От физики к животному миру

Оценить
Физические приборы, живопись, психология, фотография, природа, музеи, кафе — все эти предметы, понятия, явления нашли свое отражение на саратовских выставках

Занимательная физика

3 июня в Краеведческом музее открылась замечательная выставка музея занимательных наук  Эйнштейна – одного из самых молодых музеев в России: он открылся в 2013 году в Волгограде. Цели музея – максимально понятно рассказать детям о законах физики. Юные исследователи могут не только наблюдать за действиями всех приборов-экспонатов, но и трогать эти приборами руками и включаться в научные эксперименты – в общем, делать всё то, что обычно запрещено во всех музеях.

На выставке представлено 35 экспонатов, среди которых есть хаотический маятник, маятники Максвелла и Ньютона, зеркальный ящик фокусника, рычаг Архимеда. Ведущая экскурсию Евгения Тишкова, исполняющая обязанности заведующего выставочным отделом, объясняет девочке: «Здесь груша 12 килограммов. Я возьму за этот шнурок – видишь, тяжело? А теперь ты возьми за этот конец. Ой, какая ты молодец! Как у тебя так легко получилось?» Девочка с жаром пытается объяснить, в чем дело, но постепенно запутывается и начинает просто пересказывать, что она делала. Ничего, со временем всё поймет. В конце экскурсии дети подходят к арочному мосту, который строится без единого гвоздя. Тишкова объясняет: «Ты собираешь его как конструктор – одна часть держит другую. Посмотри внимательно на форму этого и других блоков, думай, как их поставить так, чтобы они все поместились. Стоит нам вытащить один элемент, как мост рушится. Поэтому наш мост тоже закрыт на ремонт – хоть у него и другая конструкция, но принцип тот же самый».

На выставке есть не только сами приборы, снабженные подробными описаниями, но и множество других замечательных вещей. Различные логические игры-головоломки и примеры визуальных иллюзий – картинки, вызывающие ощущения бесконечности изображенных на них коридоров или создающие видимость, что изображенные предметы меньше их реальной величины, и многое другое. В общем, молодым мамам и папам на заметку: выставка замечательная и продлится еще почти месяц – до 3 июля.

 

Психология в живописи

На следующий день, 4 июня, открылась выставка «Знаки для взрослых» саратовской художницы Ольги Казаковой. Место выбрано довольно неожиданное – кофейня Lavazza, не так давно появившаяся в нашем городе.

Экспозиция на удивление хороша, и это замечаешь сразу, как только входишь в кофейню: мало того что картины висят не на стене, а в воздухе (это ни в коем случае не эстетство – решение не просто удачное, а единственно верное, учитывая, что пёстрые обои заведения помешали бы оценке полотен), так еще и лица их персонажей направлены на зрителя так, чтобы у него создавалось ощущение, будто десятки глаз смотрят ему в глаза. А именно этот момент в творчестве Ольги Казаковой один из ключевых. Глаза – зеркало души, как известно, а сама Казакова – психолог. Направление, к которому она сама себя причисляет в живописи, называется «знак-арт» – искусство знакового акцента.

Вот что рассказала сама художница: «Готовили эту выставку долго. Названия подбираются через какие-то знаки. Смысл моих деяний – это нахождение себя через всё что угодно, и всё что угодно при этом является знаком. Задача моя простая – я занимаюсь собой и теми, кто занимается собой». Тем не менее, картины эти готовились не специально под эту выставку, работы художницы выставлялись и ранее в других местах. Про свое творчество автор сразу заявляет, что «оно не простое, оно другое. Как написала мне одна художница: «Из исконной сути идут образы». Это прямая работа с бессознательным без всяких цензоров. Сначала вышло – потом читаю. И наоборот: человек подошел, прочитал, а потом понял, почему это так».

