Выживать и зарабатывать

Оценить
В Саратове обсудили проблемы потребительской кооперации и кулацкую психологию фермеров

В одиночку сельхозпроизводитель сегодня практически не имеет шансов сбывать свою продукцию через сети. Он априори не сможет удовлетворить требования ретейлеров по объёму и регулярности поставок. Это не считая таких проблем, как строгое соблюдение фитосанитарных норм, требований к упаковке и так далее. Поэтому агробизнес ищет различные формы кооперации, объединения и консолидации усилий, для того чтобы повысить свои шансы на успешную реализацию произведенной продукции. Об организации региональных систем сбыта на кооперативной основе в минувшую среду говорили в Саратове в рамках Всероссийского сельскохозяйственного кооперативного форума.

Няньки с главного огорода

Сам форум несмотря на свою масштабность (всероссийский как-никак) оказался весьма немногочисленным. Но программа была насыщенной. Нынешнее положение вещей и дальнейшие перспективы сельскохозяйственного кооперативного движения фермеры обсуждали два дня.

Поговорили о госпрограмме поддержки и развития сельхозкооперации, обсудили региональный опыт поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, оценили роль сельхозкооперации в развитии сельских территорий и многое другое. Одна из тем, особенно волнующих фермеров и кооператоров, касалась организации сбыта сельскохозяйственной продукции. Здесь своим личным опытом с коллегами делился гость из Астрахани Александр Ковбас – фермер, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) по Астраханской области, советник губернатора Астраханской области, председатель южного межрегионального сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Народная кооперация», кандидат экономических наук.

Астрахань принято считать «главным огородом России», так как, кроме овощей, здесь фермеры ничего и не выращивают. По­этому Ковбас говорил в основном о проблемах сбыта овощной продукции. Конечно, полностью тему разговор не раскрыл, но характерные черты проблемного вопроса для сельхозкооперативов других отраслей обозначил.

По словам Александра Ковбаса, кооперативы в Астраханской области выполняют роль эдаких нянек для фермеров. Они не только подсказывают им, что и когда сажать, но ещё и берут на себя заботы по обеспечению фермеров всем необходимым для ведения их работы. «Я считаю, что заботой фермера должно быть только выращивание продукции на земле, всё остальное должен взять на себя кооператив», – говорит Ковбас.

Собственно, Александр Павлович, как считает, так и делает. Семена, удобрения, оросительные системы – всё в Астрахани фермерам обеспечивает снабженческо-сбытовой кооператив, построенный на основе кооператива кредитного. Как отмечает Ковбас, кредитный кооператив – неотделимая часть снабженческо-сбытовой кооперации. Он всегда должен появляться первым. Это финансовый инструмент, с помощью которого потом можно строить любую систему в любом направлении. А вот снабжение и сбыт Ковбас предпочёл бы разделить на две отдельных составных части.

«Важность роли снабжения очевидна и никем не оспаривается. Фермеры с великой охотой вступают в снабженческо-сбытовые кооперативы только ради снабжения. Если мы поставляем семена, удобрения, устанавливаем им в зависимости от особенностей их полей системы капельного орошения (когда вода подаётся под каждый отдельный кустик), то никакой головной боли у фермера нет, – пояснял астраханский эксперт. – Ему не нужно переживать, суетиться, тратить время на то, чтобы найти, где купить хорошие семена или удобрения. К тому же в 90 процентах случаев, когда фермер пытается запастись семенами самостоятельно, он попадает на обман: ему или продают не то, что он хотел, или подсовывают некачественный материал, который просто не даёт всходов. А мы работаем по многу лет с надёжными поставщиками, производителями семян и удобрений. Материал проверенный. За счёт оптовых закупок нам уже удалось снизить на 20 процентов цены на удобрения, например».

Со сбытовой составляющей кооперативов ситуация не такая гладкая.

