По всем видам отделочных работ

Оценить
В Саратове сложились благоприятные условия для развития ремонтного бизнеса и размножения ремонтных бригад, они уже не хватаются за любого клиента

Рано или поздно у каждого обладателя квартиры, дома, комнаты и прочего вида жилой недвижимости (да и нежилой тоже) возникает необходимость проведения ремонта. В зависимости от сложности предстоящих работ, а также от финансовых возможностей хозяина недвижимости выбирается способ выполнения ремонта. На этом этапе выбор небольшой. Достаточно определиться, будет ли ремонт делаться своими руками или же всё-таки с привлечением специалистов. А уж если было выбрано второе, тут вариантов может быть много. Нынешний рынок ремонтно-строительных услуг весьма разнообразен.

Счёт на тысячи, оборот на миллиарды

Бизнес по отделке и ремонту квартир существовал даже тогда, когда о частной собственности и предпринимательстве в нашей стране и не мечтали. Тогда, чтобы заменить плитку в ванной или побелить потолок, люди нанимали мастеров на ближайшей стройке или решали проблему через знакомых «специалистов по ремонту».

С наступлением рыночных времен и специалисты, и даже «любители» смогли легализоваться. При этом одни за последние двадцать лет успели создать и развить солидные фирмы, другие предпочли работать по старинке, то есть шабашить. Правда, принципы работы тех и других практически ничем не отличаются. Как признают в беседах сами строители, бизнес этот как был черным 10–20 лет назад, так и остался таковым на 90 процентов. Налоговики по квартирам ходить не будут, а иной возможности учесть весь объём выполняемых работ нет: все расчёты между заказчиками и исполнителями в подавляющем большинстве случаев производятся наличными. Сколько сейчас ремонтно-строительных фирм в России, никто даже не берётся подсчитать. Не считали их и в Саратове. Но прикинуть масштабы рынка все-таки можно.

Согласно отчётам областного министерства строительства и ЖКХ в Саратовской области ежегодно возводится несколько сотен тысяч квадратных метров жилья. В 2013 году, например, в регионе было построено 105 многоквартирных домов общей площадью 528 тыс. кв. м. В текущем году обещают построить 140 многоквартирных домов общей площадью 1,5 млн. кв. м.

При средней цене ремонта одного квадратного метра в 2–3 тысячи рублей оборот ремонтного рынка только по новостройкам, которые сдаются без отделки, и только за 2013 год составит около полутора миллиардов рублей. Цифра многократно увеличится, если прибавить сюда текущий ремонт в квартирах вторичного рынка.

Счёт ремонтно-строительных бригад по одному только Саратову идёт на тысячи. Об этом свидетельствует количество объявлений от них в специализированной периодике и в Интернете. При этом численность ремонтников на рынке, создающая, казалось бы, довольно жёсткую конкурентную среду, вовсе не означает, что бригады охотятся за заказами и хватаются за любого клиента. Как признался Александр Семёнов, бригадир одной из саратовских ремонтно-строительных артелей, бригады сегодня могут легко отказаться от «недостаточно интересных предложений».

«В разгар кризиса и сразу после него, наверное, все хватались за любые заказы и по любым ценам. Сейчас всё по-другому. В Саратове строят много домов, квартиры в которых сдаются без отделки вообще. То есть в буквальном смысле с голыми стенами. Поэтому работы ремонтникам сейчас хватает. Условия для бизнеса благоприятные. Мы можем выбирать выгодные для себя предложения. Конечно, любой бригаде интереснее работать на крупном объекте. То есть разница есть, когда заказывают комплексный ремонт всей квартиры, дома, офиса или отдельной комнаты, балкона, санузла. Это, естественно, выгоднее, чем выполнять отдельные виды работ – отдельно взятое выравнивание пола, к примеру, или оштукатуривание стен, укладку ламината или поклейку обоев. Тут уже совсем другие деньги на кону».

Цена зависит от амбиций. Профессионализм ни при чём

По большому счёту сейчас уже непонятно, кто кого выбирает – заказчик ремонтника или наоборот. В последнее время ремонтно-строительные бригады, предлагая свои услуги, начали обозначать минимальную сумму заказа, то есть нижний предел приемлемой цены, за которую они согласятся поработать. Заказчикам это в какой-то степени помогает ориентироваться в процессе поиска подходящей команды мастеров.

«Минимальные суммы заказов» варьируются от 1,5 тысячи до 100 тысяч рублей. Но чаще всего встречаются предложения, начинающиеся от 5–10 тысяч рублей. «Итоговая цена на услуги ремонтных и строительных бригад в большинстве случаев зависит от сложности выполнения предстоящих работ. Чем сложнее, тем, естественно, дороже. Кроме того, на стоимость услуг немало влияют человеческие амбиции. Кто-то оценивает самого себя как дорогостоящего специалиста и не готов выполнять работу за цену, которая ниже его какого-то внутреннего предела. А кто-то, может быть, даже более профессиональный и опытный, соглашается работать и за относительно небольшие деньги. Всё зависит от людей, поэтому о ценах лучше договариваться после личного общения с мастерами, бригадиром, прорабом», – рассказывает Антон, мастер ремонтно-строительной артели.

Это отчасти объясняет такой разброс цен на один и тот же вид ремонтных работ между разными бригадами. Например, косметический ремонт квартиры могут сделать за 500 рублей, 1,5 тысячи, 2 или 3,5 тысячи рублей с квадратного метра. Если поискать, можно найти и дороже. Комплексный ремонт без перепланировки стоит чуть дороже косметического, с частичной или полной перепланировкой – дороже раза в 2–2,5. Однако, по словам наших экспертов, минимальные суммы заказов, указанные в объявлениях как ориентиры, на самом деле не показательны и не слишком информативны. Практика показывает, что в большинстве случаев они условны. И по результатам переговоров с заказчиком, оценки объекта и проекта ремонта стоимость ремонтно-строительных работ может измениться как в меньшую, так и в большую сторону.

