Умерла или убили

Оценить
Судьбы расследовательской журналистики в воронежском лесу

В сорока километрах от Воронежа прошел очередной, третий сезон «Летней школы аналитической и расследовательской журналистики» имени Юрия Петровича Щекочихина. Это летний образовательный лагерь под открытым небом для студентов и преподавателей. Проект факультета журналистики Воронежского государственного университета, который осуществляется при поддержке редакции «Новой газеты».

Практическая теория

Лагерь без занудных теоретических лекций, мастер-классов, строгой отчетности и насильственных патриотических вкраплений. Это летняя школа практической журналистики. Расписание и повестка дня свободнее, чем предполагалось. Свободе тоже надо учиться.

Количество участников колеблется. Плюс-минус 15 человек. Место дислокации – туристическая база ВГУ «Веневитиново». В общем, тихая классическая студенческая база отдыха. Тут есть домики для отдыхающих студентов, для работников вуза и всех желающих. Очень много детей дошкольного возраста. С серьезной летней школой журналистики это, конечно, контрастирует, но со временем все привыкают – и дети, и юные расследователи. Чуть дальше за территорией базы раскинуты смешанные и старые корабельные сосновые леса, которые еще Петр I использовал для создания великого русского флота. А у самой границы лагеря протекает река Усманка. Один из притоков Дона. Речка заросла камышами и порядком заболочена.

Итак, состав участников. В этом году он был хорошо укомплектованным. В лагерь приехали журналисты из «Новой газеты», «Российской газеты», «Коммерсанта», местной газеты «Коммуна» и РИА «Воронеж».

Основные темы и направление работы школы в 2014-м и предыдущих годах – это современное состояние и направления аналитической, расследовательской и художественно-публицистической журналистики в России и мире, методика и технологии создания аналитических и расследовательских текстов, новые компьютерные технологии, криминальная, военная и судебная журналистика, правовые основы работы СМИ.

В этом году в рамках школы проведена командная расследовательская игра. Молодые журналисты выясняли, что связывает три старинных усадьбы и бутылку минеральной воды «Принцесса Ольденбургская». Есть ли коррупционная составляющая в этих элементах? Какова идеальная судьба всех четырех объектов?

На эти вопросы должны быть даны точные и быстрые ответы. В ходе расследовательской игры двум командам пришлось побывать в таинственном Рамонском замке принцессы Ольденбургской, в двух имениях Веневитиновых, которые располагаются неподалеку. И на заводе по производству минеральной воды. Молодые расследователи выуживали информацию у местных жителей, музейных работников, пользовались документацией, вычитывали историческую литературу и мемуары.

Утюг как признание

Первая и, по словам студентов, самая запоминающиеся лекция была от журналиста «Новой газеты» Сергея Канева. В юности он вёл дискотеки. Получал неплохие деньги. Музыка, девушки, всегда праздник. Что еще надо молодому парню? В журналистику привела трагедия, которая коснулась его лично. После того как на танцевальную площадку на «жигулях» въехали бандиты и битой насмерть забили парня, Сергей Юрьевич понял, что надо менять свою жизнь.

Сергей Юрьевич уверен, что журналистика открывается только личностям, а не случайным людям, пришедшим в профессию. На этом не заработаешь, как говорит расследователь, но на жизнь всегда хватит. Высшее признание – это не награды элитных журналистских организаций, а благодарности людей. Только в этом есть смысл работы.

– Перепроверяйте информацию, – говорит Сергей Юрьевич. – От кого бы она ни поступала. Нужно всегда видеть скрытую выгоду источника, который тебе ее дал, и не подставлять газету. Сейчас людям не к кому обращаться. Государственные структуры не работают. Как показывает практика, за многими громкими преступлениями стоят фээсбэшники или обычные полицейские. Ни одна банда не может работать без прикрытия силовых структур. Прогнило всё. В нашей стране, пока ты сам не проявил инициативу, ничего не будет. В России много активных людей, но их надо объединять, – говорит Канев.

