Важные, серьёзные, незамеченные

Оценить
Реализация двух целевых программ в Саратовской области случайно оказалась под угрозой

Для того, чтобы начать второй этап реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья, Саратовской области не хватает полутора миллиардов рублей. А для того, чтобы доделать водопровод в Озинках, – 18 миллионов. Внимание к этим проблемам на прошедшем в минувший четверг очередном заседании областного правительство привлекал сам губернатор Валерий Радаев. Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин о таких серьёзных вещах в своих докладах предпочёл не упоминать. Остальные участники высокого собрания или вовсе не заметили проблем и не оценили их важности, или побоялись об этой важности даже подумать, не то что поговорить.

Дина Болгова

Есть программа, есть и 150 миллионов

Дмитрий Тепин был основным докладчиком сразу по двум вопросам – о реализации мероприятий по программам капитального ремонта многоквартирных домов и расселения ветхого и аварийного жилого фонда, а также об обеспечении жителей области питьевой водой.

Гладкие отчёты министра не вызывали никаких сомнений в том, что всё у власти схвачено и задачи решаются по плану. Ну, вот, например, Дмитрий Валентинович сразу поразил всех суммой, затраченной за последние пять лет на капремонт и расселение. В общей сложности, мол, с 2008 года освоено уже больше пяти миллиардов рублей. А вот суммой, необходимой для завершения тех же процессов, поражать не стал. Просто дал понять, что нужно ещё очень много. В области осталось ещё 866 аварийных домов, которые необходимо расселить и тысячи многоквартирных домов, ожидающих капитального ремонта. Ну и конечно же, региональными властями делается всё для этого необходимое. Например, заявки на финансирование в Фонд содействия реформированию ЖКХ уже поданы.

Тепин напомнил ещё, что капремонт теперь будет проводиться по новым условиям: в рамках отдельного закона и региональных программ получается, что основным источником финансирования станут личные бюджеты граждан. Однако кое-какие средства Фонд всё же предоставляет. Правда, для получения поддержки нужно было успеть принять ту самую региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов и все сопутствующие ей законы до начала 2014 года. Саратовская область в сроки уложилась. И заметьте, в России в сроки уложились всего-то 40 регионов.

Выполнение условий Фонда должно обеспечить, по словам министра Тепина, Саратовской области поддержку в размере 146,5 млн рублей. С учётом средств консолидированного бюджета региона и софинансирования со стороны собственников общая сумма на проведение капитального ремонта составит 317 млн рублей. Этих денег хватит на ремонт инженерных систем в 118 многоквартирных домах, крыш 208 многоэтажек, фасадов 20 домов, замену 46 лифтов и установку приборов учёта в 9 домах. Свои жилищные условия улучшат около 25 тысяч человек.

Без полутора миллиардов не будет и копейки

Что касается расселения ветхого жилья и выполнения майского указа президента о ликвидации всего аварийного жилого фонда, то, как отметил Дмитрий Тепин, в Саратовской области действует соответствующая задачам региональная программа. Рассчитана она на период с 2013-го по 2017 год. За это время в новые квартиры переедет 20 тысяч человек. В программе участвуют 19 муниципальных районов Саратовской области. Причём 10 из них уже в этом году из программы выйдут, потому что обязательства свои выполнят. Во всех районах, принимающих участие в реализации программы, проведены аукционы и заключены контракты на строительство и приобретение квартир.

В настоящее время в эксплуатацию уже введены девять домов в пяти районах области. Остальные дома находятся в разной степени готовности. В Саратове расселения ждут 1,5 тысячи человек. Для них строится пять многоквартирных домов в поселке Солнечном. Но всё это, по словам Тепина, описание первого этапа программы. На его завершение в этом году выделено 1,8 млрд руб, 1,7 миллиарда из которых дал региону Фонд содействия реформированию ЖКХ. Переселено в целом по области будет 4 тысячи человек из 169 аварийных домов.

В этом же году, как отметил министр, начнётся и второй этап программы расселения, в рамках которого предстоит переселить свыше 14 тысяч человек из 2600 аварийных жилых помещений. Для выполнения задачи нужно 2,2 млрд рублей. Не дожидаясь их выделения, в некоторых муниципальных районах области уже начали строить квартиры для переселенцев.

