Акцентируя лето
Когда входишь на территорию музея Федина, то первым делом замечаешь цветы во дворике. Чуть ниже к набережной в цветах утопает сам Федин, вернее памятник ему, порой можно увидеть и свежий букет, лежащий у ног или на коленях писателя. А неподалеку уже много лет работает магазин, в котором можно купить розы или, например, астры. Интересно, много ли букетов стоит у окон с видом на этот райский уголок Волжского района? То, что цветов сейчас много в музее Федина, несомненно. 17 июля открылась выставка живописи саратовских художников «Букет ароматов и звуков».
«Букет» в переводе с французского означает «собранные вместе цветы», поэтому у выставки могло быть еще более длинное название – «Собранные вместе цветы ароматов и звуков», что звучит не менее красиво, элегантно и, наверное, даже правильно, если следовать инициативе заменять иностранные слова русскими аналогами. Впрочем, остаются еще «ароматы»... Однако вернемся к прекрасному.
Наталья Щелканова, директор музея Федина, рассказывает о том, что это многолетняя традиция – устраивать художественные выставки, преимущественно саратовских авторов. На нынешней собраны работы 14 местных авторов: «Мы очень рады, что эта выставка наконец открылась, что она чудесная и красивая, что в разгар лета она получилась по-настоящему летней. В первую очередь мы благодарны коллекционеру Игорю Аскасеву: большинство представленных на выставке работ – из его собрания. Инициатором выставки стал сам Аскасев, мы поддержали эту инициативу, нам показалось, что это действительно очень созвучно времени года, и должно получиться очень красиво».
Старший научный сотрудник отдела экспозиции Людмила Лаврентьева рассказывает, что на выставке представлены далеко не все работы, хранящиеся у Аскасева: коллекционер привез больше картин, однако помещение не позволило их все разместить. В итоге от каждого художника на выставке осталось как минимум две-три работы, итого почти полсотни живописных и графических полотен. Впрочем, есть еще три картины из другой коллекции. Некоторые картины представлены впервые, например у Татьяны Мошниковой.
Людмила Александровна подводит меня к «Котенку» Юрия Сурина. За большой вазой с желтыми и красными тюльпанами действительно притаился маленький котенок с темной мордочкой. Из-за того что края картины слегка прикрывают с обеих сторон шторы, создается впечатление, будто котенок действительно сидит за окном и смотрит вниз. Лаврентьева вздыхает: «Если человек впервые пришел, он говорит: «Да у меня половина друзей так рисуют». Я с этим не согласна. Это кажущаяся простота и наивность. На самом деле каждая работа имеет свою ауру. Мы знаем судьбу художников, как они работают. Нам, например, приятно видеть несколько работ Сорина, потому что здесь прослеживается его творческий путь».
К нам подходит художница Татьяна Хаханова, чьи работы также представлены на выставке. Лаврентьева предлагает мне: «А вы с Татьяной Михайловной поговорите».
«Я вообще пишу большие размеры, у меня работы бывают по 3–4 метра, – начинает рассказ Хаханова. – А натюрморты как бы сопутствуют этим большим полотнам. Или какому-нибудь событию... Так что работаю попутно.
Игорь Аскасев – очень интересный и грамотный человек, сам по сути как искусствовед, качественно отбирает работы. У него есть и другие мои картины, напряженные и драматические. А он выбрал более мягкие, лиричные».
Татьяна Михайловна указывает на картину «В солнечный день». На ней красные и неисчислимые тюльпаны словно изнутри взрывают полотно, и лишь прохладная полупрозрачная ваза ослабляет этот жар. «Мне кажется, это тоже динамичная картина», – удивленно произношу я. «Ну а для меня есть более динамичные», – возражает Хаханова. «Можно глупый вопрос?» – интересуюсь я. – «Что для вас значат цветы?» «Цветы? – переспрашивает Татьяна Михайловна. – «Не только для меня, но и, наверное, для любого художника это вдохновение. Они обязательно присутствуют у меня в мастерской, независимо от того, пишу я или нет. Как и музыка. Как и поэзия. Сборники лежат, музыка играет... Я очень люблю с музыкой работать. И цветы... Все мои друзья знают, что я их люблю. У меня есть свой уголочек, и там всегда стоят цветы. Это как у Матисса: он любил ковры, и когда у него однажды убрали ковер, он не смог работать. Глаз привыкает и должен видеть это пятно. Если он теряет его, то не может сконцентрироваться. У меня так же с цветами».
«Можно еще один глупый вопрос? – продолжаю я. – Мужчины и женщины по-разному воспринимают цветы. У художников тоже так?» «Я тоже в этом убеждаюсь, – соглашается художница. – Я наблюдаю за мужчинами нашими: Сурин, Михайлов... Ну совершенно другое мироощущение этих цветов! Для женщины цветы – это любовь, вдохновение. У мужчин более строгий подход, более логичный, у женщин – от чувственного состояния. Это проявляется не только в натюрморте, конечно, а во всем. Сравните Гумилева и Ахматову...»
Цветы, по признанию Татьяны Михайловны, для нее не столько периферийная тема, сколько «необходимость, когда наступает такое чувство, что его нужно излить».
На презентации выставки директор музея Радищева Тамара Гродскова высказала мысль, что саратовские художники достойны отдельного музея. Пока это не произошло, будем любоваться цветами в музее Федина. Возможно, даже уловим их аромат. Наталья Щелканова на вопрос «Могут ли картины передать это чувство?» отвечает утвердительно: «Если у человека развито творческое воображение, то у него это, безусловно, получится».
Выставка продлится приблизительно до середины августа.