Следующая практическая лекция от Веры Челищевой, судебного репортера «Новой газеты». Ее мама очень хотела, чтобы дочка работала на телевидении, вела утренние новости. Но получилось иначе, девушка попала в «Новую газету». В течение двух лет она ходила на суд Ходорковского. Четыре раза в неделю.

Вера рассказывала о сегодняшних реалиях юриспруденции в России, о сложных взаимоотношениях журналиста и прокурора, судьи и следователей. О громких делах, которые ей приходилось освещать. Например, дело ЮКОСА, процесс между Березовским и Абрамовичем. За время освещения судилища Ходорковского Вере удалось написать целую книгу о процессе, получить коробку конфет от адвоката МБ, искать в зале суда потерянную сережку вместе с судьей Данилкиным и избавляться от штампов судебной журналистики. Чтобы писать стоящие вещи, нужно читать и постоянно совершенствоваться в области права. Таков рецепт успеха от Челищевой.

Еще один день теории и практики от журналистов «Коммерсанта» Андрея Цветкова и Всеволода Инютина. Главные темы – взаимодействие региональной власти и прессы, методы работы с неадекватными чиновниками, согласование проблемных материалов, сотрудничество с официальными и неофициальными местными элитами и дальнейшие последствия таких коммуникаций.

Задача – помочь объединиться

Самый главный человек на летней школе – Андрей Золотухин. Он считает, что аналитическая и расследовательская журналистика похожи. «Расследовательская отличается тем, что у журналиста, начинающего расследование, сразу же находится вполне конкретный враг, который хочет победить журналиста, а журналист – победить социальное зло во вполне конкретном обличии нехорошего человека или людей».

– Молодые журналисты, способные в будущем делать расследования есть, но их не много. Уверен, что их сейчас становится не меньше, а всё больше. К ним присоединяются блогеры и «гражданские журналисты» – не только неравнодушные люди, но те, кто хочет и может что-то делать ради того, чтобы справедливость восторжествовала. Сейчас им чинят всяческие препятствия, но они, надеюсь, преодолеют их. Наша задача – помочь объединиться всем этим активным людям.

Почему нет?

Есть Селигер, есть другие молодогвардейские игрища, прекрасная летняя школа «Русского репортера» и много-много еще чего. Мы знаем о них достаточно. А об этом уникальном лагере подавляющая часть даже студентов-журналистов слышит впервые. Почему? Каковы причины такой неизвестности?

Кто-то скажет, что всё упирается в бюджет. Да. Но проблема не только в этом. Сам формат не предполагает большого лагеря и масштабных тусовок. Расследователей не бывает много. Тяжело представить несколько сот человек, с головой ушедших в одно из то ли забытых, то ли убитых направлений журналистики на ограниченном пространстве лесного массива.

Школа по идее всероссийская. Каждый желающий студент-журналист или преподаватель может туда попасть. Но раскручиваться, расширяться школа не намерена. Ей вполне достаточно того, что есть сейчас. Только те, кому это интересно: школа для тех, кто в теме.

Имени Щекочихина

Она возникла в 2010 году. После того, как две творческих лаборатории журфака ВГУ совместно с «Новой газетой» выпустили книгу публицистического творчества Юрия Щекочихина, которая называлась «Не завершён». В десятом году известнейшему журналисту исполнилось бы 60 лет. Преподаватель ВГУ и региональный журналист Андрей Золотухин решил создать лагерь для студентов, которые интересуются журналистскими расследованиями. Главный редактор «Новой» Дмитрий Муратов поддержал эту идею.

Тогда на первую школу приезжал военный корреспондент «Новой» Аркадий Бабченко, расследователь Леонид Никитинский, Ольга Боброва, обозреватель из той же газеты, Борис Ваулин, обозреватель «Коммуны». Кроме этого, лагерь посетили юристы из Центра защиты прав СМИ и преподаватели ВГУ. Затем был двухлетний перерыв. А в прошлом году исполнилось 10 лет со дня смерти Юрия Петровича. В 2013 работу школы решили возобновить.