Успешный поиск положительного

Оценить
От грибоедовской тетки до «радаевского» аэропорта и обратно

В Саратовском социально-экономическом институте РЭУ им. Георгия Плеханова на заседании клуба политических экспертов состоялось обсуждение обращения губернатора Валерия Радаева к жителям области.

Сергей Наумов, директор института, традиционно открыл заседание коротким спичем. Понятно, что оценки обращения губернатора Радаева (в дальнейшем для краткости ОГР) были самые высокие. «Валерий Васильевич обозначил точки роста и проблемы. Такого прямого, обширного, детализированного документа, я бы сказал, достаточно честного, лидер региона не предоставлял давно. Оно (ОГР. – ДК) сыграло роль в модернизации политической жизни региона».

На мой взгляд, говорить о модернизации политической жизни региона спустя полтора месяца после обнародования ОГР немного рано. Но на то это и дискуссионный клуб, чтобы каждый высказывал свое мнение. То, что эти мнения сольются в одобрительном хоре, тоже было ясно заранее. Ладно политические эксперты, но и народ вроде солидарен с ними. Согласно данным социологического центра эконома, проведенный через неделю после ОГР опрос показал, что и широкие массы воодушевлены.

«Уже тогда треть опрошенных заявила, что знают и слышали об обращении губернатора, а 74 процента из них оказались знакомы с содержанием документа. 16 процентов опрошенных что-то слышали об обращении, и у них улучшилось отношение к губернатору. Сейчас, я уверен, цифра будет значительно выше», – это тоже Сергей Наумов.

Постоянный его соведущий председатель ОП Александр Ландо тоже высоко оценил ОГР, добавив при этом, что многие наработки политических экспертов вошли в доклад, и этим Александр Соломонович гордится. Ландо, так же как и Наумов, особо подчеркивал, что кроме постановки задач ОГР успокоило народ и полит-, прости господи, бомонд, уверенным заявлением Радаева, что он никуда не уходит и никаких выборов не будет. Александр Соломонович вообще заявил, что видит мало смысла в выборах, исход которых предопределен и заранее известен. «По крайней мере лично для меня», – добавил он. И, как человек, вхожий в высшие сферы, добавил, что перспективных предложений у губернатора Радаева достаточно, но он никуда не собирается, потому что корнями он наш, саратовский.

Такой вот был камертон, и большинство присутствовавших поняли и приняли верную тональность.

Фактор «толстой добродетели»

Продолжил обсуждение политолог Дмитрий Чернышевский. И он говорил, что некоторые вещи, которые обсуждал Чернышевский в кругу других политологов, вошли в ОГР, и это очень хорошо. Еще Дмитрий Викторович подчеркнул, что жанр обращения главы региона к жителям – ноу-хау нашего губернатора, нигде, ни в каких других регионах такого не отмечено. «Жаль, Федерация не заметила», – с некоторой грустью заметил он. И предложил искать региональную идею. Но прежде сделав рывок в экономическом развитии. И как пример привел Белгородскую область, назвав ее свинарником Москвы – в смысле поставок мяса. Не знаю, кому как, но такой комплимент показался сомнительным. Другим примером стала Калужская область. Будет развитие, и туристы потянутся, добавил Чернышевский.

Выступление профессора ССЭИ Дмитрия Удалова был отчасти философским.

«Сегодня многие пытаются найти национальную идею, и, мне кажется, здесь она присутствует. Если раньше правительство и население смотрели в разные стороны, то вроде бы сейчас правительство развернулось к населению, и мы видим позыв наладить диалог, протянуть руку.

В прошлом году я знакомился с материалами съезда Китайской коммунистической партии, и там был девиз: «Догоним и перегоним на основе национального сознания толстой добродетели». Как пояснил Дмитрий Валерьевич, наши китайские друзья под столь непривычным термином понимают единение усилий власти, народа и даже сил природы. Как пример Удалов привел битву под Москвой, когда к усилиям власти, народа добавился еще и мороз.

Тут мне показалось, что в разговоре не хватает некоего перца, и я попросил слова. Для начала выразил сомнение, что в начале двадцатого века наш родной Саратов был третьим городом Российской империи. Были же Варшава, Одесса и, да просят мне патриоты, Киев. И тут же получил отповедь от члена клуба Юрия Голуба. Он уточнил, как историк, что на карту Российской империи были наложены контуры Российской Федерации. И вот на этой-то виртуальной территории Саратов был третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга. Спорить с академиком академии гуманитарных наук, доктором исторических наук я не стал, хотя у меня и были в запасе аргументы: Казань, Нижний Новгород.

