Трамвайная эволюция
Цены на проезд в общественном транспорте, платные парковки в центре города, автоматизированные системы оплаты за проезд, скоростные трамваи и новые транспортные развязки – это всё о Саратове. Такой широкий круг вопросов рассмотрели на общественных слушаниях в городском дорожном комитете благоустройства и транспорта в минувший вторник.
Перестать быть серым и черным
Заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов в своем докладе сообщил, что в городе действуют 93 автобусных маршрута, из них 8 сезонных. Ежедневно на дороги выходит 860–950 автобусов разной вместимости.
Далее он затронул тему существующей цены за проезд: «Тариф 12–14 рублей не покрывает издержек, многие перевозчики находятся в тяжелом положении. С нашей точки зрения, горизонт тарифов должен быть в районе 16–18 рублей, при этом хотелось бы обратиться к правительству, ведь должна быть предсказуемость. У нас в ЖКХ есть четкие правила игры: каждое 1 июля происходит пересмотр тарифов. Он может быть 2 процента, 5 процентов, но все знают, что к этому времени будет перерасчет. К сожалению, в транспортных перевозках такого нет». Он добавил, что задолженность областного бюджета по перевозке льготников составила, с учетом прошлых лет, около 80 миллионов рублей.
Также Дмитрий Федотов сообщил, что в сентябре предстоит провести новый конкурс перевозчиков, поскольку итоги предыдущего, весеннего, были аннулированы федеральным антимонопольным комитетом по «формальным основаниям». Администрация Саратова собирается оспорить это решение в арбитражном суде. Пока же перевозчики работают по срочным договорам.
Есть у администрации города большое стремление внедрить в Саратове автоматизированную систему оплаты. Универсальная электронная карта будет использоваться в качестве социального проездного билета. Предполагается, что затраты на оборудование общественного транспорта терминалами лягут на перевозчиков, однако последние от этой перспективы не в восторге. Замглавы администрации Дмитрий Федотов настаивает на прозрачности транспортного рынка: он должен «перестать быть серым и черным, а должен стать белым».
Электротранспортный каркас
Главным «каркасом», согласно новой транспортной стратегии города, является электрический транспорт. Однако те его виды, которые представлены в городе, «не соответствуют современным реалиям». В этой связи администрацией города разработан 25-летний план реализации проекта скоростного электротранспорта. На первом этапе запланировано соединение 6-й Дачной с улицей Огородной. Вторая очередь: поселок Солнечный – Сенная площадь. Будут также продлены трамвайные пути через новые микрорайоны Солнечный – Дубки – Сабуровка, а также продлены линии от кольца трамвая № 9, через поселок Тепличный до поселка Сокол. Третья очередь: направление Усть-Курдюмское – Пристанное – старый аэропорт. Четвертая очередь: линия из Энгельса в Саратов с использованием несущих элементов существующего моста.
При строительстве сети скоростных трамваев возможно использование двух вариантов технологий. Первый из них предусматривает поднятие линии на эстакаду. Среди плюсов Федотов назвал использование отечественных технологий, из минусов: эстакада займет много места, будет шумной, есть опасность сокращения зеленых зон.
Второй вариант – строительство надземной трамвайной линии по немецкой технологии H-bahn. По словам Федотова, несмотря на то что второй вариант (14 млрд руб.) является более затратным, чем первый (10 млрд руб.), и потребует большего срока реализации (4,5 года против 3,5 лет), немецкая технология позволит избежать сокращения зеленых зон, большого уровня шума и возведения массивных колонн. Этот вариант, по словам Федотова, больше подходит Саратову. «В случае подъема трамваев на эстакады потребуются изменения в Генплан города, нужно будет менять развязки, сокращать маршруты и т. д. Технологии H-bahn этого практически не предусматривает. H-bahn быстрее и проще делать, но больше объем работы», – добавил Дмитрий Федотов.
Сейчас в администрации города проходит конкурс на проект планировки скоростного трамвая. К концу года будет готов бизнес-план, проект планировки, выбрана технология, с 2015 года начнется проектирование линий. Администрация уже несколько раз общалась с представителями немецкой фирмы, с ними проводились обследования территории на возможность реализации проекта. Пока стороны пришли к выводу, что и практически, и финансово это возможно.
Саратовский блогер Денис Жабкин замечает, что H-bahn до сих не работает ни в одной системе общественного транспорта в мире, за исключением шаттла между терминалами аэропорта Дюссельдорфа и шаттла между кампусами и корпусами Дортмундского университета. Длина обоих линий – менее 3 км. Внимательно изучив официальный сайт компании, Жабкин обобщает: «Никакой нормативной базы для строительства H-bahn не принято. Строительство системы довольно дорогое (дешевле, чем рыть метро, но всё же). Обслуживание системы, текущий ремонт, дорогостоящие детали. Шум. Провозная способность невелика: 2–2,5 тысяч пассажиров в час в одном направлении – меньше, чем у автобусной системы (даже не на выделенной полосе)».
«В общем, пока это очень сомнительная технология, которая может стать выбросом денег на ветер, как московский монорельс, который собираются закрывать уже который год», – подводит итоги блогер.
Платный центр
Еще одно дорожное новшество, которое собираются внедрить в Саратове, – платные парковки в центре города. «Смысл не в том, чтобы содрать деньги в дорожный фонд, а в том, чтобы разгрузить либо центр города, либо самые узкие места», – пояснил Дмитрий Федотов. Его слова подтвердил председатель комиссии общественной палаты по экономическому развитию и предпринимательству Михаил Волков: «Около 30 миллионов рублей в год, которые получит город в результате этого, сильно на финансовую ситуацию в областном центре не повлияют. Но сделать улицы пропускаемыми необходимо. Транспортный коллапс возникает в Саратове периодически, и есть тенденция к тому, что однажды он станет неразрешимым».
Первым этапом станет введение платы за парковку в центральном планировочном районе. Он пройдет от улицы Рабочей до Кутякова и от Лермонтова до Привокзальной площади. В центре города сосредоточено основное количество офисов, институтов – и работающим там людям, которые на день оставляют машины на улице, придется либо платить, либо ездить на общественном транспорте. Там, по предварительным подсчетам, будет 2–2,5 тысячи платных парковочных машиномест, а также бесплатные места для инвалидов. Стоимость парковки составит 20–30 рублей в час, оплатить ее можно будет при помощи установленных на улицах паркоматах.
Предполагается, что парковка будет платной только в рабочее время, а в вечернее – бесплатной. Рассматривается возможность предоставить резидентам, проживающим в центре, отдельные карточки для парковки. Дмитрий Федотов сообщил, что проект будет реализован в следующем году, при этом потребуются поправки в областной закон об административных правонарушениях.