты на протяжении полугода «вели жёсткую борьбу» со спамом. В конце минувшего месяца компания объявила, что внедряет новое решение от одного из «мировых лидеров в области защиты от SMS-спама», которое позволит «кардинально решить» данную проблему. «Уже первый месяц бета-тестирования интеллектуальной антиспам-платформы показал 50-процентное снижения количества спама, пропускаемого другими, менее совершенными фильтрами, – сообщает компания в пресс-релизе. – На сегодняшний день количество спам-SMS в адрес абонентов Билайн уменьшилось в 12 раз по сравнению с октябрём 2013 года и составляет 1 SMS в месяц на абонента». К октябрю Билайн планирует довести этот показатель до 0,5 сообщения на человека.

Однако «Роскомнадзор» бесполезными новые поправки не считает. Как поясняет Бидасюк, количество обращений в его ведомство по вопросам нежелательных рассылок с каждым годом только увеличивается. «Возможно, абоненты мало информированы о том, что имеют возможность самостоятельно это прекратить», – предположил чиновник. Новые поправки, по его мнению, были необходимы, чтобы возложить обязанность по блокировке спамеров именно на операторов. А это важно еще и потому, что в Саратовской области работает не только их «большая тройка». Всего на территории региона действуют шесть операторов связи. Как считает чиновник, для половины из них принятые поправки будут более актуальны.

Руководитель коммерческой службы компании НСС (не входит в «большую тройку») Олеся Ермолаева разъяснила для «Газеты недели», что они тоже не сидели сложа руки, но к поправкам относятся хорошо. «Конечно же, мы поддерживаем эти поправки, – говорит она. – При этом хочу отметить, что НСС и до этого предпринимал шаги в борьбе со спамом. Так, например, у нас работает система защиты от «внутреннего» спама, с помощью которой блокируются рассылки, осуществляемые через собственный СМС-центр. В прошлом году остановлено более полутора тысяч рассылок. Для защиты абонентов от внешних рассылок в настоящее время тестируется система, которая позволит блокировать рассылки через СМС-центры других операторов».

Что спам, а что нет

Но стопроцентной защиты от массовых рассылок не существует, признает Коробейников. Спамеры совершенствуются вместе с системами защиты против них. Так, по данным «ВымпелКома», в октябре 2013 года 98 процентов спама приходило с так называемых коротких номеров. В результате предпринятого компанией наступления на несанкционированные рассылки уже в марте 2014 года 99 процентов спама стало приходить с 11-значных федеральных номеров. Таким образом, спамеры начали маскировать свои рассылки под сообщения от частных лиц. Защитным антиспамерским системам идентифицировать такие СМС как «спам» стало сложнее.

По словам Куровой, многое зависит и от самих абонентов. Например, многие из нас выставляют свои номера на всеобщее обозрение в Интернете (в соцсетях и т. д.), после чего и начинают получать раздражающие рекламные сообщения. Отдельно стоит заметить, что часто мы становимся подписчиками совершенно добровольно. Например, в магазине при заполнении купона на дисконтную карту соглашаемся получать информацию о рекламных акциях и сами вписываем номер сотового в соответствующую графу. И сообщения из этого магазина уже не считаются нарушением закона. Но сейчас сотовые компании предоставят возможность отписаться даже от таких сообщений.

Кроме текстового спама, многие из нас сталкиваются и со спамом голосовым, когда на наши сотовые телефоны начинают названивать представители различных компаний, настойчиво пытаясь узнать, не нуждаемся ли мы в их услугах. «Здесь есть золотое правило, – поясняет Бидасюк. – Никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми». С жалобами на подобные звонки чиновник советует обращаться в ФАС, Роскомнадзор или полицию. Операторы предлагают в таких случаях писать им на электронную почту.

Продолжение темы

 


[кстати сказать]

Макулатурный спам Госдуме не по зубам

Спам преследует нас не только в электронном виде, но и на вполне физических носителях. Россияне регулярно сталкиваются с ним в подъездах собственных домов в образе торчащих из почтовых ящиков листовок. Иногда листовок скапливается так много, что они начинают напоминать разноцветный мусор. В январе 2014 года депутат Госдумы Олег Михеев («Справедливая Россия») предложил покончить с этим безобразием и внести поправки в закон «О рекламе».

Предложения справедливоросса были очень похожи на те ограничения, которые закон уже накладывал на рекламу в сетях электросвязи: печатная реклама должна распространяться только с согласия получателя (за исключением «социальной рекламы и рекламы, содержащейся в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера»), доказывать согласие должен сам распространитель, по требованию получателя распространение должно быть прекращено.

Однако аппарат правительства РФ инициативу Михеева не поддержал, сославшись в том числе на неполноту предлагаемых им мер. А комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сообщил, что к законопроекту «замечаний концептуального характера не имеется», но он «нуждается в юридико-технической доработке».