Плыли бы вы подальше...
Самая недавняя – четвертая по счету – акция протеста лодочников, которых вместе с базами и стоянками выселяют с «новой набережной» между улицей Вольской и границей Заводского района, прошла 23 июня. В ходе работ по укреплению берега территория должна превратиться в зону отдыха. Лодочникам обещают другие места для стоянок, но предлагаемые варианты их не устраивают. Они доказывают, что их базы находятся там, где они находятся, на законных основаниях. Конфликт тянется уже шесть лет. Собираются подписи, пишутся письма главе города, губернатору, даже президенту, проводятся митинги протеста...
В 60-е – 70-е годы практически каждому крупному предприятию выделялась территория для лодочных баз на этом берегу. За полвека базы прочно вписались в волжский пейзаж. Но время проходит – меняются берега, меняются планы их использования.
Семь лет назад Саратов взял на себя крупномасштабные работы по берегоукреплению в рамках федеральной программы «Развитие водохозяйственного комплекса». Заказчик – комитет капитального строительства Саратовской области. Окончание запланировано на июль 2017 года. В результате у Саратова будет одна из самых протяженных набережных в стране – 6800 метров. Недавно сдали очередные 800 метров, каждый метр обошелся в миллион рублей.
Подводные камни и арматура
Сергей Канчер в бытность свою заместителем председателя областного правительства называл проект «берегоукрепительным сооружением Волгоградского водохранилища». Нашей газете он заявлял, что этот проект может превратиться в набережную, если «администрация города Саратова совместно с правительством Саратовской области будет в этом направлении работать». А переселением лодочных баз займется правительство области и подрядчик, ведущий берегоукрепительные работы.
С подрядчиком есть проблемы. В 2010–2011 годах счетная палата региона проверяла деятельность ЗАО «Саратовгесстрой» исключительно на этом объекте. 29 сентября 2011 года по результатам ревизии было возбуждено уголовное дело (№ 408746). Установлен факт нецелевого расходования почти 117 миллионов рублей. Но через год, 29 ноября 2012, следователь по особо важным делам СУ СКР Николаева подписала постановление о прекращении дела. В следующем 2013 году тот же самый Саратовгесстрой не освоил почти 158 миллионов рублей в рамках исполнения контракта на реконструкцию набережной. Администрация города и правительство всё равно уверены, что Саратовгесстрой справится с федеральной программой. Существуют ли организации, способные выполнять те же работы с меньшими издержками, – об этом сведений нет.
Государственный ответ
Полномасштабные работы по берегоукреплению начались в прошлом году. Исполняющий обязанности председателя комитета капстроительства Николай Якубович пояснил «Газете недели», что комитет смог договориться с лодочниками. Подрядчик уже согласился подготовить новые места дислокации: Зеленый остров, Улеши, район речного порта, Юриш. Кроме того обществу маломерных судов город дает дополнительные 400 метров. Николай Николаевич рассказал о скором завершении строительных работ на новом участке детской спортивной базы «Волга». После переселения и оформления всей документации будет готовиться еще один участок на 1700 лодок.
– Мы перемещаем их безболезненно. Теперь у лодочников будет своя земля. Когда она оформлена законно, это уже совершенно другой статус. Мы создадим всю необходимую инфраструктуру: транспорт, заправка, электричество. Арендная плата будет примерно той же. Всё идет к тому, что придем к самому компромиссному решению, – отмечает Якубович.
Городская администрация на официальный запрос нашей газеты ответила, что для организации переселения создана рабочая группа. В нее вошли представители власти и региональной правозащитной организации «Общество владельцев маломерных судов».
Нет согласия между сторонами конфликта и в оценке необходимости берегоукрепления. Чиновники утверждают, что береговая линия разрушена. И при большом паводке часть набережной просто уйдет под воду. Лодочники считают, что бетонные плиты в тех местах, где стоят базы, в хорошем состоянии. Владельцы постоянно ремонтируют их за свой счет. А вот на участках, за которые отвечает город, укрепления разваливаются.
Опасность затопления лодочники всерьез не рассматривают. Вспоминают один из самых крупных паводков в 1979 году. Тогда действительно нижний ярус старой набережной ушел под воду. А вот их базы остались над водой.
История «бунта»
Основных действующих лиц конфликта семь: федеральная власть, региональная власть, власть городская, Поволжская железная дорога, лодочники, местные жители, промышленные предприятия.
