«Инквизиция» без кворума

Оценить
Другого гражданского общества у них для нас нет…

Состояние гражданского общества в Саратовской области в 2013 году признано удовлетворительным. Ежегодный доклад на эту тему региональная общественная палата обнародовала 10 июня. Наша газета пропускала один номер на прошлой неделе и потому не могла своевременно сообщить об этом событии, но пройти мимо него непозволительно. Тем более что докладом дело не ограничилось.

Своих не бросаем, своих предлагаем

Итак, 64 члена общественной палаты (половина из них представители общественных некоммерческих организаций, четверть – назначенцы губернатора, четверть – областной думы) были задействованы в работе совета, шестнадцати комиссий, двух межкомиссионных групп и специальной группы оперативного реагирования. Члены последней во главе с Юрием Виткиным занимались дегустацией салатов в торговых точках на предмет их – салатов – испорченности, пытались достать алкоголь после десяти вечера и обругивали аптекарей за продажу настойки боярышника. Остальные комиссии за год заседали более 80 раз. Совет общественной палаты собирался ради того, чтобы поговорить о глобальных проблемах современности, 16 раз, иногда в экстренном порядке.

Вспоминая о том, какие важные персоны, ответственные должностные лица и эксперты приглашались в подвальное помещение общественной палаты, ее председатель Александр Ландо в очередной раз сделал вывод о том, что ОП «занимает достойную нишу в системе общественных отношений и является важным связующим звеном между обществом и властью».

После того как признали состояние гражданского общества терпимым и утвердили доклад, перешли к вопросу о формировании нового состава общественной наблюдательной комиссии. Срок полномочий нынешнего состава истекает в августе этого года. Александр Ландо рекомендовал включить своих коллег из общественной палаты – Владимира Незнамова, Елену Столярову, Льва Илюхина. Еще один «свой» человек Ландо – Леонид Шостак, экс-начальник УФСИН по Саратовской области. Его Александр Соломонович горячо рекомендовал, хотя минутой ранее предлагал избавить комиссию от людей из системы МВД и ФСИН. В итоге общественники поддержали 21 кандидатуру, из них общественная палата России утвердит окончательный состав.

«Не та кошка, что гуляет сама по себе»

Впоследней части пленарного заседания поговорили о соблюдении этических норм членами общественной палаты. Хотя палата и является образцом этического поведения, с некоторых ее членов лучше не брать пример. Вот Светлана Мартынова, например, заявляла в открытой прессе, что ее коллеги не имеют собственного мнения и единогласно выполняют указания своего председателя, это оскорбило их честь и достоинство и послужило поводом для обсуждения Мартыновой с целью дальнейшего исключения из палаты. Напомним, причиной конфликта являлось самовыдвижение Светланы Мартыновой на пост регионального омбудсмена.

Инициатором карательной процедуры выступил Александр Ландо: «Она спутала члена партии и члена общественной палаты, спутала интересы общественника и члена партии ЛДПР. Она ездила в районы от имени общественной палаты, а сама представляла партию. У каждого есть возможность высказывать свое мнение. Я дорожу этим, я могу с ним не соглашаться или соглашаться. Но, на мой взгляд, эти высказывания должны быть в рамках этики. Потом, она была против решения о рекомендации Журик на пост уполномоченного по правам человека. Я не считаю, что Мартынова была достойна этой должности. И после этого устраивать истерику в СМИ и публично нас оскорблять... Она не та кошка, которая гуляет сама по себе», – сказал Ландо.

После него слово взял Евгений Лузановский. Юное создание сотрясало воздух громкими словами о чести и письмом от областного суда. Суд жаловался на то, что Светлана Мартынова оказывала на него давление по одному из рассматриваемых дел.

С критикой в ее адрес выступили и другие члены общественной палаты.

Нарушила единогласие эколог Ольга Пицунова: «Вы знаете, я сейчас слушаю, что здесь все говорят, и иначе как судилищем это назвать не могу. Вы говорите «не надо воспринимать это как судилище», а я сижу и думаю, что когда-то это судилище дойдет и до меня. И я думаю, что, наверное, скоро, потому что получается со слов Александра Соломоновича, отца Дионисия, Владимира Незнамова так: если мы все являемся членами общественной палаты, то у нас должно быть единое мнение. Может быть, я неправильно услышала, но все говорят о том, что мы должны быть монолитны и не должны противоречить друг другу».

Сама Светлана Мартынова заявила, что не была предупреждена о своем возможном исключении из состава общественной палаты, тем самым констатировала очередное нарушение законодательства. Возможности подготовиться к критике ей не предоставили, пришлось импровизировать. Она рассказала о проблемах, которыми занимается в качестве общественника, в том числе дело «Новостроя» и уголовное дело об убийстве осужденного Артема Сотникова. Мартынова подчеркнула, что независимо от сегодняшнего решения ОП будет продолжать отстаивать интересы обычных людей. «Пути господни неисповедимы!» – подняв палец высоко в воздух, заключила она.

Когда же приступили к голосованию, выяснилось, что значительная часть общественников уже ретировались. За исключение проголосовал 31 член палаты, 6 человек были против. Александр Ландо неожиданно для всех воздержался, а свой демонстративный нейтралитет объяснил надеждой на публичное извинение со стороны Мартыновой. Извинения не последовало. К тому же, как сообщил председатель, для исключения нужно набрать 33 голоса, так что решение палаты не имеет юридической силы.