Мелкие поправки в глубокие законопроекты
Региональные нормативные акты рассматриваются на заседании комитетов своем редко, в основном депутаты согласовывают федеральные законопроекты. А еще наши законотворцы всерьез взялись за исполнительную власть и практически на каждом заседании заслушивают отчет чиновников о том, как существует та или иная отрасль регионального хозяйства.
Комитет по аграрным вопросам:
К БОРЬБЕ ЗА УРОЖАЙ ГОТОВЫ. С САРАНЧОЙ БОРОТЬСЯ НЕЧЕМ
Именно аграрный комитет под руководством Николая Кузнецова начал когда-то практику отчетов правительства перед депутатами. В минувшую среду депутаты слушали информацию о подготовке к уборке урожая 2014 года.
Но сначала был элемент законотворчества – депутаты поддержали три федеральных законопроекта. Доморощенных нормативных актов аграрный комитет не выпускает уже давно. Федеральный законодатель тоже не грешит новациями, а шлифует имеющуюся уже законодательную базу, уточняя терминологию. Немного отступили от правила уточнения при внесении изменений в закон о мелиорации земель. Эти изменения корректируют права установления правил содержания лесных насаждений, предоставленные субъектам Российской Федерации. По мнению Николая Кузнецова, изменения в закон позволят боле эффективно проводить мероприятия по лесозащите. Собственно, Николай Иванович комментировал каждый обсуждаемый документ. Причем делал это многословно, длинными правильными фразами, суть которых сводилась к одному слову: одобряем.
Но на поддержке федеральных законопроектов, как и впоследствии, на обсуждении плана работы комитета, депутаты задерживаться не стали. Потому как на повестке дня был главный вопрос лета – уборка урожая.
И ситуация с прогнозами на урожай пока неясна. Взамен захворавшего министра сельского хозяйства Александра Соловьева ответ перед депутатами держал его заместитель Дмитрий Уполовников.
Информации Дмитрий Александрович выдал больше, чем было в имеющейся справке, но сильно от текста не отступал.
Судя по докладу, ситуация с уборкой под контролем. Не совсем понятно с прогнозами на урожай. Изначально планировали собрать 3,5 млн тонн. Но потом в 21 районе области случилась засуха. Сейчас она вроде бы как кончилась. Но всё равно осторожные чиновники пока прогнозируют 3,3 миллиона тонн зерновых, 1,1 млн тонн подсолнечника, 379 тысяч тонн овощей.
Готовность техники – 95–96 процентов, обеспеченность механизаторами – ниже 79 процентов. Но недостаток специалистов планируется восполнить за счет внутренних резервов, а также за счет старшеклассников и выпускников профессиональных училищ.
Готовность элеваторов – 97 процентов, мощность хранилищ – 5 миллионов тонн.
Потребность в дизельном топливе для уборочной и вспашки зяби – 120 тысяч тонн, из них 50 надо на уборку урожая. В наличии в хозяйствах 25 тысяч тонн ГСМ.
Как правило, на заседаниях аграрного комитета депутаты не бывают равнодушными к обсуждаемому вопросу. Для начала Кузнецов поинтересовался у Уполовникова, какими прогнозируются инвентаризационные цены на сельхозпродукцию. На пшеницу третьего класса – 6750, четвертого – 6456, пятого – 6100 рублей за тонну. Цены на продовольственную рожь – 5100, ячмень – 5150, кукурузу – 5600 рублей за тонну, сообщил замминистра.
И это притом что сегодня цена на рынке тонны пшеницы третьего класса достигает 9 тысяч рублей, кукурузы – 8 тысяч.
Как выяснилось в ходе обсуждения вопроса, инвентаризационные цены определят в декабре, а пока рынок будет регулироваться свободно.
Николай Кузнецов поинтересовался у замминистра, есть ли какие-либо договоры по закупкам урожая, и рассказал, что весь запад работает по договорам, и только 10 процентов урожая свободно уходит на рынок. Выяснилось, что договоров нет. Тогда Николай Иванович посоветовал Уполовникову поработать с потребителями зерна. Уполовников пообещал.