Против сноса лодочных баз было четыре крупномасштабных протестных выступления.
В конце 2012 года протестующие выходили на лед около баз. Но, несмотря на это, прошлой зимой первые три лодочные базы около улицы Провиантская – RIP «Волжанин», «Высота» и «Универсал» – снесли. Часть владельцев побросала судна, остальные переселились на соседние базы.
В августе 2013 года лодочники блокировали строительство новой набережной. Еще была большая встреча 16 апреля нынешнего года. На ней окончательно договорились о строительстве и переносе баз.
Но 10 июня произошел очередной «бунт». Члены общественной организации владельцев лодочных баз блокировали работу подрядчика – ЗАО «Саратовгесстрой». У лодочников была четкая договоренность с правительством области – пока базы не расселят, оформив всю документацию, на подходящую площадь с техническим оснащением, работы не начнутся. Глава города и губернатор согласились. Но подрядчик все равно продолжил работы без согласия владельцев. Заместитель руководителя областного комитета по капитальному строительству Василий Якубов по-прежнему считал, что лодочники просто не хотят идти навстречу властям.
На место «баталии» прибыл даже начальник отделения УМВД города Анатолий Хрусталев. Потому как в ФСБ поступило сообщение от неизвестного лица о противоправных действиях лодочников.
Лодочникам предложили несколько мест для размещения стоянок: Зеленый остров, Юриш, район речного порта и Князевка. Владельцы маломерных судов места стоянок осмотрели, сочли их неподготовленными и малопригодными. Они настаивают на своем варианте: «вписать» их стоянки в участок набережной. Они готовы за свой счет огородить базы забором. Чиновники не согласны.
Секретарь независимого лодочного объединения Татьяна Седова писала с 2009 года во все инстанции. Получала ответы, не всегда вразумительные. В них не было никаких точных проектов строительства набережной. Был только проект берегоукрепления. Но на каком основании укрепляют берег, тоже никому не понятно. Как заявляет Татьяна, власть не ссылалась ни на какие геологические исследования дна и прибрежных земель.
– Два раза приходили молодые ребята и просто мерили площадь теодолитом.
Кстати, в одном из официальных ответов, полученных Татьяной еще в 2009 году, тогдашний глава администрации Саратова Вячеслав Сомов сообщал, что ликвидация лодочных баз не предусмотрена.
Муж Татьяны, Николай Сизов, активный участник правления общественной организации по защите прав лодочников, считает, что берегоукрепительные работы – это лишь повод, а все затеяно для расчистки берега под постройку многоэтажных домов.
Вот придут москвичи...
Председатель лодочной базы «Полиграфист» Виктор – загорелый, поджарый – обитает здесь с самого основания этих баз. Честно получил место от завода и держится за него крепко:
«Нам предлагают места у черта на куличиках. Туда мало кто пойдет. А шестикилометровая набережная в промышленной зоне не нужна никому. Сделать набережную до 2-й Садовой, ну или дотянуть до Дегтярки. И этой набережной за глаза хватит. На крайний случай пусть они ее до судоремонтного завода тянут, который на другой стороне моста, где сходятся транспортные развязки. Предмостовой район – это лицо города. Почему они не разгребают помойку там? Зачем трогать нас, мы ведь на законных основаниях? Надо думать о людях. Мы сейчас, например, перевозим тысячи людей на лодках. Мы помогаем разгружать город».
В общей сложности на этих базах стоят две тысячи маломерных судов. В летнее время, по словам лодочников, ими пользуются от десяти до двадцати тысяч саратовцев. На близлежащие острова с турбазами, лагерями, дачами и прочим ездят целыми семьями, компаниями, рыбацкими коллективами.
На старых заводских базах в основном стоят суда не очень обеспеченных людей. На некоторых базах практически все пенсионеры. Они уже не переедут в Заводской район или на Зеленый остров.
Бывалые лодочники боятся застройщиков-москвичей, которые якобы должны строить элитные дома на берегу, предполагают также, что вместо их дешевеньких лодок судов здесь появятся дорогие элитные яхты.
