Гордума попрощалась до сентября

Оценить
Баня подорожала, но билеты на трамвай и троллейбус – нет!

Старшее поколение должно помнить словесную игру, основным условием которой было: «да» и «нет» не говорите, черное и белое не берите. Похожим правилам в последние месяцы подчинены заседания Саратовской городской думы. Здесь избегают говорить какие-то главные слова, хотя у всех они вертятся на языке. В минувшую пятницу состоялось 38-е, внеочередное заседание. Ходили вокруг и около бюджетных проблем. Снова говорили о государственных приоритетах.

Вернулись всего 37 миллионов из 590

В повестке дня было много технических вопросов. Одним из них стали поправки в Положение о дорожном фонде муниципального образования. Уточнили немножко правила использования средств этого обособленного бюджетного кошелька. В итоге разрешили брать из него деньги на погашение задолженностей прошлых лет по дорожным работам (к оплате будет приниматься только задолженность, подтвержденная судом), проголосовали за возможность оплачивать работы муниципальным специализированным учреждениям, которые по заданиям администрации занимаются обслуживанием автомобильных дорог местного значения, и зафиксировали документально, что средства дорожного фонда можно тратить на приобретение специализированной дорожной техники.

Вопрос был в другом: а что делим-то, господа-товарищи? Какую шкуру неубитого медведя? Ведь, как выяснилось на заседании, собственно городских денег в дорожном фонде кот наплакал. Хотя туда по первоначальной задумке должен был в основном поступать транспортный налог, собираемый с автомобилистов города. Но из-за проблем с наполняемостью областного бюджета все поступающие от саратовских автовладельцев платежи забираются теперь на региональный уровень.

В итоге получается какая-то печальная картина. Саратовцы платят за свои авто 590 млн рублей в год, и они со свистом пролетают мимо городских дорог. На конец июля, по официальным данным, городскому бюджету отошло лишь 37 млн рублей из всех возможных платежей, которыми может наполняться фонд.

И всем депутатам этот факт обирания, обдирания (не знаю даже, как можно назвать поприличнее процедуру экспроприации чужих денежных средств) очень не нравится. Но все уже поняли, что плетью обуха не перешибешь. Только коммунисты никак не усвоят правила нынешних бюджетных государственных игр.

– Ну не дело, когда собирают с жителей Саратова хорошие деньги по транспортному налогу, а город получает мизер! – И в этот раз самый неистовый из коммунистов, депутат Андрей Карасев, обратился с просьбой к думскому большинству из «Единой России». – Ну ставьте вопрос этот на своих собраниях. Ну это несерьезно. Гроши получаем какие-то.

При этом депутату Карасеву, конечно же, известно, что мэры российских городов (практически все единоросы) с вопросами недофинансирования городских бюджетов уже и до Путина несколько раз доходили. Но депутат Карасев упрямо продолжает считать, что нужно еще активнее стучать в закрытую дверь. И он даже готов предложить свою помощь. Например, согласен постоять в пикете.

– Я же вам уже рассказывал про государственные приоритеты, – вздохнул Грищенко. – Ну вот так получается, что более важные вещи волнуют высшее руководство.

На этот раз перечислять, что именно для федерального уровня власти важнее нищих муниципалитетов, Грищенко не стал. Намекнул, что разворотом в сторону провинции могут стать очередные выборы, где партия власти привыкла побеждать в том числе и за счет всяких разных добрых дел, оплаченных из госбюджета. «С другой стороны, если у нас не получится, тем лучше для вас, больше голосов наберете», – улыбнулся он коммунистам. Андрей Карасев на такие слова даже обиделся. Но от Грищенко, который ему очень даже симпатичен в роли мэра, отстал.

Гордума попрощалась до сентября

А Олег Васильевич то ли принялся сглаживать прозвучавшую критику вышестоящей власти, то ли сам себя и коллег успокаивать. Говорил, что не нужно драматизировать ситуацию. Что город и в предлагаемых условиях живет, работает: вода есть, свет есть, транспорт передвигается. Безопасность обеспечена, продукты в магазинах есть. Люди ездят отдыхать. Да, есть проблемы с дорогами, с управляющими компаниями, с законодательством, которое ограничивает муниципальные власти в действиях. Но если не настраиваться на быстрый результат, если уметь ждать, не давить, а поддавливать, не требовать, а настаивать, то вопросы потихоньку сдвигаются с места. Последняя маленькая, но важная для власти Саратова победа – согласие прокуратуры возвратить городу возможность налагать штрафы за нарушение правил благоустройства.

