Дави на газ!
Саратовская область готовится к внедрению на рынок газомоторного топлива и переводу на него половины автотранспортной техники. Об этом «Газете недели в Саратове» сообщил заместитель председателя областного правительства Павел Большеданов. По его словам, регион пока в самом начале процесса, на этапе предварительных договорённостей. Но интерес к проекту как со стороны инвесторов (поставщиков оборудования), так и со стороны потребителей (владельцев техники) ему заметен.
В 2013 году правительством РФ было принято постановление о переводе общественного транспорта в стране на газовое топливо, а также его активное внедрение в сельском хозяйстве, сфере жилищно-коммунального хозяйства и других отраслях. Как пояснил Павел Большеданов, постановление носит рекомендательный характер. Тем не менее в нём содержатся определённые ориентиры для регионов. Через пять лет на газомоторное топливо должно быть переведено не менее половины общественного, сельскохозяйственного и коммунального транспорта.
Сейчас в России в рамках проводимого совместно с Газпромом эксперимента внедрением газомоторного топлива занимаются 18 пилотных регионов. Транспортным предприятиям посредством бюджетного субсидирования помогают приобретать технику, работающую на этом топливе. Или же переоборудовать машины с бензиновыми и дизельными двигателями. Газпром со своей стороны взял на себя ответственность не только за поставку газомоторного топлива, но и за развитие сети специализированных заправочных станций.
Саратовская область пока занимается проектом внедрения газомоторного топлива вне эксперимента, по собственной инициативе и собственными силами. Но шансы оказаться в числе пилотных есть и у нашего региона. Как отметил Павел Большеданов, внимание саратовского правительства к этому проекту обусловлено не столько требованиями федеральной власти, сколько пониманием его важности. Газомоторное топливо имеет ряд преимуществ перед топливом, производимым из нефти. И главное преимущество, по мнению Большеданова, в эффективности расходования. «По сравнению с бензином и дизельным топливом расход топлива на основе сжиженного природного газа в 2–2,5 раза меньше. Если сравнивать с пропаном и бутаном – в 1,5 раза», – отмечает Павел Владимирович.
Эксперты считают преимуществами ещё и экологические (продукты сгорания чище бензиновых) и ценовые показатели. Природный газ обходится дешевле нефтепродуктов, его переработка требует меньше затрат. Фактически, для того чтобы заправить природный газ в автомобиль, газ нужно только сжать. А стоимость метана регулируется законодательно и не может превышать половины цены бензина А-80.
Другой вопрос, что оборудования, с помощью которого природный газ можно сжимать, в Саратовской области нет. Как отметил Павел Большеданов, чтобы найти такое оборудование, в начале июля в Саратов приглашали представителей китайской компании «Симс Энрик Холдинг Лтд». И компания выразила готовность построить на территории Саратовской области свой завод по монтажу газомоторного оборудования. Более того, китайцы заинтересованы при наличии рынка сбыта в переходе на отверточную сборку и локализацию производства.
Рынок сбыта – это ключевой момент. Как рассказал нам Павел Большеданов, представителей «Симс Энрик Холдинг Лтд» интересует готовность саратовских потребителей приобретать сжиженный газ в виде топлива. «Для того чтобы проект по переводу автотранспорта на газомоторное топливо начал реализовываться в Саратовской области, нам необходимо сформировать группу заинтересованных лиц со стороны потребителей. Достаточно набрать парк из 500 машин для начала, чтобы дать старт проекту, – говорит Павел Владимирович, добавив, что уже ведутся переговоры с сельхозтоваропроизводителями и с собственниками транспортных, автобусных компаний.
По словам Большеданова, собственники к газомоторному топливу относятся в основном настороженно. Хотя практически все имевшие опыт использования газа в качестве топлива подтвердили его эффективность и экономичность. В основном опыт есть у сельхозтоваропроизводителей. Все проблемы, связанные с дальнейшим и постоянным использованием газомоторного топлива, для них упираются в некоторые «технические несовершенства».
Большинство технических несовершенств, о которых говорят владельцы автотранспорта, связаны с неприспособленностью автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями к работе на газомоторном топливе. Переоборудование таких машин чаще всего делалось кустарным способом и приводило к быстрому износу техники. Но сегодня, как отмечает Большеданов, на рынке достаточно много техники, изначально спроектированной и изготовленной под газомоторное топливо.
О развитии этого направления весной текущего года Павел Большеданов договорился и с руководством Минского автомобильного и Минского тракторного заводов.
«Доля техники их производства в парке автомобилей и тракторов на территории Саратовской области составляет около 80 процентов, – отметил он. – Поэтому и встал вопрос о постепенном переводе этой техники на газомоторное топливо. Согласие изготовителей было получено. Руководство МТЗ и МАЗа, а также министерство промышленности Беларуси заверили нас, что будут уделять этому направлению повышенное внимание».
Что касается непосредственно природного газа, то проблем с ним, как известно, в нашей стране нет. В качестве главного поставщика рассматривается, конечно же, Газпром. Но даже небольшие компании Саратовской области готовы предоставить 500–600 миллионов кубометров чистого осушенного газа для сжижения.
Пока остаётся открытым вопрос организации сети заправок. По словам Павла Большеданова, саратовским властям хотелось бы убедить Газпром взять на себя ответственность за реализацию этой части проекта, по аналогии с участием компании в пилотных проектах в других 18 регионах. «Локальные заправочные сети у Газпрома, насколько мне известно, есть в Москве. В этом же направлении работает и Роснефть в северных регионах. Обе компании представлены в Саратовской области и имеют все необходимые ресурсы, чтобы построить газовые заправки и у нас», – говорит Павел Владимирович.