Jack White. Lazaretto, 2014

Оценить
Джек Уайт, наверное, самый большой мистификатор в современной рок-музыке. Конечно, в первый период своего творческого пути, в группе White Stripes, он был, что называется, парень нараспашку.

Джек Уайт, наверное, самый большой мистификатор в современной рок-музыке.

Конечно, в первый период своего творческого пути, в группе White Stripes, он был, что называется, парень нараспашку. Ничего не скрывал, играл яростный гаражный рок в коктейле с панком и блюзом. Теперь же он многолик. В одной своей группе (Dead Weather) играет одну музыку, в другой (Raconteurs) – другую. На сольных альбомах – их, правда, пока только два – Джек и вовсе дурачит уважаемую публику.

Итак, Lazaretto. На обложке Уайт с мертвенно-бледным вампирским лицом сидит среди могильных памятников. И название соответствующее, в переводе с итальянского – «больница для прокаженных». Начинаешь слушать – на первый раз набор неприхотливых песенок с сильным фолк-акцентом. И только потом начинаешь понимать, что Джек буквально натолкал в альбом множество стилей и направлений. Тут и блюз, как его понимает музыкант, и панк, и щемящие фолк-баллады, неожиданный и вполне попсовый девичий бэк-вокал. Единственное, что роднит с предыдущими работами мастера, – характерный вокал Джека, почти рэперский речитатив, можно даже сказать, декламация.

Кажется, что Уайту доставляет удовольствие совмещать несовместимое и наслаждаться полученным эффектом. Так, в жесткие гитарные блюзы Lazaretto или That Bad Black Licorice с традиционной скрежещущей гитарой он вписывает скрипку девушки по имени Фэтс Каплин. Скрипичные партии при этом сознательно ориентированы на нэшвильский кантри-стиль. Или, если найти русскую аналогию, на жалостный шансон. Потом бросок в другую сторону – Temporary Ground. Это чистой воды кантри, где вместе с Джеком поет Руби Аманфи. Спустя несколько номеров Джек возвращается к опытам в стиле народной музыки, получается выжимающая скупую слезу песня Entitlement. Как и во многих прежних своих работах, Джек не чурается использовать, переработав по-своему, классику блюза. Так, в основе Three Women лежит старинный блюз Уилли МакТелла. И это дало повод обозревателю Rolling Stones написать, что Уайт продолжает педалировать образ старьевщика, который одержимо привинчивает неоновые трубки к мебельной рухляди начала прошлого века.

Единственный совет, который можно дать тем, кто купил Lazaretto. Не откладывайте пластинку после первого раза. К ней нужно привыкнуть, прислушаться, и тогда вам многое откроется. Согласитесь, это признак хорошей работы.