Тернистая дорога в сети

По мнению Ковбаса, кооперативы должны помогать сельхозтоваропроизводителям и в реализации собранного урожая. Для овощеводов самый выгодный, казалось бы, способ сбыть продукцию – продать ее в розничные продовольственные сети. «Мы первые, кто заключил контракты с «Ашаном», «Метро», «Лентой», «Океем». Я сам был в этих сетях и сам договаривался. Я был уверен, что нашим фермерам это необходимо. Ведь это выгодно для них: сети берут дороже, чем кто бы то ни было на рынке. Но всё оказалось непросто. Здесь обнаружилась масса подводных камней», – делился опытом ведущий секции.

Первый подводный камень, который обнаружил Ковбас, – вход в сеть. Это стоит денег и стоит дорого. Как оказалось, платить приходится за каждый вид продукции, который производитель хочет разместить на прилавке сетевого магазина. Вторая проблема – нежелание ряда сетевых магазинов продавать продукцию местных сельхозтоваропроизводителей. Ковбас и прочие кооператоры, участвовавшие в обсуждении, объяснили это зарубежным происхождением ретейлеров и политикой их стран.

«Ну взять тот же «Метро» – это израильская компания. Конечно же, она будет продавать израильский лук. Потому что это их деньги, выгоды их производителей. Зачем им астраханское, саратовское, ростовское? Когда они приходят на наши рынки, их главной задачей является вытащить побольше наличности из карманов наших граждан. Им это легко удаётся, потому что сегодня уже 70 процентов продовольствия населением покупается в супермаркетах, сетевых магазинах», – заявили участники встречи.

Но выход из этой ситуации, по мнению советника астраханского губернатора, есть. Причем в каждом регионе.

«Астраханскими властями было выставлено всего одно условие сетям: или 50 процентов овощной продукции в магазинах будут от местных фермеров, или алкоголем вы торговать не будете. Согласен, это не совсем законно, но иного выхода просто нет. Угроза лишения лицензии на реализацию алкогольной продукции – самый действенный инструмент влияния», – сообщил Ковбас.

Лучше бы не входили

Однако вход в сети не гарантировал астраханским фермерам успеха. Как рассказал астраханский гость, жёсткие требования к упаковке и фасовке овощ­ной продукции, огромные штрафы за любую, даже незначительную задержку в поставке и личная недисциплинированность астраханских сельхозтовапроизводителей свели на нет все усилия и договорённости с сетевыми компаниями.

Самой серьёзной из скрытых проблем оказалась цена. Выяснилось, что фермерам далеко не всегда выгодно реализовывать продукцию через сетевой ретейл. В период сбора раннего урожая рыночная цена на овощи подлетает вверх, и сбыть продукцию прямо с поля фермеру удобней, чем через сети, пыжась выполнить все их условия и требования.

«Мы изначально договаривались с фермерами, что семенами, удобрениями и прочими вещами кооператив обеспечивает их в кредит. Но не под деньги, а под натурпродукт. Этакий бартер у нас, – поясняет Ковбас. – Но к моменту расчёта звонит мне фермер и говорит, мол, извини, ничего нет, всё продал с поля. Я тебе, мол, денег привезу. А мне не надо денег, мне продукция нужна, чтоб свои обязательства перед сетями выполнить».

Кончилось тем, что с сетями астраханские фермеры больше не работают. Как признался Ковбас, договорённости разрывать не стали, но кооператив намеренно поднимает цены на весь овощной ассортимент, и сети в итоге сами отказываются от поставок.

А может, не в сети, а на маленькие рынки?

Участники обсуждения практически единогласно заявили, что во всём виновата «кулацкая психология» современного российского сельхозтоваропроизводителя.

«Наши фермеры не видят дальше своего носа, не смотрят в будущее, не имеют стратегии развития, не просчитывают ходов», – отметил, в частности, Владимир Рыльщиков, председатель СПКК Багаевского района Ростовской области. По его словам, большинство ростовских фермеров живут одним днём: выпадает возможность хорошо заработать сегодня, потому что благоприятная сложилась цена, он, не раздумывая, продаст весь свой урожай. И никто не догадается хотя бы часть собранной продукции реализовывать через сетевую розницу. Для задела на будущее, для страховки, в конце концов.

