«Доктор Сон»

Оценить
«Я не просиживаю в библиотеках, не делаю выписок, ничего нигде не подчеркиваю, – говорит о своем творчестве Стивен Кинг. – Я просто сажусь и пишу гребаные слова. <...> То, что я пишу, – это колбаса. Сел и съел...»

«Я не просиживаю в библиотеках, не делаю выписок, ничего нигде не подчеркиваю, – говорит о своем творчестве Стивен Кинг. – Я просто сажусь и пишу гребаные слова. <...> То, что я пишу, – это колбаса. Сел и съел. Я признаю это и не принимаю никаких претензий: ведь я никогда не выдаю свою колбасу за белужью икру». Сказано резко, но раздражение «короля ужасов» можно понять. Чем известнее автор и чем больше у него читателей, тем больше и тех, кто высказывает претензии.

Новый роман Кинга «Доктор Сон» (М., «АСТ», 2014) с самого начала вызвал полемику. Фантаст внезапно нарушил собственные правила. Он написал сиквел – прямое продолжение своего знаменитого романа «Сияние». Героем становится выросший Дэнни Торранс, который едва не погиб в таинственном отеле «Оверлук». Те, кто помнит экранизацию романа, снятую Стенли Кубриком, в первую очередь обращают внимание на Торранса-старшего, роль которого сыграл Джек Николсон. Сам Кинг, однако, считал фильм неудачным – именно потому, что фигура Дэнни осталась на периферии. Теперь Дэнни становится главным игроком, а его паранормальные способности могут спасти не только его самого, но и других людей... Новый роман был бы неплох, если бы в природе не существовало «Сияния». Сам Кинг, кстати, раньше отлично понимал, сколь выгодны для коммерции, несложны в исполнении и – одновременно – вредны для творчества любые попытки автора второй раз войти в одну и ту же реку. «Большинство сиквелов – настоящий отстой, – признавался он в недавнем интервью. – Я могу вспомнить лишь два исключения из этого правила: «Гекльберри Финн», сиквел «Тома Сойера», который намного лучше своего предшественника, и «Крестный отец – 2»...» Правда, писатель, как рачительный хозяин, время от времени сдавал в аренду Голливуду пару-тройку своих персонажей и не препятствовал выходу на экран то убогой второй части «Воспламеняющей взглядом», то сериала по мотивам «Мертвой зоны». Но в литературе не допускал сиквелов, много лет инстинктивно оберегая себя от соблазна. Однако настал день, и писатель не выдержал. И согрешил.