Все пути хороши, кроме избитых...
В прошлом году были изданы два внушительных по объёму тома «Энциклопедии русского авангарда». Среди персонажей энциклопедии есть и уроженцы Саратовской губернии. Я выбрала трех из них, имена которых пока практически не соотносятся с Саратовом. Все трое входили в Союз молодёжи, возникший в конце 1909 года.
Союз не имел определенной программы, а принимал всех претендующих на новаторство. «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека», – говорилось в манифесте объединения.
Вера
26 сентября 1937 года в лагере около Караганды была расстреляна художница Вера Ермолаева. Среди фактов её биографии, уложившейся в 44 года, – увлечение кубизмом и футуризмом, учёба в Археологическом институте, после 1918 года – работа над детскими книгами, которые исполнялись в технике линогравюры и раскрашивались вручную.
В 1919 году Наркомпрос направил Ермолаеву в преподавателем в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности ректора института Марка Шагала она возглавила институт. В Витебске под влиянием Казимира Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством.
В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с детскими журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».
В 1929 году вместе с несколькими художниками составила «группу живописно-пластического реализма». У неё на квартире проходили творческие «вторники» и «квартирные» выставки, ставшие поводом для написания доноса.
Когда о художнице вновь заговорили уже после реабилитации в 1989 году, стало известно, что Вера – наша землячка. Она родилась в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии в семье помещика, председателя земской уездной управы Михаила Сергеевича Ермолаева и его жены Анны Владимировны, урождённой баронессы фон Унгерн-Унковской. Там прошло её раннее детство, к сожалению, омрачённое болезнью. Вера упала с лошади и получила тяжёлую травму, последствия которой остались на всю жизнь. Родители увезли девочку в Европу для лечения и учёбы, в 1904 году семья вернулась в Россию, и с 1905 года они жили уже в Петербурге.
Святослав
В Государственном Русском музее хранятся два двухсторонних рисунка с изображением города Петровска. Их автор – Святослав Александрович Нагубников, родившийся в 1886 году в селе Лопатино Петровского уезда.
Его детство прошло в Петровске, где он занимался в четырёхклассном городском училище. С 1902-го по 1907 год он учился в Пензенском художественном училище, а после поступил в батальную мастерскую Академии художеств в Петербурге. Когда его работы появились на выставках, автор был замечен и получил похвалы за последовательное освоение языка современного искусства.
После начала Первой мировой войны Святослав прошёл краткосрочные курсы в Иркутском военном училище и в чине прапорщика был отправлен на фронт. На основании того, что Нагубников был упомянут в газете «Русское слово» за 2 февраля 1916 года в числе раненых, поступивших в один из петербургских лазаретов, датой его смерти было принято считать 1916 год. Но существует и другая версия: художник умер в 1921 году в Петровске. По крайней мере там в это время состоялась посмертная выставка из 90 его работ. Исследователи творчества Нагубникова сообщают со слов родственников, живущих в Петровске, что после они были переданы в Петровский музей, дальнейшая судьба творческого наследия пока не известна.
Лев
Судьба ещё одного члена Союза молодёжи Льва Мительмана, родившегося в 1884 году в Саратове, ещё более неясна и запутанна. Кроме рисунка поры его учёбы в Боголюбовском рисовальном училище, хранящегося в Радищевском музее, не известно местонахождение ни одной его работы.
Существуют воспоминания о том, что отец Льва держал небольшой магазин на Немецкой улице, где продавались форма, пуговицы и эполеты, что сам он был очень способным, но не слишком уравновешенным человеком. В 1901 году Мительман поступил в Петербургскую Академию художеств, а в1903 исключен за непосещение занятий и продолжил образование в Пензенском художественном училище. (Кстати, одновременно со Святославом Нагубниковым!)
Потом Лев опять вернулся в Академию, в пейзажную мастерскую. Его первое участие на отчётной выставке было благосклонно замечено Александром Бенуа. В 1910 Мительман стал экспонентом выставки Союза молодёжи в Риге и вновь привлёк к себе внимание критиков, отметивших его интересный и чуткий рисунок, матово мерцающие краски. На маленьких картонах, а Мительман предпочитал работать в небольшом формате, случайные пятна превращались в грандиозные пейзажи в миниатюре.
Есть сведения, что художник некоторое время учился в Мюнхене. В 1923 году Мительман оказался в Омске, где возглавлял художественную студию, преподавал живопись и рисование в художественно-промышленном техникуме имени М. А. Врубеля. А в 1924 году экспонировал свои работы на выставке Ассоциации художников революционной России и в каталоге указывал ленинградский адрес. Далее следы его теряются. Неизвестны ни дата, ни место смерти. «Умер где-то за Волгой», – вспомнит один из соучеников Мительмана по Боголюбовскому училищу.