Это страшное слово «РАОК»

Оценить
Чиновникам уж точно не поздоровится от общественников

На прошлой неделе президент подписал закон, устанавливающий правовые основы «народного» контроля деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Координировать работу общественных контролеров уполномочена новая общественная организация «Российская ассоциация общественного контроля». Наши общественники, не теряя времени, уже учредили ее региональное представительство, а председатель назначил себя сам.

Задумка учредить единую систему общественного контроля зрела в уме нашей власти еще с лета 2011 года. Дело двигалось медленно, до тех пор, пока в сентябре прошлого года ответственным за подготовку проекта не назначили нашего благодетеля Вячеслава Володина. В помощь ему приставили главу совета по правам человека Михаила Федотова и помощника президента Ларису Брычеву. В декабре, выступая с посланием Федеральному Собранию, Владимир Путин заявил: «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики, и общество контролирует их исполнение».

Светлая мысль президента нашла отражение в законе, поступившем на рассмотрение Госдумы в марте этого года. А 22 июля, после одобрения Федеральным Собранием, его подписал глава государства.

«Как юрист скажу, что это правовой и демократический прорыв. Такого закона нет ни в одной стране мира, – восторгается заместитель председателя Общественной палаты РФ Владислав Гриб, назначенный президентом ассоциации общественного контроля. – Это беспрецедентный закон, фактически дающий конституционное право каждому гражданину и организациям управлять государством».

Основы в рамках

Какими полномочиями наделяет общественных контролеров закон?

Теперь представители общественности смогут контролировать ЖКХ, образование, суды, здравоохранение, культуру. Но делать это предстоит так, чтобы исключить «необоснованное вмешательство в деятельность госорганов и создание препятствий для их законной деятельности». Документ дает право общественникам отстаивать в судах права граждан в случае их нарушения чиновниками. Однако под запретом для общественных контролеров деятельность политических партий, выборные кампании и референдумы. Не пустят ревизоров от общества и в оборонную сферу, в госбезопасность. Также, к сожалению общественников, они не смогут вмешиваться в дела коммерческих организаций, хотя такой вариант изначально рассматривался. К примеру, экологи смогли бы контролировать предприятия, загрязняющую окружающую среду. В результате в сфере контроля остались только органы государственной и муниципальной власти.

На стадии обсуждения закон вычищался множество раз, так, что его окончательный вариант превратился в «основы», а документ неофициально стали называть «рамочным». Слишком уж много уточнений он требует для себя в других нормативных актах.

В документе прописаны формы, в которых может осуществляться контроль: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, общественные слушания. Тут же в законе делается добавление, что пять основных форм общественного контроля – это еще не исчерпывающий перечень, а чем все они (и сколько их всего?) отличаются друг от друга, кем и как будут проводиться, будет ясно из «соответствующих федеральных законов», которых на данный момент пока нет. Таким образом, для наших законодателей открывается широкое поле деятельности.

В законе не установлены и обязанности государственных и муниципальных органов власти во взаимоотношениях с общественными контролерами. Нет никаких ограничений по количеству одновременных проверок. То есть теоретически можно создать сто комиссий и просто парализовать работу какого-нибудь комитета запросами и проверками.

Контролеры – одни честные люди

Важным вопросом является то, кто уполномочен проводить общественный контроль.

Согласно закону «субъектами общественного контроля» являются общественные палаты, муниципальные общественные советы и общественные советы при ведомствах. А вот гражданам – как по отдельности, так и в организованном порядке – разрешается быть лишь участниками общественного контроля. То есть ни граждане, ни общественные организации никаких проверок инициировать не смогут. У них есть лишь не очень четко сформулированные полномочия по проведению двух форм контроля – общественного мониторинга и обсуждения.

По мнению правозащитника, члена Московской Хельсинкской группы Валерия Борщёва, нынешним законом «мы откатились назад к советским временам»: тогда общественных контролеров выдвигал трудовой коллектив, и они проходили через партийное сито. Понятно, что и нынешние общественные палаты и советы не обходятся без лояльных к власти людей (посмотрите на нашего Александра Соломоновича).