И тему, понятную для всех, на этом вроде закрыли. Но когда Грищенко вышел после заседания к журналистам, то ему снова пришлось говорить всё о том же – о безденежье и о неправильно скроенных межбюджетных отношениях. «Надеемся, что следующий бюджетный год будет более насыщенным и партия власти выполнит обещания, данные избирателям. Мы ждем федеральную и областную поддержку по ряду направлений, потому что нужно ремонтировать дворовые территории, коммуникации, дороги и многое другое», – сказал Олег Васильевич.

Бюджетную поддержку придется ждать и очередникам из аварийного жилья

Глава городской администрации Александр Буренин, присутствуя на заседаниях, говорит редко. Но метко. В этот раз разволновал депутатов просьбой взять кредиты общей суммой в 1 миллиард 42 миллиона рублей. Они ему нужны для того, чтобы не вызвать недовольство прокуратуры и не загреметь под суд, как бывший глава администрации Алексей Прокопенко. Потому что, как глава администрации, он должен выполнять программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. А денег на приобретение у застройщиков 591 квартиры у него нет. А еще требуется отдать более 300 миллионов рублей по исполнительным листам, которые суды выписали переселенцам, заждавшимся обещанного государством нового жилья. «Прошу вас очень внимательно подумать», – сказал Александр Буренин. И не стал скрывать, что «источник один – бюджет и его дефицит».

Гордума попрощалась до сентябряВсе понимали, что на самом деле это такая грустная игра в процедуру. Глава исполнительной власти говорит, что хотел бы исполнить и решения судов, и госпрограмму, но не может. А депутаты, и от лица правящей партии, и от лица своих избирателей, отказным голосованием с него как бы снимают вину за неисполнение. Ну, или формально делят ее с главой исполнительной власти. Но не все были готовы играть по расписанным правилам. Депутат Олег Комаров, несмотря на то что единорос, дал понять, что, в общем-то, боится такой коллективной ответственности. Потому что не понимает своей доли. И для подстраховки перед голосованием хотел бы задать вопрос юристам: как правильнее – поддержать поправку Буренина и пойти на превышающий законные пределы дефицит бюджета или отвергнуть ее и так нарушить закон?

Юридическую консультацию Комарову тут же на думе дали, но она была неутешительной. Потому что федеральные законодатели так навертели с нормами и правилами, что у нас теперь, куда ни пойди, везде нарушения и преступления. Начальник отдела правового обеспечения Владислав Забровский так прямо, конечно, не сказал. Он только несколько раз повторил про «мягко скажем, несовершенное законодательство». И предложил каждому самостоятельно выбирать, потому что, с одной стороны, депутатов по закону никто и ничто не может принудить принять поправки, которые нарушают потолок бюджетного дефицита, а с другой стороны, решения суда обязательны для всех. А еще и третью сторону надо держать в голове, потому что санкции за неисполнение решений суда имеют денежное выражение, и они в последующем еще больше увеличат выплаты из бюджета. Забровский не экономист и поэтому не сказал про четвертую сторону, ведь время работает на стоимость квартир, и через год они могут стать дороже, чем сегодня, и тогда в бюджете придется искать еще больше средств на переселение людей из аварийного жилья.

– Вы можете гарантировать, что на нас не подадут в суд, если мы проигнорируем решение суда? – добивался четкого ответа Олег Комаров.

– Нет, конечно, – выдал Забровский. – Но с другой стороны, чтобы выполнить все полномочия городской власти, нужно три сегодняшних бюджета.

Три сегодняшних бюджета – это почти 40 млрд рублей. Потому что на июльском заседании стало ясно, что городской бюджет по доходам просматривается на уровне не дотягивающем до 12,5 млрд. А максимум, что можно занять, чтобы не превысить порог дефицита и не стать нарушителями закона о бюджете, составляет 50 млн рублей.

– Ну, значит, мы поправку принять не можем, – взял на себя смелость подвести итог дискуссии депутат Сергей Сурменев.

