Саратов. Август 1914 года
1 августа. На почте вывешено объявление, что в адресах писем, телеграмм, посылок, отправляемых в армию, должно указывать только чин, имя, отчество, фамилию адресата и назвать часть войск или учреждение, где адресат служит. Обозначать на отправляемой корреспонденции места расположения частей войск или войсковых учреждений запрещается.
2 августа. Братья К. и А. Зейферт предоставляют дом, а французская гражданка Рутковская и домовладелец И. И. Духинов – комнаты в своих домах в Саратове для устройства там лазаретов. Немецкое общество «Милосердие» и Лютеранское общество также приняли решения об организации лазаретов.
Всем высылаемым из Саратова германским и австрийским подданным предоставлено право выбора места жительства в Вятской или Оренбургской губерниях. 80 человек избрало Оренбургскую губернию, куда их отправляют этапом. Обращение со всеми германскими подданными (в отличие от русских подданных, оказавшихся в Германии) корректное и гуманное.
3 августа. Губернатор возбудил ходатайство перед Министерством внутренних дел о разрешении выдавать бесплатные билеты для проезда на родину по железным дорогам женам взятых на войну запасных и ратников.
5 августа. Общественная уборка хлебов организована во всех уездах губернии. Крестьяне в первую очередь бесплатно убирают хлеб семей, взятых на войну, а уж затем свой.
По сведениям, полученным из Копенгагена, 517 российских подданных оставлены немецкими властями на станции Росток в качестве военнопленных. Их рассадили по тюрьмам и собираются использовать для полевых работ в Германии. Среди арестованных саратовцев называют профессора Саратовской консерватории Пресмана.
9 августа. Группа саратовских продавцов газет и телеграмм из 567 человек, торговавших 6 августа – в день Преображения Господня, – отчислили заработанные в этот день 108 рублей 79 копеек в пользу семейств призванных на войну.
Кассир городской управы Глушенко демонстрировал виноград, выращенный в своем винограднике около дач Бестужева. Виноградник существует уже третий год. Урожай этого года составил 200 пудов.
Совещание председателей губернских управ Волжско-Камского района в связи с начавшейся войной решило пересмотреть торговый договор с Германией. Саратовская губернская управа была уведомлена об этом.
Красному Кресту передан под лазарет нижний этаж местного отделения Крестьянского банка. Помещение оборудовано канализацией, паровым отоплением, электрическим освещением и является в этом смысле одним из лучших в городе. Оно может вместить до 150 раненных воинов.
Газету «Саратовский листок» листала Наталия Самохвалова