Национальные бригады не конкуренты, а помощники

Конечно, зависит цена и от численности бригады (в среднем не больше десяти мастеров-универсалов), и от уровня команды-исполнителя. Самыми дорогими оказываются ремонтники и строители от специализированных фирм. Но в этом сотрудничестве и больше всего гарантий. С заказчиком заключается договор, процесс ремонта контролируется прорабом, преимущественно соблюдаются оговорённые в договоре сроки ремонта.

Сотрудничество с частными бригадами чаще всего основано на устных договорённостях. И в этом случае заказчику приходится самому контролировать ремонтный процесс. Рисков, безусловно, больше, но и стоимость ремонта в этом случае будет немного ниже.

Если экономия – один из принципиальных критериев в выборе ремонтно-строительной артели, то можно пригласить к сотрудничеству так называемую национальную бригаду. Их расценки на саратовском рынке ремонтно-строительных услуг самые низкие. Кстати, местные ремонтные артели не считают гастарбайтеров конкурентами, хотя они, мол, и усложняют иногда жизнь.

«Национальные бригады иногда играют нам на руку. Нас нередко приглашают переделать то, что они ремонтировали. Потому что дешёвый ремонт и по качеству получается соответствующим. То есть, с одной стороны, они нас обеспечивают заказами. Но с другой стороны, сбивают цены. Моя бригада расценок не поднимала с 2004 года, то есть вот уже 10 лет. За это время цена на каждый вид работ увеличилась всего на 10–20 рублей», – рассказывает наш собеседник Антон.

Что касается выбора между фирменными бригадами и вольнонаёмными частными, то, по словам наших экспертов, разница между ними не больше чем иллюзия. На самом деле практически все частники сотрудничают с фирмами. То есть одних и тех же мастеров можно нанять как напрямую, так и через фирму, с которой они работают. И здесь учитывать нужно то, что фирма, являясь по сути посредником, заложит в цену свои комиссионные.

«Фирмы часто включают в перечень оказываемых услуг дополнительные пункты, которые, конечно же, стоят дополнительных денег. Сейчас, например, модным стало делать ремонт по специально разработанному дизайн-проекту. Цену при этом заломили столичную – 1000 рублей за квадратный метр. Очень немногие в Саратове могут позволить себе такую роскошь», – рассказывают мои собеседники.

Репутация – залог успеха и процветания

Кажется, что при таком количестве вариантов, условий и условностей выбор подходящей ремонтно-строительной бригады может растянуться на недели и месяцы. Наши эксперты соглашаются, что определиться, особенно неискушённому заказчику, бывает очень сложно.

«В Саратове заказчики и строители чаще всего находят друг друга через знакомых и по рекомендации от предыдущих клиентов. Так мы получаем до 80 процентов своих заказчиков, – рассказывает Александр Семёнов. – Остальные 20 процентов приходят по объявлениям или по заказам в фирму, с которой мы сотрудничаем. В фирму, как правило, обращаются те, кто хочет иметь на руках договор как гарантию на качественное выполнение ремонтных работ. В общем-то, уважающие себя частники такой договор своему клиенту тоже предоставят. А цена при этом будет ниже фирменной».

При этом если учесть, что все бригады нацелены на более-менее крупные заказы, то поиск рабочих для выполнения мелких ремонтных работ становится ещё большей проблемой.

«Конечно, вряд ли бригада согласится идти к какой-нибудь бабушке, чтобы сделать ей одну стенку. Но в газетах, да и в Интернете, достаточно объявлений от мастеров-одиночек, которые как раз и предпочитают работать по таким мелким заказам. Популярна опять же услуга «муж на час», но, насколько я знаю, отделочные работы в неё не входят. В основном это кабельные, электромонтажные, сантехнические и малярные работы, как наименее рентабельные», – говорит наш эксперт.

Определить профессионализм бригады, по словам наших экспертов, неискушённым заказчикам можно попытаться при личной встрече с бригадиром.

«Нужно обращать внимание на то, что говорит прораб и как он это говорит. По манере держаться и готовности толково ответить на любые самые каверзные вопросы уже можно понять, кто перед вами. Опытные мастера, оценив объект, сами посоветуют заказчику, что и как лучше было бы сделать. При этом не обязательно, что их вариант выйдет дороже, – говорит Александр Семёнов. – В моей практике бывали случаи, когда я помогал клиентам экономить деньги, подсказывая наименее затратный способ ремонта в ущерб своей выгоде. В итоге многие из них стали моими постоянными клиентами, и те мои финансовые потери давно отбились».

Правда, по словам наших экспертов, заказчики редко довольны результатом работы ремонтных бригад на все 100 процентов. Хоть и мелкие, но огрехи случаются всегда. Все нормальные строители их исправляют без вопросов и за свой счет: репутация дороже. Кроме того, строители признаются, что есть множество способов, что называется, развести заказчика. Например, клиент никогда не поймёт, сколько точно потребуется мешков с тем же цементом. Это не всегда точно могут предугадать и строители. Поэтому общим практически для всех строителей является правило подстраховки: вписать в смету хотя бы на 10 процентов больше материала, чем требуется. Но если фирма (бригада) пришла на рынок всерьез и надолго, увлекаться приписками и прочими способами развода никто не советует. Да и практика показывает, что работать по-честному выгоднее.