Для того чтобы разработать правила этики и стандарты работы, Общественная палата России инициировала создание общественной организации «Российская ассоциация общественного контроля». В одной из статей закона говорится о создании подобной ассоциации. Это будет координационный орган для всех, кто захочет заниматься общественным контролем. В каждом регионе и – далее – муниципалитете, будет создано представительство этого органа. Причем правом учреждать местную ассоциацию наделены все те же субъекты общественного контроля: общественные палаты и советы.

Уместен вопрос: для чего тогда существует сама общественная палата? «Общественная палата призвана обеспечить... путем... осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации», – пишется в федеральном законе от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Получается, что этот орган, наделенный столь громкими полномочиями, не в состоянии надлежащим образом контролировать власть?

Пожалуй, лучше сами общественники ответят на этот вопрос. В том, что представляет собой ассоциация общественного контроля, члены общественной палаты разбирались в прошлый вторник.

«Любому глотку перегрызет»

В тот день, 22 июля, когда президент выводил своей авторучкой подпись под законом об общественном контроле, члены региональной общественной палаты уже собрались для того, чтобы создать региональную ячейку ассоциации общественного контроля. Констатировав «мощную волну патриотизма» после проведения прошлогоднего гражданского форума, они перешли к главному вопросу. Главный вопрос задал Владимир Незнамов:

– А что, Общественная палата разве не обладает правом общественного контроля?

– Она обладает, но стандартов нет. Мы же не можем приходить в органы власти, их контролировать, не имея каких-то стандартов. Не от фонаря же у нас идет проверка исполнительных органов, – ответила заместитель председателя областной ОП Валентина Богданова.

– Ну давайте придумаем стандарты, в чем дело?! Зачем нам создавать при палате какую-то ассоциацию?! У нас тут скоро и городская общественная палата будет, и общественные муниципалитеты в каждом районе есть, и что, везде будут ассоциации?

– Так, вот не путайте кислое с пресным, – сказала председатель комиссии по развитию гражданского общества Елена Резепова.

– А что кислое, Елена Борисовна? Вы выражения выбирайте! Я не утверждаю ничего, чтобы путать, я пытаюсь разобраться, – взорвался Владимир Незнамов.

– В ассоциации проверки будут вестись не так, как у нас, – захотели и пошли. Там будет всё запланировано, с привлечением экспертов, – пыталась пояснить Валентина Богданова. – Кроме того, общественная палата не может подать на субсидию для общественного контроля, у нее нет расчетного счета. Ассоциация как юридическое лицо имеет право принимать участие в конкурсах на гранты. Короче, это денежный мешок для общественного контроля.

– Ну, а кто в эту ассоциацию не вошел, не может, что ли, контролировать?

– Может, но на свои деньги.

– Может быть, появилась возможность упорядочить общественный контроль? Потому что какие-то организации проводят проверки, выписывают какие-то штрафы и действуют хаотично? Я правильно понял? – высказал догадку Незнамов и, получив положительный ответ, хлопнул себя по колену: – А что ж вы так сразу не сказали?!

После того как члены общественной палаты прошли ликбез, сразу подошли к вопросу об учреждении регионального отделения Российской ассоциации общественного контроля (коротко – РАОК, хотя без «общественного» звучало бы лучше).

– Давайте создадим региональное отделение прямо сейчас, иначе отдельно от палаты создаст кто-то! – поторопила Елена Резепова.

– Не имеют права! По закону могут учреждать только субъекты общественного контроля – общественная палата или общественный совет при областной думе, – успокоил член общественного совета при думе, эксперт палаты Геннадий Макаренко.