Депутата Олега Алексеева интересовало, предусмотрены ли средства на борьбу с саранчой. Вездесущий Николай Кузнецов присоединился к вопросу, тут же рассказав, что в прошлом году саранча повредила урожай в 15 районах области. Дмитрий Уполовников сообщил, что средства на борьбу с вредителями должны закладываться в местные бюджеты. Но это, за неимением средств в муниципалитетах, не сделано. Впрочем, как выяснилось, пока ситуация с саранчой не критичная.
Николай Семенец спросил, каковы могут быть потери от суховея и каковы предложения минсельхоза по компенсациям от этих потерь. Уполовников сказал, что планируется делать акцент на работу со страховыми компаниями.
Депутат Павел Артемов, руководитель аграрного хозяйства, тут же добавил, что это означает, что никаких компенсаций не будет, потому как страховые компании даже через суд не торопятся компенсировать селянам потери. А неутомимый Николай Кузнецов посоветовал формировать для недобросовестных страховщиков отрицательный имидж. Потому как по закону отстранить халтурщиков от участия в конкурсах невозможно.
Еще один пункт повестки дня, который рассматривался депутатами комитета, но который не будет вноситься на думское заседание, – это обращение депутатов комитета к министру сельского хозяйства РФ Николаю Федорову и председателю аграрного комитета Госдумы Николаю Панкову. Региональные депутаты предлагают несколько изменить критерии, по которым рассчитывают сумму несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям. Ученые аграрного университета провели исследования и доказали, что при расчете абсолютно необходим коэффициент биоклиматического потенциала. При введении этого коэффициента в формулу расчета прилучаемый результат будет более справедлив, причем не только для Саратовской области, но и для большинства других регионов страны. За исключением разве что Краснодарского края.
Комитет по социальной политике:
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ КОМИССИЙ
Тринадцать из возможных семнадцати членов комитета отработали очень быстро. Большинство из депутатов дольше добирались до думы, чем обсуждали повестку дня. Наверное, потому что социальный комитет – один из немногих, который не стал контролировать работу исполнительной власти.
Зато депутаты рассмотрели законопроект об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. Но поскольку в тонкостях работы фонда, в нюансах формирования его бюджета и расходования средств никто не разбирается и вникнуть в эти тонкости и нюансы не пытается, то обсуждать документ не стали. Заслушали стремительный, а потому необременительный доклад руководителя фонда Андрея Саухина и без вопросов проголосовали за внесение законопроекта на думское заседание для принятия его в двух чтениях.
По словам Саухина, бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области за 2013 год составил по доходам без малого 17 миллиардов рублей, по расходам на 200 миллионов меньше.
Зато Ларисе Колязиной, которая докладывала об изменениях в закон о ежемесячной денежной выплате на ребенка до трех лет гражданам при рождении третьего и последующего детей, вопросы задавали.
На самом деле изменения в закон вполне дежурные. Слова «образовательные учреждения» меняются на слова «образовательные организации», предусматривается возможность обращение за получением госуслуги через многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг, сокращается срок принятия решения о назначении выплаты с 10 до 7 дней и так далее.
Но поскольку цифры здесь более понятные, в том числе и для депутатов, последовали вопросы. Например, пособия выплачиваются из областного бюджета или из федерального? В прошлом году 90 процентов средств на пособия выделялись из федеральной казны и только 10 из областной. В этом году пропорция изменилась не в нашу пользу – 67 процентов расходов ляжет на федеральный бюджет и 33 – на региональный. Эти 33 процента составят 341 миллион рублей.
Для принятия в первом чтении на думское заседание вносится законопроект о внесении изменений в закон «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Председатель комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве Саратовской области Владимир Чернобровкин сообщил, что создается настольная книга, которая разъясняет права и обязанности комиссий и которая получила хорошую оценку на федеральном уровне.
Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:
О ПРОВЕРКЕ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ЗАРАНЕЕ
Депутаты комитета тоже сделали уклон на рассмотрение вопросов, которые вряд ли можно отнести к законотворческой деятельности.