Стал говорить о другом. О том, что призыв вернуть Саратову былую славу затронул всех. Ведь это все равно, что всем присутствующим вернуть молодость. К сожалению, как это сделать, не прозвучало. Вернее, замах большой, на рубль, но предложенные меры – возродить славу саратовской гармошки, переименовать улицы – не соответствуют по своим масштабам поставленной цели. Еще я говорил о том, что в обозримом будущем задача вытащить Саратов из болота невыполнима. И виноват не Радаев и его команда, виновато финансовое положение в нашей стране – все деньги в Москве. Те же приведенные в пример Белгород и Калуга добились своих успехов благодаря близости к Москве.

Меня немного покритиковали за отсутствие оптимизма, я же в ответ поделился своими дорожными впечатлениями. На выезде из Камышина висит растяжка «Камышин – самый лучший город на земле». Отчего бы нам не поступить точно так же и на том успокоиться?

Джон Фитцджеральд Радаев

Дальнейшее обсуждение ОГР шло по простому принципу – кто больше похвалит. «Это действующий инструмент для коммуникации». «Программный документ». «Определены точки роста». «Доходчивость есть слова, обращенные к каждому». «Глубокий экономический анализ, смелые предложения». Последнее – о высказанном Валерием Радаевым предложении оставлять акцизные сборы в регионах, хотя ясно, что никто в Москве на это не пойдет. Все цитаты приведены без указания на личности. Но две партии из этой оперы хочется выделить особо.

Уже упоминавшийся заместитель председателя общественной палаты Юрий Голуб больше других нашел в ОГР положительных моментов. Согласно Юрию Григорьевичу, это – своевременность ОГР, открытость, обоснованность, политическая дальновидность, призыв к развитию регионального патриотизма. Затем оратор несколько свернул в сторону и начал говорить о строительстве нового аэропорта. По его мнению, определенный (значительный) дефицит инвесторов в области связан как раз с отсутствием современного аэропорта. Да, я знаю, есть люди, которые считают, что недостаток инвесторов и инвестиций обусловлен другими причинами, но если бы они услышали выступление господина Голуба, то, уверен, тотчас же переменили свое мнение. Закончил же Юрий Григорьевич и вовсе на возвышенной ноте: «Люди будут звать этот аэропорт радаевским». Тут встрепенулся начальник Голуба по ОП Александр Ландо: «Постойте, но ведь есть же Гагарин!» На что уверенный в своей правоте Голуб заявил: «И что, официально будет гагаринский, а в народе все равно радаевский».

Нет, в мировой практике нередки случаи, когда крупные аэропорты носят имена политических деятелей. Аэропорт имени Шарля де Голля во Франции, Джона Ф. Кеннеди в Соединенных Штатах. Но вот лично я не совсем уверен, что Валерий Васильевич Радаев уже стал политиком такого же масштаба, как де Голль или Кеннеди. И потом, стоит ли спешить соединять стройку в Сабуровке с именем губернатора. Там не всё так идеально. Федерального финансирования на этот год нет, и есть большие сомнение, что оно будет в будущем году. У России теперь иные приоритеты: Крым, газопровод в Китай, чемпионат мира по футболу (если не отберут). Будет ли наша великая стройка замечена в Москве? Кто знает. А вдруг остановится навсегда, превратится в пустырь? Все равно звать его радаевским? Сомнительная честь.

Областной депутат Александр Гайдук подчеркнул смелость губернатора в ОГР. Оказывается, многие местные чиновники «начинают царствовать, властвовать, делать какие-то «кормушки». И нет смысла обманывать себя. Это есть на территории области». И, как считает Гайдук, «то, что губернатор сказал об этом во всеуслышание, заслуживает уважения». Правда, тут же усомнился в эффективности: « Другой вопрос – насколько услышат». Хотя, на мой взгляд, губернатор вовсе не Америку открыл, эка невидаль – воруют.

Наш снегоход в Хвалынск лети!

