Финансовая пропасть ждет нас неподалеку
Депутаты российской Государственной думы в последний месяц перед отпусками так интенсивно старались удивить нас законами, инициативами и комментариями, что даже, наверное, переборщили. Думцы теперь на каникулах, а мы копаемся в их скороспелых наработках. И волосы у нас на голове шевелятся. А как подумаешь о том, что работали они рука об руку с правительством и президентом, то уж совсем тошно становится. Они нас что, совсем за дураков держат?
За плохих бояр дорого не платят
Помнится, в самые что ни на есть советские застойные времена на экзамене по истории университетский преподаватель поинтересовался, существует ли в нашей стране, с моей точки зрения, классовое общество. Ответила, что, по моему разумению, да, у нас есть два класса – трудящиеся и чиновники. И к моему глубочайшему удивлению преподаватель с этим выводом согласился. Потом во времена Ельцина на какое-то время мне показалось, что у нас становится всё как в других странах в классовом раскладе. И против трудящихся выступают бизнесмены-эксплуататоры. Но в путинские времена класс чиновников набирает силу с такой невиданной быстротой и уверенностью, что уже давно стал главным и над трудящимися, и над бизнесменами-эксплуататорами. Причем чиновниками каким-то заковыристым образом к сегодняшнему дню стали и депутаты всех мастей, и члены разных околовластных советов, союзов и палат. Говорю так, потому что, с одной стороны, они все дудят в одну дуду, а с другой – очень высоко за это оплачиваются. Но, как ни странно, эта лежащая на поверхности истина видна далеко не всем людям в нашей стране.
Людское большинство я уже несколько месяцев представляю себе в лице конкретной семьи моих соседей по даче. Мы по-житейски дружны и с родителями-пенсионерами, и с сорокалетними их сыновьями. Во взглядах на политику мы с соседским семейством кардинально расходимся. Потому что у них, как и у 85 процентов населения, оказавших поддержку Путину после операции «Крымнаш», президент – отдельно и свободен от всех подозрений, а остальная власть сама по себе. Президента это огромное большинство людей по свите не судит. Он хороший, а всё зло идет от депутатов Госдумы.
«Вот этих бездельников я бы всех разогнал», – в последнее время всё чаще и чаще говорит отец соседского семейства. И при этом не хочет ни слушать, ни думать о том, что президенту Путину нужны именно такие депутаты, как они сейчас есть. Иначе зачем бы он стал поднимать им зарплаты, покупая их послушность и лояльность?
Ценность нашего госдеповского корпуса легко увидеть по динамике их официального денежного содержания. На минувшей неделе стало известно, что с сентября 2014 года, когда вернутся наши народные избранники с каникул, ежемесячно будут они получать минимум по 400 тысяч рублей. В федеральном бюджете следующего года деньги на эти сногсшибательные зарплаты уже заложены. Плюсом в 1 миллиард 200 миллионов рублей к уже имеющимся немаленьким расходам в 8 миллиардам рублей. Сама по себе цифра эта не говорит ни о чем только до тех пор, пока не сравнить ее с бюджетом города Саратова, например. Как вам информация о том, что почти миллион человек живет на те же суммы, что несколько сотен избранных человек? И при этом бюджет Саратова уже несколько лет не увеличивается на миллиард с лишним рублей в год, хотя всё вокруг в цене растет.
«Лучше не думать об этом, чтобы не расстраиваться», – говорит мой сосед по даче. Он работал в полувоенной организации, и у него пенсия – три минимальные оплаты труда. И, наверное, ему все-таки в глубине души обидно, что его трудовые заслуги государство оценивает раз в 25 дешевле, чем выслугу «бездельников». Это он еще предпочитает забыть, «чтоб не расстраиваться», что и пенсию депутатам Государственной думы платят по особому закону. И те, кто удержался в Госдуме весь созыв, уйдут с гарантией получать на старости лет 75 процентов от того денежного содержания, что будут выписывать действующим депутатам следующих созывов.
