Опасаясь народного гнева…
С 1 июня цены на проезд в общественном транспорте поднялись в среднем на 5–7 процентов. В Москве. В Саратове повышение стоимости проезда в трамваях, автобусах и прочих маршрутных транспортных средствах, к которому власти начали нас готовить с конца прошлого года, похоже, так и не состоится. Во всяком случае билеты подорожают не этим летом. И может быть, даже не этой осенью.
Услышали и пообещали
Хорошей эта новость может показаться только на первый взгляд. Конечно, в условиях повсеместного удорожания всего и вся стабильность цен на проездные билеты греет душу. Мол, хоть здесь есть возможность не разоряться. И даже в какой-то степени экономить. Ну что такое наши саратовские 12 рублей за трамвай, троллейбус или автобус и 14 рублей за маршрутку против 20 рублей в Самаре, Казани или, например, Нижнем Новгороде? Сущие копейки!
Однако тарифы на проезд в общественном транспорте, устанавливаемые региональными властями, уже очень давно являются убыточными для пассажироперевозчиков, о чём они неоднократно во всеуслышание заявляли. Правда, жалобы перевозчиков, кажется, не особо волнуют, не только большую часть населения, но и власть. А зря. Потому что убытки автотранспортных предприятий рано или поздно отзовутся именно пассажирам. Да и сегодняшние «старые автобусы», «хамы-водители», «езда не по расписанию» и прочие неудобства низкокачественных услуг – не что иное, как следствие недофинансирования перевозчиков.
Последний раз в Саратове поднимали цены на проезд в 2012 году. С 10 рублей в городском электротранспорте и автобусах и 12 рублей в маршрутках до 12 и 14 рублей за поездку соответственно. Повышение это тогда, помнится, воспринималось населением весьма болезненно (потому что до 2012 года тарифы не меняли как минимум года четыре), хотя, по заявлениям руководителей автотранспортных предприятий, себестоимость провоза одного пассажира уже на тот момент составляла не менее 15 рублей.
Сейчас саратовские перевозчики требуют установить тариф на уровне 20 или хотя бы 18 рублей – по себестоимости. И власть им это пообещала.
Не может, но уклоняется
Глава региона Валерий Радаев в декабре 2013 года заявил, что правительство не может больше уклоняться от необходимости повышения платы за проезд в общественном транспорте. Он признал, что механизм бюджетной компенсации затрат перевозчиков на перевозку льготных категорий пассажиров со своей задачей не справляется. И единственным способом вывести автотранспортные предприятия из убытков является повышение цен на проезд.
Убыточность сферы пассажироперевозок подтвердил тогда и глава Саратова Олег Грищенко, отметив, что больше всех других перевозчиков сейчас страдает городской электротранспорт, как самый социально направленный и потому самый недофинансированный. При этом чиновники дружно вспомнили про то, что в Саратовской области самые низкие тарифы на проезд в ПФО, а разница в ценах с соседними регионами доходит до 5–6 рублей.
Стоит отметить, что в этих соседних по Поволжью регионах высокие тарифы установились не сразу. Цены на проезд там повышались постепенно – одни регионы предпочитали поднимать тарифы раз в год на рубль, другие два раз в год. При этом себестоимость провоза одного пассажира по всем регионам ПФО сейчас оценивается примерно на одном и том же уровне – 18–19 рублей. Разница только в том, что в одних регионах власти дают перевозчикам возможность зарабатывать и развиваться, в других, опасаясь народного гнева из-за роста цен, этот бизнес душат низкими «социальными» тарифами.
Саратовские власти в конце прошлого года были, кажется, полны решимости перестать «душить» и заявили, что ожидать повышения стоимости проезда можно весной 2014 года. Но с 1 марта поднялись расценки только на проезд в электричках и пригородных автобусах. А вот стоимость билетов в городском транспорте осталась неизменной.
Запаниковавшие перевозчики написали губернатору открытое письмо, где в очередной раз привели ряд аргументов в пользу повышения стоимости проездного билета. Были отмечены и сложное положение транспортных предприятий, и нехватка денег на обновление подвижного состава, и невозможность предъявления высоких требований к квалификации водителей и других работников, потому что предприятиям за квалификацию и соблюдение требований просто нечем платить.
«Люди работают в две-три смены. Отсюда недосып, хроническая усталость, быстрая утомляемость, раздражительность, что сказывается на безопасности пассажиров. Мало кому нравится работать в таких условиях. Нам бы и хотелось повысить требования к квалификации сотрудников, но мы не можем себе этого позволить», – было сказано в обращении. При этом перевозчики отметили, что промедление в данном вопросе подобно смерти, открыто предупреждая, что если ситуация не изменится, то очень скоро желающих работать «в минус» на 93 городских маршрутах не останется.
В ответ чиновники обозначили приблизительную дату повышения цен на проезд – 1 июня. А Лариса Новикова, руководитель областного комитета по государственному регулированию тарифов, пояснила весной в ходе своей пресс-конференции, что раньше лета с ценами на проезд правительство просто не разберётся.
Ни дураков, ни крайних
1 июня о повышении стоимости проезда в пассажирском общественном транспорте объявили несколько регионов России. В том числе Москва, Великий Новгород и даже Крым. Готовятся к повышению тарифов на услуги общественного транспорта Омск, Мордовия и другие российские регионы. Но только не Саратов.
В областном комитете по регулированию тарифов нам сообщили, что в настоящее время ведомство проводит обследование всех АТП, работающих в регионе. Изучается финансовая сторона их деятельности – сколько получают, куда, как и сколько тратят. В общем, чиновники с пристрастием выясняют, действительно ли перевозчикам так туго живётся, как они рассказывают. «Результаты этого обследования будут готовы не раньше августа, – говорят нам в РЭК. – Потом мы их передадим в комитет транспорта Саратовской области, где полученные нами данные проанализируют и примут решение, что делать дальше. Стоит ли, и насколько, поднимать тариф на проезд. Когда такое решение будет принято, они выйдут с конкретным предложением к губернатору. Порядок примерно такой».
В транспортном комитете области нам вообще отказались давать какие-либо пояснения. «Тарифы не повышены. Говорить не о чем, – заявил нам пресс-секретарь ведомства Алексей Корж. – Комитет не уполномочен повышать тарифы, к нам это никак не относится. Цены на проезд могут поднять губернатор и комитет по тарифам. И как только цены поднимутся, мы всем сразу сообщим».
Целых пять минут Алексей Корж потратил на то, чтобы в своей привычной уже надменно-снисходительной манере объяснить корреспонденту «Газеты недели», что к нему, как к пресс-секретарю, лучше обращаться с конкретными вопросами. Например, так: «Будет ли остановка на мосту?» Чтобы он смог так же конкретно ответить: «Нет, не будет!» Все остальные вопросы в адрес транспортного комитета области Коржу лучше формулировать письменно. При этом несколько предыдущих письменных запросов «Газеты недели» в адрес комитета пресс-секретарь Корж оставил без внимания. Скажу честно: у журналистов давно сложилось ощущение, что пресс-служба этого ведомства уполномочена только на одно – «не разглашать» информацию, какой бы невинной она ни была. Можно было бы, конечно, заподозрить пресс-секретаря комитета транспорта в некомпетентности, но мы в это не верим. Он, между прочим, человек многих талантов – руководитель танцевальной студии и тренер по совместительству, диджей, специалист по «прокачке креативности» и, может быть, кто-то ещё. При таком наборе занятий ему, видимо, просто не до нас и не до комитетских дел.