В записных книжках Ильи Ильфа была такая фраза: «В фантастических романах главное – это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». На экспертных собраниях вроде того, в котором я принял посильное участие, всегда говорят о развитии туризма. Мол, поедут к нам туристы, и наступят счастье и благоденствие. Первым туристическую тему затронул журналист Алексей Колобродов. Правда, начал он с другого, назвав нынешние межбюджетные отношения в России чудовищным неоколониализмом. Говорил Алексей образно. ОГР сравнил с попыткой «в темноте ладошками нащупать нечто»; «мы, как барон Мюнхгаузен, должны за волосы тянуть себя из болота». И перешел к туризму. В Саратове, сказал Колободов, кто только ни бывал – от Велемира Хлебникова до Нестора Махно и Григория Котовского, которого журналист без обиняков назвал бандитом. И это, по мнению. Алексея Юрьевича, должно привлечь туристов. Заодно он похвалил ОГР за то, что в нем была поднята тема туризма, в том числе экологического.

Куда более развернуто подошел к теме внутреннего туризма председатель ВГТРК Дмитрий Петров. Его послушать, так мы просто на мешках с золотом сидим, но не умеем их развязать. Однако в первую очередь Дмитрий Павлович вернулся к своей любимой идее. А именно: поставить на привокзальной площади памятник грибоедовской тетушке. Ну да, той самой, «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Петров эмоционально спрашивал аудиторию: «Кто встречает приехавших в Саратов по железной дороге людей? Правильно, зад Дзержинского! Какое впечатление они получают в первые же минуты в нашем городе?» А тетушка – это как-то по-домашнему и с изрядной долей самоиронии.

Я, например, идею поддерживаю, только место надо бы выбрать другое. Не только в том дело, что пассажиры махачкалинского поезда не поймут, в чем дело. Боюсь, как бы не поссорились памятники ночью, не подрались, как в «Путешествии Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф. Тетушка явно из дворян, а Феликс Эдмундович пощады к таким элементам не знал.

Идей у Дмитрия Петрова было множество. Например, такая. В селе Лесная Нееловка жил родственник Михаила Лермонтова Афанасий Столыпин – участник войны 1812 года. И вроде именно по его рассказам Лермонтов написал Бородино: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» И вот в год двухсотлетия Лермонтова туда, конечно же, можно привлечь множество людей, мечтал Дмитрий Павлович, создали же в Пензе культ Лермонтова.

Ох уж эта Пенза, не раз ее вспоминали: и питомники роз, и Лермонтова, и многое другое – у них получившееся, а у нас нет.

Тем временем Александр Ландо попытался перевести тему разговора: «Великих поэтов у нас несколько, а первый космонавт – один». И тут же получил от г-на Петрова, как сейчас говорят, «оборотку»: «А вы не пробовали съездить на место приземления Гагарина не в праздник, а в будний день? Что вы увидите там?» «То же, что и Гагарин, когда вышел из своей капсулы», – ответил кто-то из присутствующих. Но беспокойная мысль Александра Соломоновича уже бежала дальше: «Прекрасное место Хвалынск, но как туда добраться? Если по трассе, то лучше не пробовать. Почему бы не организовать сообщение с Хвалынском по Волге? – спросил Ландо. И неожиданно добавил: – И летом, и зимой». Зал долго думал эту мысль.

Я же подумал о другом: а есть ли, собственно, внутренний туризм в нашей стране? Массовый, а не увлечение одиночек. Да, когда границы были закрыты, без сомнения, такой туризм существовал. А сейчас? Те, кто могут себе позволить, свои две недели проведут на пряжах Греции, Турции, Египта. Удел остальных – шесть дачных соток или же пыльные жаркие летние городские дворы. Я специально не искал никаких данных на эту тему, это – мое личное ощущение. Однако почему-то кажется, что абсолютно верное. Два максимум туристических теплохода в день вместо прежних десяти-пятнадцати – лишь одно тому подтверждение. Еще причины: обнищание населения, низкая его мобильность, да и отсутствие любознательности у многих, интереса к преданьям старины глубокой. В общем, разговор о перспективах туризма чем-то напоминал рассказ об инвестиционной эффективности не построенного аэропорта.

Спорт о туризме прервал ведущий Сергей Наумов: «Стенограмму нашего заседания ждут у губернатора». С тем и разошлись.

Я вышел на улицу. По Радищева мимо эконома из прорвавшегося водопровода тёк мутный ручей.

(Цитаты по материалу ИА «Взгляд)