В настоящий момент ежемесячные денежные выплаты госдепов сравнимы с зарплатами министров. Ну, может, чуть поменьше у рядовых депутатов. И таким образом, у нас получается не пара десятков министров в России, а сотни. А областные депутатские зарплаты соотносятся с зарплатами областных министров. И с пенсиями всё по той же схеме в регионах уговорились поступать. Менять законодательство, установившее прекрасные правила игры для избранной части общества, никто не собирается. Но, может, всё всех устраивает только потому, что об этой социальной несправедливости избранная часть общества и обслуживающее ее телевидение предпочитает помалкивать? Трудно ведь себе даже представить, что Малахов вдруг позовет на свою передачу «Пусть говорят» представителей главного класса в России, чтобы на зависть миллионам зрителей обсудить, на что с утра до ночи работающий человек успевает потратить каждый месяц свои 400 тысяч рублей. Или Соловьев поставит к барьеру 60-летнего госдепа, отработавшего пять лет в Думе, и 60-летнего хирурга с 35-летним стажем из районной больницы для сравнения их пользы для общества и выданного за нее пенсиона. Но пропагандисты-редакторы, конечно, не дураки выдавать такое ток-шоу (да желательно еженедельно) на суд телезрителей. Пропагандисты-редакторы понимают, что наивный наш теленарод может в конце концов разобраться в классовой разнице. Да и проголосовать против нее хоть сердцем, хоть умом не только для телерейтинга, но и на избирательном участке.
Важная и неприятная для людей информация запрятывается редакторами новостных программ поглубже и подается примерно так, как угрожающие надписи на пачках сигарет. Табачники ведь всегда могут сказать, что они предупреждали и про пародонтоз, и про импотенцию, и про старение кожи, так что не их вина, если с человеком все эти напасти приключатся все вместе или по отдельности. Пропагандисты-редакторы тоже тяжелую информацию не скрывают. Они ее дают. А что люди не слышат и не думают – не их проблемы. Хотя, по моему наивному разумению, в данном случае пропагандисты-редакторы – преступники. Потому что информацию для телезрителей нужно жевать долго. И если уж говорить о том, что зарплаты госдепам не дотягивают до зарплат парламентариев в других странах, то обязательно добавлять, что в Германии зарплаты депутатов всего в два раза выше, чем средняя по стране, а у нас, как подсчитали эксперты, в 13! Это если брать за среднюю зарплату в России 30 тысяч рублей.
А если посмотреть на депутатские зарплаты в сравнении с минимальным размером оплаты труда, за который миллионы наших российских граждан и расписываются по воле бизнесменов-эксплуататоров? МРОТ составляет сейчас примерно 5,5 тысяч рублей. От него и пенсия будет считаться соответственно. Не знаю, верить или нет, но где-то мне попадались данные о том, что в Бразилии МРОТ в разы выше нашего. А в цивилизованных странах он и вовсе не может составлять ниже 60 процентов от средней зарплаты по стране. Но у нас особенная стать, как говорится. У нас депутаты уже несколько лет никак не осмелятся принять закон о том, что минимальная ежемесячная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. И все пособия неработающим людям тоже не могут сильно от этого минимума отличаться. Хотя это я уже замахнулась на святое. Минимальную зарплату все-таки платят людям бизнесмены-эксплуататоры, а пособия вынимаются из бюджета. Где и других трат полно. Вот Центризбиркому к 2016 году обещали добавить аж 9 миллиардов рублей к уже существующим расходам, а в 2017 году еще пять. Уже объявлено, что с 2017 года фонд оплаты труда госслужащих (в исполнение указа президента) увеличат почти в 2,5 раза. А российским послам в разные страны Владимир Владимирович лично пообещал повышение зарплат аж в четыре раза...
И новые налоги уже на пороге
Правительство России в последние недели второпях принимает массу решений. Договорились уже даже до пятилеток, под которые собираются верстать планы, сколько, чего и кто будет производить по отраслям. Вроде всё это делается для того, чтобы сориентироваться по бюджетным доходам и бюджетной помощи стратегически важным предприятиям. Но что получится на деле, никто сейчас не сможет предсказать. «Буду очень рад, если на таких заседаниях правительства слова будут приобретать форму конкретных цифр, сколько, какой продукции и за какой срок нужно произвести. Тогда национальную экономику ждет быстрый рост», – явно сомневаясь в успехе, но все-таки осторожно заявил целый госдумовский зампредседателя комитета экономической политики. А вот еще более высокопоставленный чиновник Юрий Трутнев (он занимает сейчас пост заместителя председателя правительства РФ) не боится уже говорить более резко. «Ситуация в промышленности у нас аховая», – отмечал он на заседании, посвященном способам стимулирования больших инвестпроектов с длительным сроком окупаемости. Речь шла о субсидировании ставок по кредитам, зафиксированном на десять лет адресном снижении тарифов госмонополий и налогов и много о чем еще.