Эту оптимистическую атмосферу нарушил губернатор Радаев. Он вмешался в доклад министра Тепина с вопросом, почему тот не говорит про отсутствие у региона полутора миллиардов рублей, без которых фонд не даст ни копейки.

Как оказалось, обязательным условием участия Фонда в финансировании программных мероприятий, являлось софинансирование со стороны региона. Причём серьёзное участие – 60 процентов от необходимой суммы. При реализации первого этапа программы расселения аварийного фонда, по словам Валерия Радаева, действовали договорённости с фондом. «Нам разрешили ввиду сложного финансового состояния Саратовской области практически не участвовать финансово в реализации первого этапа. Но сейчас уже стартует второй этап, в который мы, честно говоря, можем не войти, – признался глава региона. – У нас нет тех полутора миллиардов, которые нужны в качестве региональной части софинансирования программы. Сейчас мы ведём переговоры – и с федеральным правительством, и с фондом ЖКХ – по поводу снижения планки софинансирования, только чтобы не вылететь из программы. Это же очень серьёзный вопрос. Всё должны понимать важность происходящего».

Вопрос приоритета

Второй доклад Дмитрия Тепина касался обеспечения жителей Саратовского региона питьевой водой. Речь шла о строительстве водопроводов и очистных станций. Вопрос этот тоже оказался острым, потому что был проблемным. Хотя министр Тепин виду поначалу не подавал.

Он сообщил, что в 2013 году в рамках областной программы «Чистая вода» в Ершове были введены в эксплуатацию насосная станция и водопровод протяженностью 18 км, что позволило обеспечить чистой питьевой водой более 22 тысяч человек. Затраты на эти работы составили 90 миллионов рублей.

В Ртищеве в прошлом году ввели в эксплуатацию водозабор.

В планах на текущий год ввод в строй сразу нескольких объектов в нескольких районах. Так, строятся водоочистная станция и разводящие сети в Усть-Курдюме, что позволит улучшить качество воды, поставляемой восьми тысячам человек, проживающим здесь. В Аткарске и Ртищеве в настоящее время строят канализационно-очистные со­оружения. Водозабор подземных вод построят в Татищеве и Калининске. На эти работы заложено 90 миллионов рублей. В Балашове такую систему начали строить чуть раньше. На сегодняшний день первый этап строительства водозабора здесь закончен (затрачено 120 млн руб.), благодаря чему уже целый микрорайон обеспечивается чистой водой из подземных источников.

В Озинском районе запланирована реконструкция системы водоснабжения, охватывающей пять сёл. В девяти районах области ведётся строительство локальных водовопроводов общей протяжённостью 74 километра, это позволит обеспечить водой 2,5 тысячи сельских жителей.

Кроме того, в Ершовском, Дергачевском, Новоузенском и Александрово-Гайском районах ведутся работы по восстановлению водоснабжения в рамках реализации другой федеральной целевой программы – «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы». Они обойдутся в общей сложности в 400 млн рублей. По словам министра, в текущем году планируется завершить работы по укреплению плотины Большеузенского водохранилища, реконструировать Верхнекамышовское водохранилище и завершить строительство гидроузла на реке Большой Узень.

Все действующие на территории Саратовской области программы, как было сказано на заседании, нацелены на 100-процентное обеспечение населения питьевой водой. Пока же водой надлежащего качества снабжается только 87 процентов населения региона.

Как выяснилось в процессе обсуждения водопроводного вопроса, ситуация с реализацией правительственных планов складывается не лучшим образом. Оказалось, что завершение реконструкции озинской системы водоснабжения находится под угрозой.

Водоснабжение в Озинках восстанавливают уже несколько лет. С 2011-го по 2013 год здесь была построена насосная станция второго подъёма, установлено технологическое и силовое оборудование, проложен трубопровод протяженностью 1,2 км, смонтирована трансформаторная подстанция и многое другое в общей сложности на 60 миллионов рублей. Пуск системы в эксплуатацию позволит дополнительно обеспечить качественной питьевой водой 12 тысяч жителей района. Но денег на завершение работ не хватает. И не хватает буквально мелочи – 18 миллионов рублей. Однако, как признался министр, их даже не заложили в бюджет на этот год. И губернатору это совсем не понравилось.