И это несмотря на то что законопроекты в повестке дня комитета были. Но проект закона о государственной поддержке кластеров в Саратовской области рассмотрели так быстро, что суть его можно было понять только из пояснительной записки. Судя по всему, депутаты документ уже изучили и без вопросов проголосовали за внесение документа на думу для принятия в двух чтениях. А законопроект регулирует отношения, связанные с предоставлением государственной поддержки кластерам Саратовской области. Поддержка же оказывается для того, чтобы содействовать развитию и модернизации промышленности в регионе. Например, повышать производительность труда, создавать высокотехнологичные рабочие места, продвигать продукцию участников кластеров на международные и межрегиональные рынки.
Федеральный законопроект вносит изменения в закон об уполномоченных по правам предпринимателей. Например, «с целью восстановления нарушенных прав и соблюдения законных интересов предпринимателей предлагается обязать должностных лиц в течение 15 дней рассматривать представленные уполномоченным заключения».
Но все равно больше всего времени было уделено информации о состоянии законности в сфере охраны атмосферного воздуха. Пояснительная записка по вопросу готовилась совместными усилиями прокураты и природоохранной прокуратуры. Записку зачитывал представитель прокуратуры Михаил Кузичев, которому и задавали вопросы, но Кузичев отвечал не всегда. Просто потому, что задаваемые вопросы не входили в сферу деятельности прокуратуры.
Однако после проведенного анализа прокуратура делает вывод, что экологическая ситуация на территории области остается сложной. Собственно, все пояснительные записки, подготовленные прокуратурами, министерством природных ресурсов и экологии области и комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства области, были об охране окружающей среды в целом, а не только «о состоянии законности в сфере атмосферного воздуха», как это было заявлено в повестке дня. И есть нескорое подозрение, что вопрос решили рассмотреть из-за проблем в городе Вольске, где пылит цементный завод.
Как рассказал депутат Владимир Дерябин, избиратели проносят ему в кабинет мешочки со смётом цементной пыли. Эту пыль ежеутренне люди сметают со своих крылечек, машин, подоконников. А на предприятии говорят, что с очисткой у них всё в порядке, потому как установлен новый рукавный очиститель.
Но Владимир Дерябин утверждает, что очиститель не включают, потому как его работа чрезвычайно энергоемка, то есть для предприятия не выгодна. И вот Дерябин интересовался, можно ли проверить предприятие на предмет добросовестности его в плане охраны окружающей среды.
В ходе обсуждения выяснилось, что, во-первых, вольское предприятие могут проверять только федеральные структуры. Более того, о проверках эти самые структуры должны предупреждать предприятие заранее. Вот и получается, что результат проверок дают исключительно положительные результаты, а жители собирают цементную пыль и несут ее депутату, который на ситуацию повлиять не может.
Собственно, обсуждения проблемы не получилось. Потому как кроме Дерябина ситуация с загрязнением атмосферного воздуха никого не интересовала, а подсказать пути решения проблем ему коллеги не могли.
Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:
ГРАНДИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Комитет под руководством Сергея Нестерова работает исключительно по профилю. То есть занимается законотворческой деятельностью. И делает это максимально оперативно. Девять из 13 вопросов повестки дня – рассмотрение региональных и федеральных законопроектов. Еще четыре вопроса – планы работы и рассмотрение ходатайств о награждении почетными грамотами. Время заседания – пятнадцать минут.
Понять из пояснительных записок, о чем документ, невозможно. Выяснилось, что изменения в закон об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот свелись к тому, что из документа изъяли слова «самостоятельно выполняет функции управляющего». То есть в действующем документе «выполнять функции управляющего» могли органы опеки и попечительства. А это противоречит действующему федеральному законодательству.
Изменения в закон о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на частичное возмещение расходов по газификации продлевают сроки предоставления средств. В действующем законе предполагалось компенсировать расходы тем неработающим пенсионерам, которые газифицировали свои дома период с 2008-го по 2010 год. Теперь есть шанс на получение средств тем, кто провел газ в свои дома в 2009–2011 годах. В областном бюджете на 2014 год на эти цели предусмотрено 2,4 миллиона рублей. Счастливые обладатели газовой горелки могут получить компенсацию в 20 тысяч рублей.
