Юрий Носов: Поворот навстречу горожанину

Оценить
Прошло три с половиной месяца после закрытия на ремонт моста Саратов – Энгельс – того, к чему мы так долго готовились и чего опасались.

Прошло три с половиной месяца после закрытия на ремонт моста Саратов – Энгельс – того, к чему мы так долго готовились и чего опасались. Между тем у городской администрации готов план по радикальному преобразованию транспортной сети: платные парковки в центре города, скоростные трамваи. Мы беседуем с заместителем начальника отдела ГИБДД по городу Саратову Юрием Носовым. С декабря 2013-го по конец июня нынешнего года Юрий Анатольевич исполнял обязанности начальника этого ведомства.

– Юрий Анатольевич, расскажите, как проводилась подготовка к закрытию моста на ремонт? С какими проблемами вы столкнулись после закрытия?

– Готовиться к ремонту моста мы начали примерно за полгода. Проектной организацией был разработан план организации дорожного движения, в который, кстати, не включили некоторые предложения из тех, что мы делали. Но большая часть наших пожеланий вошла. Заранее были выделены главные направления движения и установлены аншлаги, определена система работы инспекторского состава. Также заранее были установлены дорожные знаки, они до момента закрытия моста были зачехлены.

Достаточно интересным оказался результат в первые несколько дней: количество транспорта в городе резко уменьшилось – в городе стало свободно. Наверно, люди были перепуганы этой глобальной подготовкой. Но проблемные направления всё же выявились. Как и предполагалось, самой загруженной магистралью стал Усть-Курдюмский тракт, по которому жители едут на свои приусадебные участки. А едут они когда? В пятницу с ночевкой, в субботу, в воскресенье вечером и в среду после работы – поливать огород. На этой магистрали мы держим сотрудников ДПС, которые пытаются отрегулировать движение в ручном режиме: сокращают время горения зеленого сигнала, меняют повороты и так далее. Стоять на регулировке несколько часов подряд достаточно непросто, но деваться некуда, организация дорожного движения – одна из наших задач. На улице Усть-Курдюмской (идет параллельно Усть-Курдюмскому тракту) на двух перекрестках (переднем и боковом въезде) мы поменяли приоритеты, чтобы хвост на Усть-Курдюмском тракте не стоял, а заворачивал сразу. Около «Ленты» сделан отнесенный поворот, позволяющий исключить левый поворот на «Ленту» непосредственно из-под светофора.

– Какие из ваших предложений по организации движения не нашли поддержки?

– Мы предлагали сделать больше. Может быть, это и обоснованно, что не поддержали. Допустим, на Усть-Курдюме за исключением сокращения режима работы зеленого сигнала, отнесенного поворота у «Ленты» и изменением приоритета нескольких поворотов не сделано ничего глобального: дороги не расширены, остановки не перенесены. Понятно, по какой причине: нужны финансовые вложения. Поэтому всё опирается на плечи инспекторского состава. Ждем с нетерпением открытия моста. Одну полосу, как говорят, уже закончили и даже планируют ее открывать для легкового транспорта в ночное время.

Вообще мы были против движения по мосту из соображений безопасности. Но оказалось, что мы были не совсем правы, и движение общественного транспорта во время ремонта моста возможно при условии соответствующей организации, которую министерство транспорта области достойным образом провело. При помощи светофоров регулируется реверсное движение автобусов. Всё в порядке, за исключением того, что люди пытаются оставить свои автомобили на подъездах и переправиться на автобусах. Но глобальных проблем в связи с этим нет.

– Почему вы выступали за полное ограничение движения по мосту?

– Я не инженер-мостовик, поэтому плохо себе представлял, как будет вестись ремонт моста. Пугало всех страшное слово «аппарель», по которым предполагалось движение автобусов. В моем понимании представлялось, что мост будет практически полностью разобран, и будут лежать эти аппарели, по которым будут двигаться автобусы. Кроме того, наличие ручного светофорного регулирования при реверсном движении опасно тем, что может сыграть человеческий фактор. Например, если пустить зеленый сигнал с обоих направлений... Наша позиция: лучше перестраховаться, чем потом пожинать плоды. Поэтому мы призывали предпринять все меры по обеспечению безопасности.

– Вы поддерживаете открытие второй полосы?

