«Радаевский прорыв»

Оценить
Губернатор считает, что по открытию новых заводов Саратовская область поставила рекорд

«Период с конца весны до середины лета 2014 года войдёт в историю области как настоящий индустриальный прорыв, – заявил губернатор Саратовской области Валерий Радаев. – Четыре крупных завода, запускаемых в течение двух месяцев в Энгельсе и Балакове, – рекордный результат со времён Советского Союза».

На минувшей неделе глава региона участвовал в открытии завода «Бош Термотехника» в Энгельсе. Говорил о возможном появлении нового «бренда» Саратовской области и сыпал пословицами.

«Херр губернатор»

Весенне-летний сезон для главного областного чиновника действительно можно посчитать плодотворным: здесь тебе и запуск в конце мая сталелитейного завода «Балаково Центролит», и запланированное на начало июня открытие производства технических газов «Эйр Ликвид», и ожидаемое в середине июля начало работы металлопрокатного мини-завода «Северсталь – Сортовой завод Балаково»... И хотя не до конца понятно, насколько существенную роль играет глава региона в появлении на вверенной ему территории новых производств, пока они появляются, об этом никто предпочитает не спрашивать.

Стоит отметить, что новый бошевский завод – это уже третье производство немецкого концерна, расположенное в Саратовской области. Так, в том же Энгельсе с 1998 года работает завод автокомпонентов, а с 2007-го – завод электроинструментов. По словам губернатора, за 18 лет присутствия на саратовской земле компании Роберта Боша областной бюджет пополнился на сотни миллионов рублей, а инвестиции только за последние пять лет составили порядка двух миллиардов рублей.

«Мы принесём в экономику региона дополнительно 80 миллионов евро и также инвестиции от налогообложения», – обещал на церемонии открытия завода президент компании «Бош» в России Герхард Пфайфер.

«То, что наши партнёры открывают уже третье производство, свидетельствует о прочной связи германского бизнеса с саратовской землей, – заметил Радаев. – И здесь немецкая пословица «Коль начало хорошо, то и всё хорошо» себя полностью оправдывает. В России же издревле говорят: «Бог любит троицу».

«Радаевский прорыв»Новый «Бош Термотехника», инвестиции в который превысили 20 млн евро, был построен менее чем за 13 месяцев. Завод специализируется на производстве газовых водонагревательных котлов бытового и промышленного назначения. Как заметил «херр Радаев» (так главу региона представили немецким гостям переводчики), производство газового оборудования «имеет все шансы стать ещё одним брендом Саратовской области».

«Помимо холодильников, троллейбусов и подшипников, нас будут знать по газовым котлам, оптимальным с точки зрения экологической безопасности и трудозатрат», – заявил чиновник.

В немецких застенках

Предприятие рассчитано на 190 рабочих мест. Как стало понятно из проведённой для гостей экскурсии, основное производство завода сосредоточено в двух цехах. В первом происходит отвёрточная сборка бытовых водонагревателей мощностью 18-20 кВт (планируются к изготовлению установки и меньшей мощности). Компания рассчитывает собирать около 30 тысяч таких котлов в год. В этом цехе непосредственно под производство выделена только шестая часть площади, остальное пространство служит для логистических целей.

Доля продукции российского изготовителя в общем объёме производства котлов (т. н. «локализация») пока не превышает 11 процентов. Например, российской деталью можно смело называть облицовочные корпуса для котлов (как пояснил представитель компании, в РФ их делают, «мягко говоря, не хуже» зарубежных аналогов). Непосредственно у производителей Саратовской области закупаются некие элементы, обеспечивающие регулировку воздуха в камере сгорания. Кроме того, наши региональные производители поставляют заводу упаковочные материалы и деревянные поддоны. В будущем планируется увеличить процент локализации, перейдя на российские электрокомпоненты (провода и проч.). Как отметил представитель компании, увеличение доли локальной продукции позволит улучшить конкурентоспособность.

Второй цех производит уже промышленные котлы мощностью 2,5-6,5 МВт для использования на ТЭЦ и на других коммунальных и промышленных предприятиях. Планируется выпускать до 340 подобных изделий в год. Уровень локализации здесь уже существенно выше – целых 60 процентов! В цехе используются российская сталь и теплоизоляционные материалы. А вот, например, поворотные днища приходится завозить из-за рубежа: в России эта продукция тоже производится, но иногда с ней возникают проблемы из-за несоответствия чертежам.

Как хочется и как надо

«Радаевский прорыв»Замечание про разночтения с чертежами меня заинтересовало, и я начал выспрашивать у иностранцев, чем в их глазах отличаются производственные процессы в России и Германии. Руководитель отдела качества завода Вильгельм Конради тактично попытался уйти от вопроса, однако кое-что о его взгляде на вещи узнать всё-таки удалось.

«Мы все стандарты и правила, политику в области качества переняли с наших головных заводов. Машины, производственные линии, оборудование – одно и то же. Единственное отличие – это человеческий ресурс, – осторожно пояснял собеседник. – Конечно, различия есть. Можно сказать, что здесь люди стараются работать, но работают как хотят. В Германии всё-таки работают больше по стандартам и привыкли работать по правилам. Но я не скажу, что плохо, а что хорошо. Везде есть свои позитивные стороны. Везде можно строить кирпичики дальше».

Сам Конради родом из бывшей советской республики Казахстан. «Из Караганды», – добавил собеседник, не уточняя, как его предки там оказались.

Такие они, инвесторы

В 2013 году оборот российского подразделения «Бош» составил 704 млн евро.

«С 2010 года мы удвоили объём продаж в России, – буднично рассказывал об успехах работы на рынке президент Пфайфер. – С 2013 года, несмотря на сложную экономическую обстановку, мы смогли показать рост в 15 процентов. Свыше 2500 сотрудников являются ключом к нашему успеху. Наши амбициозные цели подтверждают наши 43 филиала продаж и логистики от Бреста до Владивостока. В 2012 году мы открыли новый завод по производству стиральных машин в Санкт-Петербурге, строим завод автомобильных компонентов в Самаре».