«Сейчас ситуация в мире изменилась, прекратились поставки из Польши, Прибалтики, с Украины, и это выгодно нашим фермерам, они счастливы, для них такие условия – рай. О том, как изменится ситуация завтра, никто не думает. Продавали бы хоть 10 процентов урожая через сети, ну просто так, чтобы не переругаться с ретейлом. Но нет, никому не докажешь, не переубедишь», – отметил ростовский фермер-кооператор. При этом, по словам Владимира Рыльщикова, ростовские кооператоры при поддержке региональных властей сейчас реализуют проект по развитию собственной продовольственной сети, через которую местные фермеры могли бы реализовывать свою продукцию.

Так, несколько лет назад минсельхоз Ростовской области презентовал старт нового некоммерческого парт­нерства – «Аграрный рынок». Еще одна инициатива сверху: при поддержке правительства Ростовской области, минсельхозпрода, администраций муниципальных образований области этой организацией были начаты инвестиционные проекты по созданию оптово-логистических центров и созданию торговой сети.

Проект предусматривает строительство двух оптово-логистических центров плодо­овощной продукции (один из них в Багаевском районе) и 27 торговых павильонов в спальных районах городов области.

О том, насколько эффективно этот проект реализуется, Рыльщиков не ответил. Но из ростовских газет мы узнали, что на сегодняшний день о существовании таких магазинов не знает практически никто из жителей Ростовской области. Из тех же ростовских газет стало ясно, что на самом деле тамошние фермеры готовы-таки кооперироваться ради сбыта своей продукции. При этом сетевой ретейл как рынок сбыта они уже не рассматривают. Гораздо большего успеха, по их мнению, можно добиться, реализуя свою продукцию через небольшие магазины и рынки.

Заработали играючи

Представитель саратовской сельхозкооперации Андрей Чудинов, руководитель ООО «Агрия», фермер-овощевод, слушал коллег с некоторым недо­умением. Он признался, что не понимает, почему всё так печально с сетями сложилось в Астрахани, где фермеры трудятся в таких тепличных по сути условиях.

«Нам никто семена не поставляет, капельку к кустикам не подводит, мы всё это делаем сами и объединились сейчас вот исключительно с целью реализации своей продукции через сети. Совместно это сделать проще, да и выгодно нам через сети продавать, они берут дороже, чем кто бы то ни было», – заявил фермер.

Он рассказал, как год назад при поддержке областного министерства экономики он объединился с семью своими товарищами и коллегами в кооператив «Центр коллективного пользования «Покровские овощи». Как благодаря настойчивости главы регионального минэконома Владимира Пожарова из федерального бюджета в помощь молодому кооперативу было выделено 50 миллионов руб­лей, а из областного – 14 миллионов. Как приобрели на эти деньги импортное оборудование для помывки, фасовки и упаковки овощей, а также технологические мощности по климат-контролю.

«Мы объединились со второй попытки. Сначала никто и слышать не хотел, что наши овощи придётся хранить вместе, обрабатывать вместе. Никто не понимал, как это будет работать, как нести затраты, как делить прибыль, если она вообще будет. Только когда правительство, минэконом в частности, поманило нас реальными деньгами, мы решились попробовать. И так, шутя и играючи, заработали 40 миллионов. Теперь планируем расширяться: нам нужны новые мощности по хранению, – рассказывает Чудинов. – Наш успех воодушевил других фермеров района, и теперь они все просятся к нам. Но я против расширения таким образом. Трудно и всемером договориться, а что будет, когда в кооператив войдут 70 человек? Да он развалится просто».

Опыт энгельсских фермеров по организации сбыта через кооперацию впечатлил других участников форума. У Андрея Чудинова тут же разобрали визитки, а Александр Ковбас пообещал пригласить фермера на один из следующих съездов кооператоров. Таким успехом, мол, нужно делиться.