Саратов. Июль 1914 года
24 июля. В университете призваны на военную службу все ординаторы клиник, ассистенты и лаборанты, состоявшие в запасе. Из студентов последнего курса мобилизованы 62 человека в качестве зауряд-врачей.
В губернскую земскую управу поступают прошения от земских фельдшериц и других земских служащих женщин о зачислении их в санитарные отряды на театр военных действий.
При приюте на Полицейской (ныне Октябрьской. – Н. С.) улице открывается бесплатная столовая на 100 человек для нуждающихся семейств запасных чинов, призванных в армию.
25 июля. В управлении почтового ведомства прекращены отпуска всех почтовых чинов.
В Саратовском уезде взяты в распоряжение военного ведомства все автомобили и мотоциклеты частных владельцев. Взят и выписанный из Германии автомобиль земства.
Директора цирка А. и П. Никитины определили весь чистый сбор от сегодняшнего представления в цирке передать семьям запасных, призванных в армию.
На посты бакенщиков и путейских сторожей по берегу Волги, а также на землечерпательные работы вместо ушедших на войну мужчин судоходное начальство стало принимать женщин на те же оклады, что и мужчин.
26 июля. Германский консул выехал из Саратова в Петербург, передав все дела по защите интересов германских подданных американскому консулу в Ростове-на-Дону. Вице-консул германского правительства Эрт, как имеющий в Саратове завод и другое недвижимое имущество, остался в Саратове.
В уездном земстве вследствие мобилизации приостановлена агрономическая деятельность, врачебная помощь населению; закрыты сельскохозяйственные склады.
27 июля. В местных отделениях крестьянского и дворянского банков из жалованья служащих будут производиться отчисления на нужды войны и в помощь семьям призванных на действительную военную службу 600 рублей в месяц.
Управляющий железной дорогой распорядился об отмене выходного дня по субботам.
Ввиду того что война застала сельское население в период уборки хлебов, губернатор предложил председателям уездных съездов экстренно принять меры по организации общественной бесплатной «всем миром» уборки урожая семьям запасных и ратников, призванных в армию.
28 июля. Запрещена торговля водочными и коньячными напитками в трактирах и ресторанах. В настоящее время ни водку, ни коньяк нельзя купить даже в винно-гастрономических магазинах. Шинкарство в городе прекращено полицией. В аптеках запрещена продажа настоек, в состав которых входит спирт.
В уездных городах сильно поднялись цены на все «жизненные продукты». Подорожали соль, керосин.
30 июля. В помещении губернской управы на 1 августа назначено совещание кружка дам, изъявивших желание принять участие в оборудовании земского госпиталя. На совещании будет выяснено количество нужного белья, как и где его придется шить.
Получено разрешение местному отделению Красного Креста открыть курсы для сестер милосердия. Отделение ходатайствовало о шестинедельных курсах, однако в телеграфном разрешении говорится, что курсы откроются только при условии, что обучение будет продолжаться не менее года. И только для «особо успевающих в науке» курсисток может быть сделано исключение: их обучение продлится до четырех месяцев.
31 июля. Саратовский губернатор А. А. Ширинский-Шихматов обратился к министру внутренних дел с просьбой разрешить ему весь верхний этаж губернаторского дома и ванну предоставить для размещения раненых.
Саратовская губерния объявляется на «положении чрезвычайной охраны» сроком до 4 сентября.
Предложено на две недели установить в городе следующие цены на мясо: 1-й сорт – 20 копеек, 2-й сорт – 16 копеек, 3-й сорт – 12 копеек за фунт.
29 июля в зале городской думы собрались все пекари г. Саратова на совещание по вопросу об установлении таксы на хлеб. Предложено установить таксу (за фунт) в 5 копеек на 1-й сорт белого хлеба, 4 копейки – на 2-й сорт белого и 2,5 копейки – на ржаной.
Вчера губернатора посетила депутация из 15 человек от немецких колонистов-лютеран Саратова. Они просили засвидетельствовать верноподданнические чувства всех немцев-колонистов губернии перед императором. Депутация заявила, что немцы-колонисты «положат все свои силы на защиту России от врага».
За неделю более 20 германских и австрийских подданных, проживающих в Саратове и других городах губернии, заявили ходатайство о принятии русского подданства.
Газету «Саратовский листок» листала Наталия Самохвалова