Восток не за горами
Еще в начале минувшей недели сразу обозначилось несколько интересных мероприятий в музеях. Мы решили их посетить. По одному мероприятию от музея.
На юбилей
26 июня художнику Алексею Трубецкову исполнилось 50 лет. Накануне круглой даты в музее Кузнецова открылась его персональная выставка «Снег. Зима. Холодно». Заведующая отделом Ольга Бельская начала презентацию с шутки: «Хочешь не хочешь, а надо подводить итоги нашей совместной жизни с Алексеем Трубецковым. Надеюсь, что дальнейшие 50 лет будут такими же насыщенными, творческими и, возможно, даже более масштабными. Началось наше знакомство в далеком 1998 году, когда Алексей здесь, на развалинах дома Павла Кузнецова, сделал искусственное дыхание дому – он же доктор, ему позволительно реанимировать умирающее тело. Сделал он это красиво, изысканно, как может сделать только Трубецков: выставил горшки с цветами, дополнив своими живописными произведениями. Называлась эта акция «Цветы в окнах». Это было поворотное событие в истории дома-музея Кузнецова, после этого началось восстановление».
В этом году уже была одна юбилейная выставка художника – «Другая жизнь» в Радищевском музее. Однако «Снег. Зима. Холодно» – абсолютно самостоятельное явление, целиком представленное ранее не выставлявшимися работами Алексея Дмитриевича. По сути выставка состоит из двух циклов. «Зимний лес» – несколько картин заснеженных деревьев, соединенных в общую панораму леса, – первый цикл, могущий, как верно было подмечено на выставке, бесконечно увеличиваться, прирастать новыми изображениями, а значит, и менять концепцию. Другой цикл – «Уборка снега», показывающий дворников за работой. Картины подчеркнуто минималистичны: фигуры дворников обрамлены снегом, воздухом, и сложно понять, где на этом белом, незакрашенном пространстве проходит линия, отделяющая одну стихию от другой. И вновь обратимся к пресс-релизу: «Чисто технологически художник, наносящий краску кисточкой на белоснежную поверхность бумаги или холста, противоположен дворнику, убирающему снег на улице и обнажающему поверхность земли. Но, с другой стороны, вероятно, можно обнаружить и сходство. Такое же грубое вмешательство в красоту чистой белой поверхности, такое же сомнительное ощущение, что именно это вмешательство может внести гармонию или вообще что-то изменить».
Не Увек, а Укек!
26 июня в музее краеведения прошла отчетная пресс-конференция об археологических исследованиях музея на территории Увекского городища. По традиции она состоялась накануне нового полевого сезона. Помимо нее в музее прошла однодневная выставка, на которой представлены находки, иллюстрирующие яркие открытия из раскопок 2013 года. На данный момент раскопано более 700 квадратных метров – немало.
Руководитель экспедиции, старший научный сотрудник музея Дмитрий Кубанкин сразу попросил журналистов запомнить два важных момента: «Как правильно – Увек или Укек? Это хитрый вопрос, имеющий неоднозначный ответ. Золотоордынский город назывался Укек – это зафиксировано в письменных источниках и на монетах. Когда в XVIII веке сюда пришло русское население, то оно основало поселок, созвучный этому, но с более удобным для русского произношения названием. В археологии принято называть археологические объекты по ближайшему населенному пункту. Поэтому город – Укек, но Увекское городище. Его называют часто третьим по величине городом Золотой Орды. Это – информация начала XX века, но прошло много времени, появились новые исследования, давайте будем честными – он, как писал Ибн-Баттута, “город средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей”».
Если в прошлых раскопках археологи попали в христианский квартал, то сейчас они трудились уже на участке, где работали металлурги: среди находок есть горны. С 1280-х это центральный район. «Здесь и фрески, и каменная резьба, и черепичная кровля, и многое-многое другое, то есть это уникум, – поясняет Кубанкин. – Мы с вами счастливые люди, потому что во всем Нижнем Поволжье там был единственный православный храм».
Среди других значительных находок Кубанкин выделил фрагмент костяной накладки с изображением дракона: «Таких вещей наперечет. Что удивительно, это монгольская культура, но встречается она преимущественно там, где жило русское население. Эту загадку нам предстоит еще долго разгадывать».
Всего за год было обнаружено 35275 находок. Понятно, что не все они важны, и около половины из них – это кости животных, но просто для сравнения: в фондах музея краеведения за 120 лет существования имеется около 3000 находок. Основным направлением, по словам Кубанкина, в ближайшее время должно стать составление археологической карты Увекского городища. Зависеть это будет от тех средств, которые будут выделяться на исследования.
Дальше, на Восток
В тот же день через час в Радищевском музее открылась крупная выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века». Помимо уже привычных саратовскому любителю живописи работ Кузнецова, Уткина, Сарьяна, представленных и в постоянной экспозиции музея, на этой выставке есть много картин и от других музеев – из Третьяковской галереи, Русского музея, Музея искусств народов Востока и т. д. Всего представлено два десятка художников с живописными и графическими работами 1910–1940-х годов. Также на выставке можно познакомиться с керамикой, игрушками и текстилем народов Средней Азии. Отметим, что совсем недавно в музее выставлялись «Гималаи» из Центра Рерихов.
Нельзя не согласиться со словами директора музея Тамары Гродсковой, сказавшей, что, знакомясь с выставкой, она «почувствовала, при всей разности изображений людей и их быта, внутреннюю гармонию и ощущение лада с природой, внутреннее самосознание. Эта выставка удивительна и прекрасна. Она нам нужна». И действительно, работы эти поражают своей умиротворенностью и скрытой внутренней силой, будь то примитивистские картины Николая Карахана или авангардно-традиционные «самого удивительного художника Узбекистана» – Александра Волкова.