– Я спросил коллегу с соседней стоянки, – рассказывает председатель «Полиграфиста», – он говорит, тридцать тысяч в год надо будет платить. Хоть один пенсионер осилит столько? Если они сейчас у нас платят 700–750 рублей в месяц. Нас ходят под шумок просто так убрать! А мы стоим по правилам. Есть решения горисполкома от 1971 года. Базы согласованы с железной дорогой. Нам официально выделяли землю! Есть даже решение высшего арбитражного суда, что все постройки, сделанные до 1995 года, законны. У каждого есть документы. Тот же город мне утвердил границы земельного участка. До Грищенко. Это был 2007 год. Есть юридическое заключение, с водопользованием согласовали! С архитектурой! Пусть со мной судятся, пожалуйста!
Мы вместе с разгоряченным Виктором сидим в сторожке на лодочной базе. Он объясняет всё по второму и третьему кругу.
– А сейчас они что хотят – забить эти шпунты, оставить один спуск и сделать бетонированную площадку. Здесь этого делать нельзя, потому что здесь водокачка. Это стратегический объект. Москве подчиняется. У этой водокачки вообще кадастровый паспорт на землю. Мало того, водозаборник у них стоит в том месте, где собираются долбить набережную. Здесь нельзя ничего делать! Вот это письмо я лично отсылал Радаеву. Он давал задание Якубовичу, чтобы разработать проект, который позволит лодочным базам остаться на месте. И всё в силе было. А тут внезапно влез Грищенко! Идею набережной продавили. А на Зеленом острове вы знаете, наверное, что делалось. Там просто беспредел! Сломали сторожку, лебедки сорвали, лодки угоняли. Туда натравливают бандитов. Если бы мы не сделали общество, то нас бы перещелкали по одному. Они думают, что мы тут деньги гребем. А мы ни на чем не наживаемся. Мы что не люди? Мы тоже саратовцы!
«Здесь процветал социализм»
Дмитрий из базы «Серп и Молот» со всем, похоже, смирился. Перенесут, так перенесут.
– Капитализм, молодой человек. Здесь у нас пока еще процветал социализм. Теперь сказали, значит, поедем. Ассоциация наша сопротивляется, а делать-то что?
Большой плавучий кран уже на акватории базы «Маяк». Строители вбивают шпунты в речное дно в нескольких метрах от стоянки лодок. Проходу судов железные столбы уже мешают. Строители и лодочник недружелюбно поглядывают друг на друга. В активную фазу конфликт пока не переходит.
– Вот они на кране сегодня приплыли, – ругается Георгий Кирилюк, председатель правления базы «Маяк». – Не знают ни акватории, ничего. Две трубы выдернули, а сейчас сидят на затонувшем давно кораблике. О чем можно говорить с рабочими? Они ни за что не отвечают. Но у комитета по капстроительству всё запросто! А в Заводском районе для нас не готово ничего...
Один из самых авторитетных и уважаемых лодочников в Саратове – Юрий Марков, председатель их общественной организации лодочников – говорит мне, что так и не понял содержание последнего официального письма из комитета по капстроительству. Стал сам чертить карандашом на листке, объяснять, как должно быть по согласованному плану.
– Всё переиграли опять. Ну, бога ради. Мы согласны. Пока мы настроены миролюбиво, но война план покажет. Мы не хотим конфронтации с правительством. По-любому мы проиграем. Не через год, так через два. Если сделают приличные условия там, мы перейдем. Мы тронемся с места, когда будут все бумаги! Мы идем навстречу государству.
«Всё под его личным контролем!»
На границе строительства навалили целые горы песка. Молодая пара и еще несколько человек не боятся загорать и купаться, хотя здесь это запрещено. На дне арматура и железки. Четыре человека утонуло в этом году. Двое – в один день.
В нескольких метрах сидит на бетонных плитах новой набережной рыбак Сергей. Ему без разницы, будут строить набережную или нет. Рыба клюет, но не очень-то. Мешают строители.
– Всё идет быстро пока! Сейчас облагораживаем участок здесь, – говорит бригадир строителей. – Делаем спуск. С губернатором постоянно созваниваемся, всё под его личным контролем ведется. – Представляться строитель отказался. Потом в шутку начал придумывать себе псевдоним. Настоящую фамилию выудить так и не удалось. Только имя. Бригадир Юрий.
У строителей обед. Палит полуденное солнце. Но местный житель Владимир с внучкой совершает обязательный моцион.
– Это раньше были базы, а сейчас что? Нет там никого, только плавучие буржуи. Нет, набережная лучше, чем вот это. Да у всех спросите! Пусть строят до горы вон до той!
Владимир щедро машет в сторону Увека. Там заканчивается не только набережная, но и Заводской район.