Закон под традиционным уже названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» сокращает количество документов, которые должны предоставить граждане, дабы получить жилье или социальные выплаты. Теперь не нужны справки из БТИ, потому как документы оттуда «должны быть самостоятельно получены органом, осуществляющим принятие указанных граждан на учет, в рамках межведомственного информационного взаимодействия».
Депутаты Саратовской областной думы намерены инициировать изменения в Земельном кодексе и законе о содействии развитию жилищного строительства. В оба эти документа, там, где речь идет о составе членов жилищно-строительных кооперативов, это так называемые учительские дома, региональные избранники предлагают включить неохваченных документом воспитателей детских садов.
Отдельного внимания заслуживает план законопроектных работ комитета, которые без вопросов, как, впрочем, и другие документы, утвердили депутаты. Из 26 региональных законопроектов, которые предполагает разработать комитет в следующем полугодии, 14 инициировано депутатом Леонидом Писным, который, как известно, не является членом комитета. Еще пять документов внесены губернатором (1) и прокуратурой (4). Из четырех законодательных инициатив, которые планируется внести в Госдуму, три опять же принадлежат Писному. Председатель комитета Сергей Нестеров в группе товарищей значится автором двух законопроектов. Что, безусловно, свидетельствует о грандиозных организаторских талантах Нестерова. И о его квалификации.
Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению:
ЛЮБИТ УМНЫХ АППАРАТ
Этот комитет, как правило, долго не заседает. Вопросы у депутатов изредка возникают к будущим мировым судьям, чьи кандидатуры согласовывают депутаты. Иногда вопросы бывают профессиональными, это когда спрашивают о качестве судейского труда. А иногда – житейскими. Например, у будущей судьи Красноармейского района спросили, не возникнут ли у нее сложности с переездом к новому месту работы из Саратова, где претендент трудится в областном суде. Выяснилось, что проблем не будет.
Дальше вопросов у депутатов не было. Изменения в некоторые законы области связаны с установлением полномочий губернатора в области противодействия терроризму, Изменения в закон о правительстве – наделение органов исполнительной власти полномочиями по перевозке пассажиров легковым такси, уточнением полномочий в сфере пожарного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов.
Но в повестку дня были внесены дополнительные вопросы. Один из них, о внесении изменений о статусе депутата, так бы и прошел незамеченным, если бы не депутат Александр Гайдук. Он поинтересовался, что это значит – технические правки. Председатель комитета Александр Сундеев ответил, что цифра 10 меняется на цифру 8. Но Гайдук требовал разъяснений. В итоге не только Александр Александрович, но и все присутствующие узнали, что теперь законом прописано, что в областной думе на освобожденной основе могут работать восемь депутатов. Которые, собственно, тут и трудятся.
Но любознательному Гайдуку этого было мало. Он интересовался, что будет, если вдруг кто-то из депутатов решит присоединиться к тем, кто занимается законотворчеством профессионально, без отрыва на иную деятельность. Ему ответили, что на думское заседание внесут соответствующие предложения и число восемь поменяют на девять или десять.
Зачем сейчас сокращать число освобожденных депутатов? Для того чтобы не создавать искусственную экономию средств – средства на зарплату и иные расходы всех десяти депутатских единиц заложены в думской смете.
В ходе заседания выяснилось, что депутат Гайдук не очень понимает, что такое аппарат думы. И является ли аппаратом думы информационный комитет или орготдел. И вообще, проводится ли в аппарате оптимизация? Или она коснулась только депутатов?
Александру Александровичу, который, собственно, за более чем два года депутатской работы мог бы разок заглянуть на сайт думы, рассказали, что аппарат думы – это все чиновники, которые работают в здании на Радищева, 24. И что среди них, как, впрочем, и технического персонала, была произведена оптимизация и сокращения.
