Заботливый вид всё хуже и хуже
Похоже, попытки министерства строительства и ЖКХ Саратовской области спасти дома «Новостроя» в поселке Юбилейном от предписанного судом сноса терпят крах. Поддержки в Росавиации, на которую областной минстрой надеялся в связи с якобы положительными результатами новой лётной экспертизы, не последовало. Более того, глава Росавиации Александр Нерадько дал понять на прошедшем в минувшую пятницу совещании, что экспертное заключение выглядит, мягко говоря, безграмотным, и посоветовал экспертам вернуть деньги заказчикам.
Зачем позвали? Могли бы позвонить
На самом деле уверенности в том, что областное министерство строительства и ЖКХ вместе с заместителем председателя областного правительства Денисом Фадеевым спасают дома компании «Новострой XXI», нет. Вернее, нельзя абсолютно точно сказать, что они делают это ради дольщиков – двух сотен семей, купивших квартиры в двух злополучных новостройках у саратовского аэропорта. Хотя, конечно, и министерство, и Фадеев вместе и по отдельности очень старательно делают заботливый вид. Правда, с каждым разом получается это у них всё хуже.
Регулярные встречи с дольщиками Новостроя, которые министр строительства Дмитрий Тепин организует каждую среду, стали носить какой-то формальный характер. Даже когда в них нет нужды, они почему-то всё равно проводятся. На них приглашаются граждане, к ним приходит министр, и начинается диалог – без смысла, без последствий, без результата.
Как, например, в минувшую среду. Встречу назначили на шесть вечера, потом перенесли на час позже. Пришло с десяток ещё не отчаявшихся дольщиков, которых охрана ведомства не хотела пускать внутрь (оказалось, что охрану не предупредили). Люди расселись в конференц-зале минстроя в ожидании хороших новостей. И вот вошёл министр.
Ему потребовалось всего две минуты, чтобы сообщить дольщикам о том, что на завтра (то есть на минувший уже четверг) назначено совещание в Росавиации. Что в том совещании примут участие всякие высокопоставленные лица, включая главу госкорпорации Александра Нерадько, представителей ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и его филиала «Аэронавигация Центральной Волги», авиакомпании «Саратовские авиалинии», а также экспертов научно-исследовательского института «Аэронавигация ФГУП ГОСНИИ ГА». Что сам он, министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин, тоже вылетает в Москву ранним утром, чтобы быть на совещании, и что вице-губернатор Саратовской области Денис Фадеев будет там присутствовать тоже.
То есть дольщиков собрали только для того, чтобы сообщить им вот эту новость. Неделей раньше на такой же вот встрече дольщикам рассказывали о том, что получены результаты лётной экспертизы, которую повторно проводили на предмет определения безопасности посадки самолётов (то есть мешают или не мешают дома локатору). По мнению специалистов министерства строительства и ЖКХ Саратовской области (ни разу не специалистов в вопросах авиации), экспертиза получилась положительной и свидетельствует о том, что новые дома никакой опасности для самолётов не представляют.
Дольщики от такого пустословия устали и на минувшей неделе даже возмутились. Но их вопросы, зачем мы сегодня пришли и сколько можно совещаться, министр оставил без внимания. Он торопился по другим делам. Вслед ему бросили обидную фразу про чиновников волокитчиков, но министра, кажется, она никак не покоробила.
Снесут или не снесут, вот в чём вопрос
Как пояснили мне сотрудники областного минстроя в неофициальной беседе сразу после встречи с дольщиками, им-то было понятно, что особенно рассчитывать на результат совещания в Росавиации не стоило: «Скорее всего, там пока просто примут документы на рассмотрение и заслушают существующие позиции». Но дольщикам об этом почему-то решили не сообщать. Минстрой явно предпочитает обнадёживать потерявших квартиры и деньги людей. Причём растянуто во времени и дозированно.