Депутаты Саратовской городской думы в большинстве своем нормальные люди, и им, конечно тошно от того, что вместо сотен миллион рублей они пока нашли на исполнение решений судов в пользу переселенцев всего каких-то жалких 4 миллиона. Но если посмотреть на ситуацию отстраненно, то ведь депутаты Саратовской городской думы – самые мелкие спицы в колесе власти. И они не должны отвечать за ошибки, безразличие, небрежности законодателей федерального уровня. Но недовольство выливается всегда на тех, кто ближе.

Вот депутат Денис Шумихин возмутился, что двум районным администрациям дали федеральных денег на детские сады, а Кировскому району не дали. Депутат Шумихин коммунист, и ему больше нравится, когда всем дают или по потребностям, или уж поровну. Но глава городской администрации Александр Буренин открыл ему неприятную правду про то, что «деньги выделяются не потому что кто-то чего-то хочет». «Мы в этом году подготовили девять проектов строительства детских садов. Но запустили стройку только Волжский и Ленинский районы. В Кировском районе готова проектная документация на три садика. Но деньги пришли поздно, и ни одна подрядная организация в Саратове не решилась строить на условиях, выставленных правительством России: начало и конец работ в этом году, и освоение средств – на все сто процентов».

Без денег парильщиков бани могут и закрыться

Организация банно-прачечного обслуживания полностью возложена на плечи муниципалитетов. Никакой другой бюджет денег на бани не дает. Себестоимость банных услуг повышается, из-за того что растут тарифы на воду, на газ, на электричество, а из-за инфляции требуется повышать зарплату персоналу, тоже всё выше и выше. И разумные цены (надо понимать, что в общественные бани ходят не самые богатые люди) не покрывают всех издержек содержания. Поэтому часть расходов приходится брать на себя муниципальным бюджетам. Там где муниципальных бюджетов на возмещение разницы между доходами и расходами не хватает, бани закрываются. И любители попариться лишаются этого простого человеческого удовольствия.

В Саратове работают сейчас девять бань. И у администрации есть серьезные намерения все их сохранить. Но банная арифметика удручает. Выручка составила в 2013 году 24 миллиона рублей. А затраты 53 миллиона. Город направил муниципальному предприятию «Банно-прачечное хозяйство» для покрытия сделанных затрат 29 миллионов рублей. Но предприятие всё равно осталось с убытками. Поэтому и принято непопулярное решение увеличить цены на парку-помывку. Самый дешевый билет в общее отделение с парной будет стоить теперь 150 рублей.

Депутаты, понимая, что сейчас не самое лучшее время для повышения тарифа (с 1 августа в Саратове объявлена новая цена на билеты в автобусах и маршрутках, в октябре собственники жилья начинают платить дополнительные ежемесячные сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов), все же вынуждены были согласиться с предложением комитета по экономике. Теперь успокаивают себя тем, что все льготы они сохранили: дети до 7 лет продолжат ходить в баню бесплатно, подростки от 7 до 15 лет, члены многодетных семей, инвалиды 1-й и 2-й групп купят билеты за полцены, и даже все пенсионеры сохранили 30-процентную скидку. Правда, только в определенный день раз в неделю.

Гордума попрощалась до сентябряРассматривать вслед за областным уровнем власти повышение тарифов на электротранспорт (который находится в ведении муниципальной власти) депутаты не стали. Наверное, через несколько месяцев цена проезда в трамвае и троллейбусе тоже увеличится. Но пока ситуация с разбросом цен для саратовцев приятная, и есть возможность сэкономить.

Новые почетные граждане

Почетных граждан депутаты гордумы выбирают сразу по два. На этот раз ими сделали Анатолия Семеновича Корнева и Александра Соломоновича Ландо. Корневу звание присвоили «за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие строительной отрасли по проектированию жилых и общественных зданий». Ландо удостоен почетного титула «за широкое признание у жителей города Саратова в результате многолетней общественной и политической деятельности».

Появился полноценный ответственный за упреждение экстремизма

Евгения Александровича Чекулаева дума согласовала на должность заместителя главы администрации города по общественным и межнациональным отношениях. Теперь если что не так с митингами или с дружбой народов, то нужно идти прямиком к нему.

P. S. Если ничего не случится, то следующее заседание Саратовской городской думы состоится уже в сентябре. Депутаты ушли на каникулы.