«Самая таинственная тайна»

Оценить
Писатель Борис Акунин – не только прозаик, общественный деятель и историк России, но еще и блогер (borisakunin.livejournal.com).

Писатель Борис Акунин – не только прозаик, общественный деятель и историк России, но еще и блогер (borisakunin.livejournal.com). Однако акунинский ЖЖ, если и планировался как развлечение мэтра, быстро перестает быть лишь местом встречи писателя со своими фанатами и площадкой для игры в вопрос-ответ. По материалам упомянутого блога уже изданы богато иллюстрированные тома (очень крупный шрифт, отличная плотная бумага) «Самый страшный злодей» и «Настоящая принцесса». Нынешняя «Самая таинственная тайна» Б. Акунина (М., «АСТ», 2014) и наверняка уж не последняя.

«Историей я увлекаюсь с детства», – с самого начала объявляет автор и тут же оговаривается, что в исторических миниатюрах нет места современности: дескать, «злоба дня» недолговечна и «по прошествии нескольких месяцев забывается или утрачивает актуальность, зато история не устареет никогда». Читатель, конечно, может не вполне поверить автору, углядев в рассказах о былом актуальные аллюзии, но Акунин непреклонен: «я не подмигиваю с намеком на сегодняшнюю ситуацию», «если кто-то подумал, что это я делаю жирные намеки на бесстыдство российской властной элиты, то напрасно. Захотел бы – написал бы прямым текстом». Предлагая придумать девиз для русской истории, автор, в частности, предлагает и такой: «Здесь ничему не учатся». Да и вообще Акунин часто злится на историю, из которой (в отличие от литературы) нельзя извлечь урок, поскольку она чаще всего чужда справедливости и «обходится каким-нибудь пошлым образом с яркими и красивыми людьми». И вообще «в реальной жизни всё выходит иначе. Какое-то там всё не черное, не белое, а пятнистое». Ну а поскольку пятна бывают повсюду – и на солнце, и в истории, стоит ли вообще стараться и соблюдать точность? Не лучше ли нафантазировать с три короба? В одной из глав Акунин рассказывает свою версию трагедии на перевале Дятлова. Эту версию он сочинил по заказу посетителей его ЖЖ, проведя предварительно опрос. Раз уж «большинству подспудно хотелось, чтобы во всем оказались виноваты враги Отчизны», автор идет на поводу читателей и предлагает «шпионский вариант» – с участием коварного американского диверсанта-убийцы в белом маскхалате. Ну а если бы большинство попросило блогера Акунина придумать историю, где главными злодеями оказались бы, например, «сионские мудрецы», неужели писатель откликнулся бы на читательское предложение? Или все-таки отнесся бы скептически к массовым фобиям и не стал бы играть в подобные игры?