Но не Гайдук стал гвоздем номера, то есть заседания. Оказывается, депутаты областной думы решили наградить почетными грамотами Саратовской областной думы сенатора Михаила Исаева, депутата Госдумы Николая Панкова, заместителя прокурора области Тимура Маслова и главу Балакова Ивана Чепрасова.
Комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике:
ЗЕМЛЮ ПРЕДКОВ НЕ ПРОДАЕМ
Несмотря на очень обширное поле деятельности комитета с загруженностью у него не очень. В повестке дня всего четыре вопроса, два из которых проходные – утверждение планов работ. Один федеральный законопроект и отчет исполнительной власти об обеспеченности учреждениями культуры населения Саратовской области.
Изменение в федеральный закон об объектах культурного наследия депутаты, понятно, быстренько поддержали. Документ запрещает иностранным гражданам владеть землей на территориях объектов культурного наследия. По поводу этого документа депутат Алла Лосина успела рассказать, что в Лондоне экскурсоводы приводят пример трепетного отношения англичан к своей истории. Дело в том, что американцы неоднократно пытались выкупить землю под своим посольством, что расположено в исторической части Лондона. И всегда получали отказ от властей, подкрепленный словами: «Землю предков не продаем».
А вот с обеспеченностью учреждений культуры всё получилось очень странно и пространно. Но не по вине депутатов, которые вопросов почти не задавали. Дискутировали иные заинтересованные лица.
Но, как водится, сначала заместитель министра культуры Владимир Баркетов принялся читать пояснительную записку, старательно сокращая текст. Председатель комитета Владимир Писарюк, выждав для приличия минут пять, чиновника остановил, сообщив, что депутаты с текстом уже ознакомились. И предложил задавать вопросы. Для затравки Писарюк поинтересовался, не сократится ли численность газет и журналов, выписываемых сельскими объектами культуры, в связи с новыми почтовыми тарифами. Не сократится, ответил Баркетов. Но потребность в периодике у сельских библиотек значительно выше того, что они могут себе позволить.
В сельских библиотеках катастрофически не хватает современной справочной литературы, забеспокоилась депутат Лосина. Существует межбиблиотечный обмен, по которому можно получить практически всё, ответил заместитель министра.
Почему в Духовницком, Хвалынском, Ершовском районах не проводились кинопоказы, спросил депутат Сидоренко, подтвердив факт прочтения информационного материала. Потому что в этих районах по решению местных властей проданы помещения, где такие показы могут осуществляться, сообщил Владимир Баркетов.
На этом вопросы у депутатов иссякли, и слово взяли общественники.
Член общественной палаты, директор цирка им. братьев Никитиных и некогда министр культуры Иван Кузьмин был недоволен освещением вопроса. Чиновники предоставили фактуру, а анализа сложившейся ситуации, предложений по выходу из нее не предоставили, хотя ситуация с учреждениями культуры в районах области не самая благоприятная. Вынужденный отбиваться Владимир Баркетов заметил, что отрицательной динамики по учреждениям культуры не наблюдается, все муниципальные образования рассчитывают свои возможности самостоятельно. Более того, иных методов, кроме как убеждение муниципальных чиновников и депутатов, у министерства нет.
Очень сокрушалась о состоянии культуры представитель профсоюза работников культуры, которая в своем «кратком» выступлении долго говорила, что идет сокращение библиотек, сокращение ставок библиотечных работников, что надо объединять усилия, что эту тему необходимо поднимать и что не наблюдается четкой политики по сохранению учреждений культуры. А еще профсоюзный деятель жаловалась на власти Балакова, которые резко сокращают число библиотек. Владимир Писарюк дал слово для ответа представителю балаковской администрации, которая уверена, что в деревнях люди с 9 до 17 библиотеки не посещают, потому полная ставка библиотекарям не нужна.
Иван Кузьмин начал проникновенно говорить, что нужна и что библиотекарь должен идти с книгами в массы. И должен делать это денно и нощно.
Но поддержки у депутатов Иван Георгиевич не нашел.