Выздоровление на доверии
Российским чиновникам решили взять за образец литовскую систему работы с больничными листами. Представители отечественной системы здравоохранения оценивают идею противоречиво.
Сейчас, чтобы закрыть больничный, россиянину необходимо ещё раз посетить поликлинику, где его выздоровление будет подтверждено врачом. Это оборачивается для пациентов многочасовыми очередями в поликлиниках, а для врачей – высокой загрузкой. Предложено упростить механизм: почувствовавший себя здоровым гражданин сможет уведомить врача об этом по телефону, после чего врач будет вправе закрыть больничный через специальную электронную систему.
Доступ к системе сможет получить и работодатель, работнику необязательно предъявлять ему бумажный бланк с подписями. Более того, работодатель сможет закрыть больничный лист самостоятельно, просто увидев, что сотрудник вернулся на своё рабочее место. Однако необходимой единой электронной системы больничных в России пока нет, и нормативно-правовая база для этого пока в процессе разработки. Планируется, что экспериментально система будет внедрена в 2015–2016 годах в 18 субъектах Федерации, однако для начала ее попробуют в одном из регионов страны на отдельных работодателях и медучреждениях.
В Литве подсчитали, что на закрытие каждого больничного листа гражданин тратит минимум два часа. Если учесть стоимость приёма литовского врача (в переводе на российские деньги это около 170 рублей в час), то дистанционная система позволяет литовцам сэкономить более 4,5 млн евро в год, в том числе только на бланках около 290 тысяч евро. С внедрением системы не только улучшился контроль за выдачей больничных, но и уменьшились бумажные архивы в медучреждениях, госведомствах и у работодателей. К слову, фонд социального страхования РФ на изготовление около 50 млн бланков листков нетрудоспособности в год тратит примерно 130 млн рублей.
Обсуждая инициативу в Интернете, российские граждане порадовались, что теперь не придётся просиживать часы в кашляющей очереди: «любой поход в поликлинику всегда страшнее самой болезни». Однако было замечено, что потери в зарплате способствуют стремлению граждан поскорее выйти на работу, а недолеченная болезнь может привести к печальным последствиям. «Морока с больничными ляжет на плечи бухгалтеров», – посетовали на портале, посвящённом вопросам бухгалтерии и аудита. Обитатели Сети беспокоятся, что литовская система может быть скопирована на российскую почву бездумно или некачественно – «лишь бы всё с ног на голову не перевернули наши законописцы, как они это умеют». В шутку граждане высказали пожелание, чтобы больничный можно было и открыть без участия врача: «Просто не вышел дня три на роботу, и больничный тут как тут».
В прошлом году сообщалось, что электронный больничный планируется пилотно ввести в Москве, Санкт-Петербурге, республике Татарстан и Самарской области уже в 2014 году. Но тогда рассматривался какой-то корявый вариант. Предполагалось, что хотя информация о выплате пособий будет храниться в базе данных фонда соцстраха, талон с отметкой периода болезни гражданину всё равно пока необходимо предъявлять самостоятельно.
Сергей Утц, главный врач клиники кожных и венерических болезней СГМУ имени В. И. Разумовского, профессор, член Общественной палаты Саратовской области:
УМЕНЬШЕНИЕ БУМАЖНОЙ ВОЛОКИТЫ – ЗАДАЧА КРАЙНЕ АКТУАЛЬНАЯ
– С внедрением электронных историй болезни труд врача существенно облегчился, хотя процесс перехода окончательно не завершён. История хоть и ведётся в электронном виде, но по-прежнему распечатывается на бумаге. Что как минимум непоследовательно.
Внедрить электронную форму больничного листа будет несложно, как и обеспечить доступ к нему соцстраха и работодателя. Не вполне понятен момент с инициативой пациента по самостоятельному закрытию листка нетрудоспособности. С другой стороны, и сейчас врач не вправе отказать в этом пациенту. Уверен, что внедрение электронной формы больничного листа – вопрос ближайшего времени.
Игорь Водяненко, управляющий Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ:
ПОТРЕБУЕТСЯ ОГРОМНАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
– Введение электронного больничного позволит сократить бумажный документооборот, автоматизировать процесс назначения и расчёта пособий. Это особенно важно в связи с постепенным отказом от «зачетного принципа» и переходом фонда социального страхования к прямым выплатам застрахованным в 2015–2016 годах. И конечно, нужно помнить, что, прежде чем «электронные технологии» раскроют свои преимущества, потребуется огромная подготовительная работа – правовая, организационная, техническая, позволяющая свести к минимуму риски и трудности переходного периода.
Юрий Максимов, главный врач Городской клинической больницы № 8, депутат Саратовской городской думы:
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСКОНАЛЬНО ПРОДУМАНЫ ВСЕ НЮАНСЫ И СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ
– Интенсивное внедрение новых информационных технологий как в медицине в целом, так и в схеме взаимодействия врача и пациента – это, безусловно, наше будущее. Что касается электронных больничных, то эта система, несомненно, может быть экономически выгодна для государства с точки зрения снижения затрат на лечение пациентов. Новый механизм оформления позволит существенно сократить нагрузку на врача, сэкономит и его время, и время человека, который иногда вынужден тратить не один час, ожидая приема в поликлинике. Лично мне, как руководителю крупнейшего учреждения, создание единой базы электронных больничных тоже было бы удобным, поскольку статус сотрудника можно проконтролировать в любой момент. Не секрет, что иногда человек заболел, а информацию об этом мы получаем с опозданием. Всё это – положительные моменты предлагаемой системы.
Но есть и спорные вопросы. Автоматическое закрытие больничного не предполагает общения пациента с врачом. Но можем ли мы возложить на человека, не имеющего медицинского образования, ответственность за принятие решения о состоянии своего здоровья? А если пациент считает, что он выздоровел, а на самом деле это не так? Ведь последствия могут быть очень серьезными... Заболевание перейдет в хроническую фазу, и тогда больному придется помогать уже в условиях стационара. Подобная перспектива очень опасна с точки зрения сохранения жизни и здоровья людей, и, конечно, потребует от государства гораздо больше финансовых затрат, чем при лечении пациента амбулаторно. Поэтому я считаю, что сама инициатива достойна внимания и интересна, но совсем не стоит торопиться с ее практическим применением. Литовский опыт необходимо изучить более подробно.