Валерий Радаев заявил, что деньги нужно найти во что бы то ни стало. Потому что вопрос водоснабжения, по его словам, приоритетный. «С таким настроем воду в районы придётся водовозками возить. Деньги нужно найти. Этот вопрос нужно проработать совместными силами министерства строительства и ЖКХ, минфина региона и депутатского корпуса, – требовал губернатор. – Нужно изыскать резервы и представить к обсуждению на следующее заседание областной думы. Нельзя допустить, чтобы 12 тысяч жителей Озинок и пяти ближайших населенных пунктов остались без качественного водоснабжения. Если есть острая необходимость в финансах, значит надо искать такие возможности».

 


[кстати сказать]

«Заначек у минфина нет!»

Программа устойчивого развития сельских территорий в Саратовской области может быть сорвана. На июньском заседании комитета по бюджету в облдуме острый вопрос остро поставила первый заместитель министра сельского хозяйства Надежда Кудашова.

Ольга Копшева

59,6 миллиона составляют областные средства, которые нужно завести на счета, чтобы получить федеральное финансирование. Уже пора утвердить список объектов, которые будут строить на эти миллионы, но софинасирования нет. А значит, возможно, конкурсы на газификацию и какие-то другие улучшения жизни на селе могут перенестись на осень, когда работы проводить уже будет нельзя.

С удешевлением жилья для сельских специалистов тоже дело застопорилось. Потому что на исполнение программы федеральные деньги есть, а областных нет. И пока не видно, как будет решаться вопрос. Люди, которым обещаны эти деньги, устав ждать, пишут в администрацию президента. И областному правительству приходится объяснять, что доступа к федеральным деньгам у нашего минсельхоза нет по объективным причинам. Мы не сформировали свою областную часть бюджетной помощи людям.

– Что делать будем? – сочным баритоном спросил коллег глава комитета Николай Семенец.

– У нас денег нет в министерстве. Рады были бы, но нам нечего предложить по этой программе, – еще даже до взглядов в свою сторону открестилась от ответственности Надежда Кудашова. И все повернулись еще к одному первому заместителю министра Ирине Фунтиковой. Она в тот день отвечала перед депутатами за бюджетные заначки в министерстве финансов.

Ирина Леонидовна во времена министра Ларионова всегда ходила вместе с ним на заседания бюджетного комитета в думу и все нюансы поведения депутатов изучила досконально. Хорошо знает, что, чем меньше пауза между вопросом и ответом, тем лучше. Потому, не дожидаясь, пока в адрес минфина сформулируют вопросы-претензии, начала говорить, что минсельхоз всё же должен найти средства внутри своих статей. Потому как в минфине все сусеки тоже повыметены, а в долги к коммерческим банкам залезать нельзя, потому что «дефицит бюджета отслеживается минфином России, и мы его не имеем права увеличивать».

– Да что же это делается-то, люди добрые! – хотела, наверное, воскликнуть Надежда Кудашова. Но вместо этого взяла себя в руки и сдержанно сказала: – Уважаемые депутаты! У нас впереди еще софинансирование на несвязанную поддержку сельхозпроизводителей. Из федерального бюджета придут 600 миллионов, и нам надо искать для софинасирования более двухсот миллионов. А у нас вообще денег нет. Мы бы с удовольствием их перераспределили. Но просто их нет.

Глава аграрного комитета Николай Кузнецов заступился своим веским словом за минсельхоз, рассказав драматическую историю о том, как по весне для поддержки сельчан уже так напрягся минсельхоз в софинансировании, что второй раз такого и не сдюжит: «Ну нету! Не с чего взять! Ну ничего там просто нету!» – говорил он, предлагая искать где угодно, но только «не насиловать» областной минсельхоз. Все снова посмотрели на Ирину Леонидовну, но она была непреклонна: «Заначек нет у минфина. Заначки все уже выложили». Но потом, правда, пообещала многозначительно, что сейчас региональных министров финансов собрали в Алуште, и возможно, там будет принято судьбоносное для нас решение про новые бюджетные кредиты с пониженной ставкой и более длинным сроком возврата.