Но тем не менее, сказано – сделано. В тот же миг в Саратовской области образовалось региональное отделение РАОК. Правда, пока без головы. Начали спорить, кого стоит назначить председателем совета РАОК. Из получасовой беседы на птичьем базаре удалось выловить такие реплики:

– Вообще-то эта ассоциация высокого уровня считается. Раз в Москве ее возглавляет зампредседателя общественной палаты Гриб, то давайте попросим Ландо возглавить нашу организацию.

– Давайте мы лучше изберем специалиста, который будет работать и который понимает в этом.

– Должен быть тот, кто не возглавляет ни совет, ни палату. Почему там назначен Гриб, который зампредседателя, а не председатель, вы не задумывались?

– Вот лишь бы кто, только не Ландо! Ну, давайте, за уборщицу проголосуем.

– Вы там кулуарно решили, что будет Ландо. Что ж он не пришел сегодня сам? Нужно, чтобы человек занимался именно этим, а ничем другим.

– Я согласен.

– Разве можно сравнить Геннадия Алексеевича с Александром Соломоновичем? Соломоныч любому глотку перегрызет на федеральном уровне!

– Геннадий Алексеевич пусть выполняет черновую работу, Валентина Викторовна координирует всю работу вместо Александра Соломоновича, Александр Соломонович едет представлять нас на федеральном уровне.

– Я беру самоотвод, попросила бы за меня не голосовать.

– Я за всех голосую, потому что уже на самом деле надоело!

– Я не хочу, чтобы подумали, что я сама себя назначаю.

– Да что вы, как можно!

Проведя голосования три или четыре раза, путаясь и препираясь, уставшие общественники остановились на таком варианте передела власти: Елена Резепова – председатель реготделения РАОК, Геннадий Макаренко – один из заместителей председателя, Александр Степанов – ревизор, а все присутствующие – члены совета РАОК. Как говорится, кто успел, тот и съел.

Правда, итоги этого заседания вы можете считать недействительным. Прочитав на сайте одного из информагентств новость с заголовком «Члены Общественной палаты «обидели» Александра Ландо», председатель общественной палаты уже в четверг собрал экстренное заседание совета ОП по заявленной ранее теме. О его проведении саратовские СМИ не то не успели, не то не захотели проинформировать. Поскольку Александр Соломонович не хочет быть обиженным, даже в кавычках, пресс-служба общественной палаты передала итоги заседания: «На должность председателя совета РАОК единогласно был утвержден председатель общественной палаты Александр Ландо».

Александр Журбин, председатель саратовской общественной организации «Щит потребителя»:

Александр ЖурбинМЫ ВСЁ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ ПОДБИРАЕМСЯ К СОСТОЯНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Во-первых, хочется спросить: а не слишком ли много у нас контролеров? Вот мне недавно рассказали, как в одно учреждение ворвалась какая-то «общественная» комиссия с проверкой, которая состояла сплошь из руководителей коммерческих организаций. И один из членов этой проверяющей комиссии сказал: «У врачей тридцать тысяч зарплата! Это много. Надо подумать...»

Учреждать можно всё что угодно. Хочется, чтобы исполнялось хотя бы то, на что у нас уже есть права. Есть, например, 59-й ФЗ, который обязывает чиновников отвечать по существу на запросы граждан, но нет серьезного наказания за то, что это обязательство не исполняют. Вот я почти два месяца назад обратился к главе города Саратова с открытым письмом, но внятного ответа ни на один из поставленных вопросов так и не получил.

Слышал недавно, что наша общественная палата собралась и сама же учредила себя руководящим центром ячейки ассоциации общественного контроля, причем другие члены общественной палаты об этом ничего не знали. Ничего плохого не хочется говорить про палату, но есть желание спросить: кто эти люди, что они делают? Предсказуем подход власти: «мы их выбрали, вот мы и дальше будем давать им полномочия».

Учредили эту ассоциацию, скоро вот городскую общественную палатку состряпают. Была палата № 6, теперь будет еще палата № 7... Мы всё ближе и ближе подбираемся к состоянию гражданского общества. Так что приходится не участвовать в формировании гражданское общество, а считаться с ним.