 

Запечатлевая память

5 июня в музее-усадьбе Н. Г. Чернышевского открылась выставка «Просветитель, хранитель, создатель музея» из цикла «Летопись семьи Чернышевских» (это вторая выставка, первая была посвящена Николаю Михайловичу Чернышевскому – сыну М. Н. Чернышевского). Выставка посвящена девяностолетию памяти Михаила Николаевича Чернышевского – сына писателя и создателя музея. Тем не менее, основную часть экспозиции, разместившейся сразу на двух этажах музея, составили фотографии. Кроме них представлены также документы, личные вещи и дневники. Особую ценность представляет изданное Михаилом Чернышевским в 1906 году полное собрание сочинений отца с именными экземплярами для себя и жены. Михаил Николаевич очень трепетно относился ко всему, что было связано с деятельностью Николая Гавриловича, и потому писал: «Детям моим завещаю прежде всего хранить память о своем дедушке Н. Г. Чернышевском и во всех своих делах и поступках прежде всего помнить, что они внуки такого деда и что поэтому лучше поступиться своими интересами, чем сделать то, что было бы неприятно их деду».

После небольшой экскурсии автора выставки, заведующей отделом экспозиции Жанны Сапожниковой, научный сотрудник отдела фондов Елена Ризаева представила специально изданный к выставке альбом «Фотографии Михаила Николаевича Чернышевского» с работами за 1888–1920 годы. В альбоме представлены самые разнообразные фотографии – как интеллектуальные вечера русской интеллигенции, так и «пейзажные» фотографии, фотографии детей (например, чудесный снимок маленькой дочки Марианны Чернышевской), фотографии улиц и достопримечательностей Саратова, Астрахани, Санкт-Петербурга. Есть и автоснимки. Тираж альбома маленький – 100 экземпляров.

Михаил Николаевич был талантливым фотографом, хотя и считался любителем. В 1891 году он получил первую награду за участие в конкурсе журнала Photo-Gazette (Париж). По итогам конкурса (тема «Портрет на воздухе без ретуши») Чернышевский получил третий приз за представленный портрет жены Елены Матвеевны. Через год на этом же конкурсе работа Михаила Николаевича была отмечена бронзовой медалью за фотографию с изображением фрагмента интерьера его квартиры.

 

Живое о живом

Именно так называется выставка, открывшаяся в тот же день в Радищевском музее и исследующая взаимоотношения художников Саратова, работающих в области актуального искусства и природной среды. Организатор выставки научный сотрудник сектора новейших течений музея Наталья Курилова на презентации заметила: несмотря на то что все художники взаимодействуют с темой природы совершенно по-разному, у них есть одна общая черта – они ощущают себя частью природы и существуют в гармонии с ней. «Именно эта гармония между природой и художниками легла в основу концепции нашей выставки, – подытожила Наталья. – Во-вторых, название выставки несет в себе дополнительный смысл. Само по себе актуальное искусство – живая, не­ограниченная рамками и канонами, неокостенелая вещь. Поэтому оно вызывает яркие, живые эмоции».

Любопытным было и выступление одного из представленных на выставке художников – Александра: «Та тема, о которой я хочу поговорить, к искусству как таковому отношения не имеет. Но она важна. Физическое тело – это то, что мы получаем напрокат. Это легко понять, вглядываясь в бесконечную мистерию природы. Важно понимать, что художественная практика – это небольшая дверка, которая позволяет проникнуть в своего рода самопознание и узнать чуть больше о себе самом и мире, что тебя окружает. Произведения искусства – это маячки на этом духовном пути, столбы вдоль дороги, не более того. (...) Если искусство рано или поздно не приводит вас к получению некоего духовного опыта, то это плохое искусство».

Произведения самого Александра Гнутова, пожалуй, лучше всего вписываются в концепцию выставки, с какой стороны ни посмотри. Героями его, на первый взгляд, лубочных графических работ становятся волки, медведи, лисы, вороны, змеи, коты, хищные птицы и рыбы. Но наивности нет здесь ни грамма. Присмотритесь: и мужик, стоящий на пне и держащий белку на голове, постепенно превратится в ствол Мирового древа, а с потолка на вас будет взирать тотемный волк (сам Гнутов говорит о своем направлении как о неототемизме).

Работы Дарьи Правды – это серия небольших инсталляций, созданных из природных материалов, через которые можно прочувствовать архаическую эстетику с ее обожествлением природы, а произведения Дмитрия Богатырева («Лисичка-многоглазка», графика, объекты 1994–2014 годов), напротив, на первый взгляд, с природной темой связаны условно – они, скорее, преодолевают ее в нынешнем виде, плохо это или хорошо.