– Если мы увидим, что это полностью безопасно, то почему бы и нет? Если появятся сомнения – стоит это обсудить. Хотя без моста мы задыхаемся, и задыхаемся на определенных направлениях: Усть-Курдюмский, Вольский тракты. Ждем с нетерпением, когда какое-то решение будет принято.

– Еще до закрытия моста беспокоились о том, что, может быть, негласно будет разрешен проезд для автомобилей ВИП-персон.

– Этот момент сразу исключен. Проезжает только строительная техника, которая контролируется сотрудниками дорожного министерства. Был один спорный вопрос, но, как, оказалось, просто вывозили и завозили рабочие смены.

– Есть в народе такая идея: как и сейчас, оставить одну полосу для общественного транспорта, сохранив там реверсное движение. Людям понравилось свободно ездить на автобусе.

– Во многих странах на дорогах существует разделение: две полосы – для легкового автомобиля, следующие – для общественного транспорта, далее – пешеходная дорожка, которая имеет ограждение. В принципе это целесообразно. В Москве, насколько я знаю, принимаются решения о разделении полос. Что касается нашего моста, средняя полоса до закрытия моста использовалась в качестве реверса: чтобы разгрузить движение, мы ее пускали в одном из направлений. Плюс какие-то аварии, возможные поломки. Посмотрим, нужно привлекать научных специалистов, которые могут смоделировать ситуацию, просчитать варианты.

Вообще постепенно мы начинаем приходить к тому, что пешеход должен пользоваться приоритетом. У нас же пока почему-то наоборот – пытаются расширить дороги для машин, построить новые парковки. Вот выделение полос для общественного транспорта – шаг навстречу пешеходу. Как ни парадоксально, но нужно ущемлять автотранспорт, который заполонил наши улицы, и освобождать дороги для пешеходов и общественного транспорта. Общественный транспорт, чтобы его полюбили, должен соответствовать двум критериям: быстрое передвижение без задержек и комфортабельность.

Сейчас, кстати, в городской администрации стали говорить о проекте скоростного трамвая, который будет передвигаться по подвесным монорельсам, о платных парковках. Это один из путей создания условий, чтобы людям было удобно пользоваться не машиной, а общественным транспортом.

– Где будут находиться платные парковки – на подъезде в центр города или внутри него?

– В центре города. Перехватывающие стоянки, предназначенные для того, чтобы человек мог оставить автомобиль на подъезде к центру города и пересел на общественный транспорт, – это тоже тема для развития, но не думаю, что она для нас в ближайшее время будет актуальна.

– Один час на платной парковке, как планирует городская администрация, будет стоить 20–30 рублей. То есть за рабочий день нужно будет отдавать по 180–270 рублей. Как вы думаете, это оптимальная плата для работающего человека?

– Не знаю. Тот, для кого цена неприемлема, пусть едет на автобусе. Освобождение центра города от транспорта – задача платных парковок. Есть ведь разница, когда ты приехал на Привокзальную площадь и оставил там автомобиль на целый день, а другому нужно только выкинуть чемодан и уехать. После введения платных парковок автомобилист начнет думать.

– Раньше говорили, что, стоит перенести автозаправку на Стрелке, и пробок удастся избежать. Потом стали говорить, что не в заправке дело, а всему виной мост над железной дорогой.

– Как показывает практика, локальные изменения приносят кратковременный успех, потом всё возвращается на круги своя. Перенос светофора, установка какого-то знака, расширение дороги не всегда результативны. Взять улицу Университетскую, участок до Большой Горной: много лет предлагается перенести движение троллейбуса на Степана Разина, чтобы он шел по встречному направлению. Да, мы сделаем три полосы по Университетской, но упираться они будут в улицу Соколовую, где и без этого собираются пробки.

На 1-й Дачной действительно нужна полноценная развязка. Говорят об улице-дублере проспекту 50 лет Октября, есть много других предложений. Вопрос, конечно же, в финансах.

– Общеизвестно, что, чем больше пробок, тем меньше аварий. Согласны ли вы, что в пробках есть какой-то плюс?

– Ну, это элементарные законы физики: скорость, сила, вектор... Но в задачу ГИБДД борьба с пробками входит тоже. Плохое состояние дорог, климатические условия тоже замедляют движение. Количество аварий с материальным ущербом в пробках возрастает, а с тяжкими для здоровья последствиями – уменьшается. Но это не повод для того, чтобы не ремонтировать дороги, не чистить их и уж тем более не способствовать улучшению движения транспорта.

