Не для того мой солод прорастал
Крепкое пиво в пластиковой бутылке объёмом свыше 0,5 литра в России вскоре могут запретить. С инициативой установить законодательные ограничения на реализацию пива в пластмассовой таре (ПЭТ-тара) выступил депутат Государственной думы от «Единой России» Михаил Тарасенко. Ограничения могут вступить в силу уже с нового года и каждые последующие полгода становиться всё строже. Пивовары относятся к затее скептически.
По некоторым источникам, отечественные производители пива разливают в ПЭТ до 50 процентов своей продукции. ПЭТ – более дешёвая и удобная альтернатива стеклянной и алюминиевой таре. Депутаты считают, что пиво становится слишком доступным по цене, что способствует его потреблению.
Если закон будет принят, то уже с 1 января 2015 года розничная реализация пива с содержанием алкоголя свыше 6 % в ПЭТ-таре объёмом более 1,5 литра будет запрещена. С 1 июля 2015 года максимально разрешённый объём тары не сможет превышать 1 литра, а в 2016 году – 0,5 литра. При этом в 2016 году требование к минимальному содержанию алкоголя в ПЭТ-таре опустится до 4 %. Как сообщают СМИ, предлагаемые меры уже одобряют первые лица комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. А вот производители пива считают, что законопроект в конечном итоге приведёт к росту потребления населением водки.
Данные меры стоит рассматривать в контексте продолжающейся в стране борьбы с потреблением алкогольных напитков, в том числе пива. С 2010 года производство пива в России упало на 22 %, ряд пивных заводов был закрыт.
«Газета недели» попыталась узнать точку зрения на законодательную инициативу областных производителей пива, однако сделать это оказалось не так просто. «Сами знаете, какое сейчас время», – пояснила представитель одной из компаний, отказавшейся давать комментарии. Руководитель другого пивного производства не пожелал, чтобы его имя появилось в газете. По словам собеседника, рассматриваемый законопроект нельзя назвать способом борьбы с пивным алкоголизмом. «Чрезмерное потребление пива – в головах», – заметил представитель завода. В инициативе он видит лоббизм производителей крепких алкогольных напитков, с чем отрасль сталкивается уже не впервые. В пример были приведены счётчики продукции, которые заставили установить на оборудование почти всех производителей пива. Счётчики в прямом режиме передают данные в контролирующий орган, однако, как считает собеседник, на деле они малоэффективны (учитывают как саму продукцию, так и промывающую жидкость, подающуюся по тем же трубам). «Нас заставили выбросить на это большие деньги».
Екатерина Недохлебова, начальник дирекции рекламы сбытовой сети «Пятёрочка» Саратова и Саратовской области:
НЕ БУДЕТ НА ПОЛКЕ ПИВА – ПОСТАВИМ МОЛОКО!
– Закон повлечёт за собой падение продаж и потерю прибыли. Так же, как это было после запрета продажи алкоголя с 22:00 до 10:00 часов. Но дело даже не в этом. Прежде всего, это потеря рабочих мест и гибель малого и среднего бизнеса, не говоря уже о крупнейших заводах. Далее – удорожание стеклянной и жестяной тары, производителям которых сейчас приходится держать невысокую цену из-за жёсткой конкуренции с пластиковыми бутылками. После отмены большого литража (1,5–2 литра) для пластиковых упаковок крупные производители потерпят огромные убытки, и им ничего не останется, кроме как повысить цены на остальное «разрешенное» пиво. Что касается розничных продаж, думаю, более болезненно это скажется на малом и среднем бизнесе. А в сетевых магазинах «свято место пусто не бывает»: не будет на полке пива – поставим молоко!
Михаил Якушев, председатель гильдии организаций мелкорозничной торговли ТПП Саратовской области:
ПОСТРАДАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПИВНОГО СУРРОГАТА
– Производители пива от этого закона вообще не пострадают. Те, кто производят настоящее пиво, никогда не разливают свой продукт в пластиковые бутылки – он идёт или в кегах, или в стекле. Сейчас в пластиковых бутылках продают не столько пиво, сколько пивной напиток, который к пиву не имеет никакого отношения. Настоящий любитель пива – а их, слава богу, становится всё больше – никогда не покупает готовое пиво в пластиковой таре. Это удел людей, для которых пиво не имеет ни названия, ни вкуса. Ну и есть еще прослойка людей с небольшими доходами и молодежь, у которой всегда дефицит с деньгами. Поэтому пострадают, скорее всего, как раз те, кто производит этот суррогат, а это федеральные производители. Что касается магазинов разливного пива, которых сейчас в Саратове в изобилии, то, насколько я понимаю, к ним этот закон отношения не имеет. Там готовая продукция идёт в кегах, а разливать её розничному потребителю можно уже в любую тару.
Заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Саратовской области Александр Соловьёв:
ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАВОДОВ ЭТО ВЫРАВНИВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
– Именно ПЭТ стал такой уникальной тарой для пива, которая дошла, наверное, до любого покупателя. Именно поэтому объём выпуска пива перешагнул за 100 миллионов декалитров – цифры впечатляющие.
Я не думаю, что региональные заводы с объёмами до 5–10 миллионов декалитров делают некачественный продукт, или, как его ещё называют, «пивной напиток». Я вообще этого названия не понимаю – бывает или пиво, или не пиво. Совестливые пивовары, в основном они такие в России и есть, разливают одинаковый продукт как в ПЭТ, так и в стекло, жесть или кеги. Есть просто разные по качеству продукты.
У маленьких региональных заводов, не имеющих больших рынков сбыта, реализация продукта идёт в основном в кегах или стеклянных бутылках. Поэтому считаю, что ограничения здесь вполне уместны, потому что дают возможность небольшим заводам входить на рынки. Стоит заметить, что в той же самой Европе основное потребление пива идёт или через бары, то есть из кегов, или из стеклянной либо жестяной тары.
Для бюджетов тех субъектов Федерации, где находятся крупные пивные производства, такой закон будет означать резкое снижение доходной части, потому что акциз составляет 18 рублей и платится непосредственно в субъекте. Это минус. Ну и самый главный вопрос, о котором говорят депутаты, – снижение потребления пива. Определённые ограничения здесь, конечно, надо вносить.
Что касается лоббирования, то здесь, пожалуй, действительно оно есть. Борьба за клиента между «алкогольщиками» и «пивняками» всегда была жёсткой, а в последний год только усилилась.