Золотое топливо

Оценить
В России подорожал бензин. Аналитики связывают это с «налоговыми манёврами» правительства

В конце прошлого месяца в Москве подорожал бензин марки АИ-95. Увеличение цены составило 50 копеек, после чего стоимость топлива на заправках Лукойла и Транс АЗС превысила 35 рублей за литр. Следом в среднем на те же 50 копеек поднялись цены на АИ-92 и АИ-95 и на заправках Газпромнефти. В Саратовской области похожая ситуация. Рост цен на бензин с начала текущего года составил почти восемь процентов. Но, как говорится, еще не вечер. На лукойловской заправке в Саратове 95-й бензин продавался в минувший понедельник по 35,15.

Цены увеличились и у независимых автозаправщиков столицы: у кого на 50 копеек, у кого меньше – на 5–18 копеек. Как считают эксперты, рост розничных цен на бензин обусловлен в первую очередь ростом оптовой цены, увеличение которой с начала года составило 20 процентов. Розничные же цены за этот период увеличились пока только на 4 процента. По одному из мнений, удорожанию топлива может способствовать и сокращение его товарных остатков. В качестве подтверждения приводится июньский пожар на Ачинском НПЗ.

Текущий рост цен предрекали ещё осенью 2013 года – тогда об этом говорили глава Лукойла Вагит Алекперов и вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович. Комментируя их высказывания, аналитики сообщали, что причиной удорожания может стать предпринятый правительством «налоговый манёвр» в нефтяной отрасли – повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с одновременным снижением экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты. Федеральное минэнерго подтверждало, что по этой причине бензин может вырасти в цене, но не больше, чем на шесть процентов. Кроме того, в расчет бралось и повышение акцизов на бензин в 2014 году – с 8,5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей за тонну. Согласно прогнозам Дворковича, в результате всего этого удорожание бензина должно было составить около 6–10 процентов. Менее оптимистичные оценки давал Алекперов – он ждал удорожания примерно на 10–15 процентов. Среди аргументов Алекперова присутствовала необходимость компенсировать инфляционную составляющую.

Стоит заметить, что чуть больше года назад, в мае 2013-го, Дворкович авторитетно сообщал, что повышения НДПИ на нефть и снижения экспортных пошлин в 2014 году ожидать не следует. Однако уже осенью планы правительства изменились. По ряду оценок доля налогов и сборов в цене одного литра российского топлива уже превышает 60 процентов.

На рост цены бензина может влиять и новый экологический стандарт, переход на который осуществляют российские НПЗ. Его внедрение влечёт за собой существенные финансовые расходы, которые неизбежно лягут в конечную цену топлива.

Считается, что одной из причин солидных расценок на топливо в России служат высокие цены на нефть. Однако в России эта прямая связь, похоже, не очень-то работает. «Даже в разгар кризиса 2008–2009 гг., когда во всем мире рухнули нефтяные котировки, цены на бензин снизились... в зависимых на тот момент от импорта нефти США! – сообщает автожурнал «Колёса». – В экспортирующей же нефть России цены всего лишь слегка притормозили свой рост. После чего опять устремились вверх».

Так что у нас скорее нужно говорить о монополии. По словам бывшего заместителя главы федерального минэнерго Владимира Милова, если бы топливный рынок РФ был менее монополизирован, отечественные цены на бензин могли бы быть на 20 процентов ниже существующих.

Увеличение цен на бензин не обошло и Саратовскую область. «Аналогичный рост цен произошел и в Саратове в июне-июле, – сообщил «Газете неделе» заместитель директора компании «Торэко» (фирма владеет сетью АЗС в Саратове и Энгельсе) Альберт Топчишвили. – Данный рост обусловлен ростом оптовых цен». Что касается дальнейшего увеличения цен, то, как сообщил нам представитель компании, «на данный момент повышения пока не планируется».

«С начала текущего года рост цен на бензин по Саратовской области составил порядка 7,8%, – сообщили редакции в министерстве промышленности и энергетики Саратовской области. – Основная причина повышения – увеличение акцизов на нефтепродукты и налога на добычу полезных ископаемых и, как следствие, рост оптовых цен. Последние с начала года выросли более чем 20 процентов».

Про перспективы дальнейшего роста цен на бензин редакции в ведомстве Лисовского ответили так: «На начало 2014 года, прогнозируя рост цен на топливо, ведущие эксперты, Союз нефтепромышленников России и руководители нефтяных компаний называли среднюю цифру в 10 процентов. В то же время Минэнерго России прогнозировало рост, не превышающий инфляцию. Однако уже сейчас мы видим, что повышение розничных цен на бензин в РФ в этом году превысило уровень инфляции».