И когда я на даче заговорила о том, что мы стремительно разворачиваем экономику в советские времена, сорокалетнее поколение моих соседей горячо этот курс поддержало, потому что тогда якобы будет денег больше в госбюджете. Мой вопрос про то, сколько налогов отдал в бюджет за последний год лично мой сосед, немножко перешиб ноги коням, на которых летела его мечта. «Да, да, это ты меня подловила, налогов я не перечислял», – признал он. Но не стал скрывать, что и дальше предпочтет зарабатывать как свободный художник. И получалось, что его совершенно не касается многое из того, что надумали наши правители в отношении налогоплательщиков.
Что-то мне подсказывает, что ситуация аховая у нас не только с промышленностью, но и с бюджетным наполнением. Судите сами. Объявлено, что скоро будет поднят налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Непонятно еще, каким образом (при плоской шкале или с использованием прогрессивной, когда богатые платят больше), не очень точно сказано, когда, но в том, что налог поднимут, сомнений у экспертов нет. Потому что он лучше всего собирается. И составляет уже сейчас около трех триллионов рублей. А если с 13 процентов перейти на 15, то в 2017 году можно будет собирать уже четыре триллиона рублей. С такими цифрами не играют. Их боятся сглазить. И ими боятся напугать население, электорат или как еще нас еще называют в правительствах России. Потому что сейчас у президента рейтинг. И его нельзя обрушить. Но и промолчать про грядущие изменения налогообложения нельзя. И потому говорят как могут.
«Умнее» всех сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50. Может, налоги будут повышены, а может, и нет». Прямодушнее всех федеральный министр финансов Антон Силуанов. Он уже выдал про повышение налога на дивиденды для физических лиц, про повышение акциза на дорогие сигареты, про то, что страховые взносы в медстрах работодатель будет платить со всей зарплаты работника без потолка в 62 тысячи рублей, как сейчас. (Попутно то ли обсуждается, то ли уже принято решение о том, что неработающие граждане России, а таких без пенсионеров у нас около 40 миллионов человек, не будут теперь получать бесплатную медпомощь.)
Сложнее всего экспертам видится ситуация с налогом на добавленную стоимость (НДС), который тоже грозятся поднять на два процента, доведя его до уровня 2004 года. Дело в том, что, по некоторым оценкам, 80 процентов НДС (от ежегодных 4–5 триллионов рублей) возвращается обратно его плательщикам-предприятиям. И минимум 20 процентов от возвращенных денег разворовывается. Так что у экспертов уже почти не осталось сомнений, что этот налог придуман для манипуляции с бюджетными средствами. Но так как этот косвенный налог зачисляется в федеральный бюджет, регионы его повышение никак не спасет. Скорее уж, наоборот, пропылесосят с его помощью местных предпринимателей. Но наполнять-то бюджеты регионального и муниципального уровня чем-то надо. И поэтому наверху для регионов оживляют сейчас идею налога с продаж. Его будут платить при каждой покупке обычные российские покупатели в магазинах.
Наверху пока еще не решено, на три или на пять процентов дороже сделать каждый чек, выбитый в магазине. Но бюджетная добавка уже подсчитана. Она должна составить не менее 200 миллиардов рублей. Кто-то уже проговорился, что для регионов в федеральном бюджете эти суммы не нашли, потому что «Крымнаш» требует гораздо более значительных бюджетных вливаний в инфраструктуру. Только на создание независимой системы энергообеспечения требуется 177 млрд рублей. И это только первоначальные расчеты, которые в России всегда удваиваются и утраиваются.
Например, недавно официально были скорректированы цифры по стоимости газопровода «Южный поток», который строится, чтобы вести газ в обход Украины. Он, оказывается, будет стоить не 16,5 млрд евро, как предусматривалось в 2012 году, а 24 млрд евро. И это еще не последняя цифра. По расчетам ехидных информированных экспертов, речь вполне может идти и о 50 млрд евро конечной стоимости. Потому что подряды на строительство этой магистрали выигрывает в основном компания друга президента Владимира Путина по фамилии Ротенберг.