Мои собеседники в минстрое отметили также, что сейчас именно от Росавиации зависит, будут сносить новостроевские дома или нет. Если госкорпорация согласится с результатами новой экспертизы, то можно будет отправлять дело в суд на пересмотр и требовать отмены решения о сносе домов. Потому что решение, вынесенное судом, отменить можно только через суд. Но для этого нужно, чтобы Росавиация чётко сказала, что новостройки работе локатора не мешают и безопасности приземления самолётов никак не угрожают.
Если же госкорпорация не согласится брать на себя риски результатов экспертизы и не сделает заявления о безопасности полётов, то дома снесут. Ничего другого не останется. А дольщикам придётся самостоятельно выбивать деньги у компании-застройщика и выяснять отношения с её нынешними и бывшими хозяевами (депутат Саратовской облдумы Алексей Сергеев, например, не так давно отстранился от пятнающей его репутацию конторы).
Кстати, нелишним будет заметить, что в настоящее время компания «Новострой XXI» находится в состоянии банкротства. «Ой, ну и что такого? Эта компания банкротится уже не первый раз. Она это периодически затевает, и пока процедура банкротства на её работе никак не отражается», – успокаивали меня в минстрое.
И действительно, пока, даже несмотря на банкротство, у компании находятся средства и на оплату экспертиз, и на строительство других домов, и на выполнение прочих своих обязательств. А вот на тот случай, когда решение о сносе домов будет окончательным и бесповоротным, банкротство придётся как раз кстати. Дольщиков, купивших квартиры в тех домах у аэродрома, тогда можно будет признать обманутыми (чего до сих пор министерством не сделано) и оставить их в этом статусе дожидаться результата конкурсного управления и вердикта о платёжеспособности или отсутствии таковой у компании-банкрота. Ждать даже этого ответа, как нам уже не раз рассказывали эксперты, можно годами. Процедура банкротства – длительный процесс.
Две недели на анализ
Но это всё мы говорим о перспективах. В реалиях сегодняшнего дня есть только экспертное заключение, подготовленное начальником отдела аэродромных схем филиала НИИ «Аэронавигация ФГУП ГОСНИИ ГА» Александром Ройзензоном по заказу компании «Новострой XXI». И заключение это вызвало ряд вопросов у руководства Федерального агентства воздушного транспорта и представителей других экспертных организаций.
В описательной части заключения эксперт якобы признает факт «создания угла закрытия для средств наблюдения аэропорта «Саратов Центральный», приводящего при определенных обстоятельствах к кратковременному пропаданию отметки воздушных судов, выполняющих полет по схемам аэродрома Энгельс-2». Однако в заключительной части он заявляет, что дома «Новострой XXI» не создают помех для локаторов аэродрома, из чего эксперт делает потом вывод, что дома не влияют на безопасность полетов воздушных судов, использующих аэродром «Саратов Центральный». В техзадание заказчика такой вывод очень даже вписывается. И 840 тысяч рублей (как говорят, столько стоила экспертиза «Новострою») застройщик заплатил не зря.
При этом оказалось, что в процессе подготовки экспертного заключения никто не советовался с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», и никаких документов оттуда не запрашивали. К тому же в тексте заключения отмечены подмена некоторых ключевых понятий и отсутствие прямого ответа на вопросы о влиянии двух десятиэтажных домов на работу радиолокационных средств.
В общем, ситуация оказалась далеко не такой однозначной, как её поначалу преподносили саратовские чиновники от министерства строительства и ЖКХ. Глава Росавиации Александр Нерадько дал НИИ «Аэронавигация», проводившей обсуждаемую экспертизу, ещё две недели на то, чтобы окончательно определиться с выводами. При этом перед институтом поставлено условие: анализ проводить детальный и совместно с минобороны и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», головой отвечающих за безопасность полётов в России.
Следующих новостей о ходе дела вокруг домов ООО «Новострой XXI» можно ждать после 1 августа.