С моей точки зрения, у нас есть заблуждение: в дорожно-транспортном происшествии винят плохие дорожные условия, плохую организацию дорог. Это сопутствующие причины. На самом деле роль этих факторов незначительна. Основная причина кроется в человеке – его поведении на дороге, выбранной скорости, опыте вождения. Нужно заниматься и ремонтом дорог, и административным законодательством, и воспитанием, и пропагандой корректного поведения участников движения.

– В обществе сложилось критическое отношение к сотруднику ГИБДД, хотя работа у него трудная и ответственная. Скажите, можно ли как-то изменить такое отношение или это неизбежный конфликт?

– Конфликта не избежать: водитель не хочет, чтобы его наказали, а инспектор обязан его наказать в случае нарушения правил дорожного движения. Многие не согласны. Они стараются соблюдать удобные условия для себя, но не для других, в то же время требуя от других, чтобы те соблюдали неугодные им самим правила. «Почему я?» – жалуется тут у нас один мотоциклист, у которого были и регистрация, и водительское удостоверение, но номер он возил в рюкзаке. Когда его задержали по этой причине, он сказал: «Все так ездят, я не хочу выделяться из общего ряда братьев-мотоциклистов». Но когда ему выписали штраф на 5 тысяч рублей, он обиделся: «Почему я?» – и начал всячески мешать работе – снимать на телефон, затем писать жалобы. Но я сразу хочу сказать, что сотрудник ГИБДД согласно административному регламенту ничего не должен разъяснять участнику дорожного движения, за исключением двух моментов: как проехать и где находится штрафстоянка, куда эвакуировали его машину. Но когда видишь этих же мальчиков после дорожно-транспортного происшествия, тут уже и глаза другие, и реплики, и гримасы на лицах. Другой подход к жизни, когда переступил определенную жизненную черту. Тем более обидно, когда еще гибнут невинные люди – пассажиры и пешеходы.

Тут, конечно, и нашей вины очень много, в первую очередь связанной с профессиональной подготовленностью сотрудника ГИБДД. Он должен быть профессионалом в своем деле – должен знать нормативную базу, быть психологом и пытаться урегулировать конфликт как можно быстрее. Безусловно, важно приветливое отношение сотрудника ГИБДД к участнику дорожного движения.

Правила поведения были в любом обществе – в первобытном, во дворе среди детей (в те времена, когда они еще не сидели за экранами компьютеров), и когда от них избавляются, начинается анархия. Я считаю, что нужно приучать уважать правила с детского возраста. Я надеюсь, что всё будет хорошо, в том числе и у моих детей.

– В ваши обязанности ведь входят встречи со школьниками?

– Конечно, у нас есть подразделение «пропаганда дорожного движения». Мы проводим беседы, расследование причин дорожно-транспортных происшествий с детьми, налаживаем контакт с директорами школ. К сожалению, на полноценную работу не хватает финансов, которые должны поступать от федерального ведомства. Мы ведь должны привлекать внимание детей значками, красками, плакатами, стендами, листовками.

– К вам наверняка поступает много обращений от граждан. Большая часть обращений – это просьба разобраться в ДТП? А вносят ли жители города вам на рассмотрение какие-то предложения?

– Есть и предложения, но больше, конечно, жалоб. Распространены такие случаи, когда человек жалуется, что его остановили неправомерно. Звонок прошел, его зарегистрировали, на него нужно ответить в срок согласно законодательству. Когда начинаем проверять, информация часто или не подтверждается или в ней нет объективности. Я называю это спам-информацией: человек нажал пару кнопок, потратив три копейки, а мы должны «деревья рубить» на бумагу, чтобы дать ответ ему и в другие инстанции. Кроме того, к нам часто приходят обращения по темам, которые не относятся к нашей компетенции. По 196-му федеральному закону органы местного самоуправления несут ответственность за состояние дорожной системы. Например, сейчас люди не сильно ценят транспорт советского автопрома, поэтому он остается лежать во дворах. Дворы забиты, и это мало того что влияет на пожарную бе­зопасность, так еще и мамам с детьми гулять негде. Но это уже не наша тема.