Без истерик

Оценить
Если суд присудил выплату 50 млрд долларов, значит, надо заплатить

Вчера пришла очень важная новость. Для одних очень неприятная, а для других радостная. Я не знаю, как ее будут подавать российские государственные телеканалы и какое решено формировать общественное мнение, поэтому спешу рассказать факты такими, какие они есть.

Россия проиграла длившийся почти десять лет судебный процесс, который начали акционеры ЮКОСа. Третейский суд в Гааге (это очень серьезный международный институт) единогласно признал, что государство фактически экспроприировало нефтяную компанию ЮКОСа. Теперь России предстоит отдать акционерам 50 млрд долларов. Чтобы было понятно, это практически официальная стоимость нашей Олимпиады в Сочи со всеми ее излишествами и откатами.

В решении постоянной палаты Третейского суда в Гааге сказано, что Россия нарушила Энергетическую хартию, забрав у акционеров ЮКОС. Энергетическая хартия – это очень серьезный международный документ. Он составлен как политический договор об энергетическом сотрудничестве и поддержан странами ЕС и рядом других государств, пообещавших придерживаться одних понятных всем и жестко установленных правил игры. Теперь вот судебное решение о нарушение этих правил Россией расписано на 500 страницах.

Еще не успев познакомиться с серьезным обвинительным текстом, самые патриотичные головы начали комментировать проигрыш в суде очень эмоционально. Называли политическим решением, грозились обжаловать. Но у правительства России есть теперь 10 дней, чтобы оспорить вердикт суда вескими аргументами. Шансов отыграть назад мало.

Напомним, что открыто дело было в 2005 году. В 2009 суд начал рассмотрение дела по существу. Суд изучал действия властей РФ. И в итоге признал их «полномасштабной атакой на ЮКОС и его владельцев с целью обанкротить компанию». Позиция российского правительства тоже была услышана. Суд согласился, что ЮКОС пытался уклониться от полной выплаты налогов и сумму иска уменьшил более чем вдвое. По словам экспертов, суд считал упущенную акционерами ЮКОСа за эти годы выгоду.

Расплатиться с акционерами российское правительство должно до 15 января 2015 года. Если этого не произойдет, судебные исполнители начнут начислять проценты.

«Насчёт замотать, обжаловать, не платить 50 млрд, в решении сказано до 15 января 2015 года исполнить. Аминь, – написал вчера в своем твиттере известный российский адвокат Марк Фейгель. А потом уточнил: – Хочу также пояснить, что уклониться от исполнения решения по 50 млрд Россия не сможет, поскольку на момент суда признавала его полномочия».

Напомним, что Михаил Ходорковский практически сразу после своего ареста отказался от своих акций ЮКОСа в пользу партнеров по бизнесу. И как не раз подчеркивал, поскольку передача была оформлена за границей, по международному законодательству никаких возвращений акций назад быть не может. Теперь он прокомментировал, что с удовлетворением воспринял решение Международного арбитражного суда в Гааге.

«Это первый независимый суд, который рассматривал дело ЮКОСа во всей полноте, с исследованием доказательств и заслушиванием свидетелей. Выводы предсказуемы для каждого не ангажированного наблюдателя позорных «басманных судилищ». Дело ЮКОСА от начала и до конца есть неприкрытое разграбление успешной компании окологосударственной мафией. Прекрасно, что акционеры компании получают шанс на компенсацию своих убытков. Печально, что эта компенсация пойдет из бюджета государства, а не из карманов околовластных мафиози», – сказал Ходорковский.

Вчера журналисты радиостанции «Эхо Москвы» целый день обсуждали сенсационное судебное решение. И, дозвонившись до бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, спросили в частности, как, по его мнению, отреагирует на такое серьезное для российского бюджета решение президент Владимир Путин.

«Я абсолютно убежден, что Путину не докладывали, насколько это решение будет разгромным, и сегодня я очень доволен», – сказал Ходорковский. Больше всего его самого удивило то, что арбитраж сразу указал конкретных бенефициаров, «То есть не только государство как таковое, – но в данном случае, поскольку действовали государственные органы, это было неизбежно, – а конкретно указал, что это Роснефть, ну и, соответственно, Газпром. Это важный аспект, это намного усложняет положение для Роснефти с точки зрения их взаимоотношений с инвесторами и с точки зрения получения международного финансирования, ну и так далее. Ну, в общем, всё, кроме коротких контрактов, ставится под очень серьезный риск и удар. И сомневаюсь я, что Леонид Борисович (Невзлин) не понимает, как этим воспользоваться. Но это, я еще раз хочу подчеркнуть, это серьезная длительная работа, на которую надо тратить много времени и сил, и я для себя участие в ней исключаю».

Управление информационной политики ОАО «НК «Роснефть незамедлительно распространило заявление, что Роснефть не является ответчиком по опубликованным решениям и что все ее сделки по приобретению бывших активов ЮКОСа, а также все иные ее действия в отношении ЮКОСа были полностью правомерными и совершены в соответствии с применимым законодательством.

Леонид Невзлин в свою очередь пояснил «Эху Москвы», что имеет только косвенное отношение к тому, что будут делать акционеры, но думает, что, получив удовлетворение в суде, они готовы к поиску и заморозке активов РФ по всему миру, если Россия откажется заплатить добровольно. Невзлин тоже подчеркивал, что Ходорковский был даже не в курсе подачи документов в Гаагский трибунал. И что Ходорковский не является выгодополучателем от этой победы.

Бывший вице-премьер правительства РФ Альфред Кох радостно-цинично предупредил вчера близкое окружение Владимира Путина на своей странице в «Фейсбуке»: «Похоже, что у Путина пруха кончилась. Это к сведению тех, кто на нее рассчитывает. Надо бы ноги делать, а? Как говорится, подальше от эпицентра... Не, я серьезно: вы ж к нему подъезжали не для того, чтобы с ним вместе на кичу отправиться, а чтоб свои дела поправить! Так ведь? Ну и зачем теперь вам весь этот гимор? Бабок там больше нет и не будет. Праздник кончился, настала пора «собирать камни».

А я всё вспоминаю жёсткие слова нашего президента после посадки Ходорковского. Владимир Путин потребовал тогда от членов российского правительства «прекратить истерики» в связи с делом ЮКОСа и призвал правительство не втягиваться в дискуссию по поводу ареста Михаила Ходорковского и возникающих в связи с этим озабоченностей бизнес-сообщества. Путин отверг тогда предложение руководства РСПП и некоторых политических деятелей о встрече в связи с делом ЮКОСа. «Никаких встреч, никакой торговли по поводу деятельности правоохранительных органов не будет, если, конечно, эти органы действуют в рамках российского законодательства», – сказал в далеком октябре 2003 года Владимир Путин.

У него тогда шел первый срок. Он считал, что в России под его руководством «уже приняты, и в демократическом и в правовом смысле выверены, решения в сфере уголовной практики». И что если суд принимает какое-то решение, то перед судом, как и перед законом, «должны быть равны все – и скромный клерк, и госчиновник, даже самого высокого ранга», «вне зависимости от того, сколько миллиардов долларов числится на его личных или корпоративных счетах». В противном случае, сказал Владимир Владимирович в 2003 году, «нам никогда не переломить оргпреступность и коррупцию».