Станичная поэтика

Оценить
В Доме работников искусств прошел фестиваль «Казачьи забавы»

Этот фестиваль – пример качественной и слаженной работы профессионалов в области традиционной русской и казачьей культуры. Впрочем, многие участники называют себя любителями. Просто они любят этим заниматься. Мероприятие 7 июня прошло без особых гостей, телекамер, министерской рекламы-пропаганды. Но зал, как и ожидалось, был заполнен.

Международный фольклорный фестиваль «Казачьи забавы» проходит уже в третий раз. В этом году в нем приняли участие ансамбль казачьей песни «Старина» из станицы Кумылженская, Волгоградская область, фольклорный ансамбль «Raskila», Паневежис, Литва, саратовский фольклорный ансамбль «Собор». И хозяева фестиваля – еще один саратовский фольклорный ансамбль «Забава». «Казацкие забавы» – это прежде всего попытка возродить забытые традиции и культуру, познакомить слушателей со старинными фольклорными песнями – известными, забытыми или вообще не звучавшими на таких крупных мероприятиях.

На фестивале были представлены исторические, военные и бытовые песни астраханских, сибирских, кубанских, уральских и терских казаков. Песни-сказания, свадебные, плясовые, игровые.

Художественный руководитель «Забавы» Анжелика Глумова вместе со старшим составом решили сделать программу из традиционных образцов фольклора терских казаков. Сам ансамбль в фольклорных экспедициях не был, но «Забава» пользуется ценнейшими этнографическими записями, которые делали фольклористы прошлого.

«Забава» старается исполнять народные песни разные регионов, чтобы показать палитру традиционной русской музыки. Коллективу в этом году исполняется уже 27 лет. Но репертуар всегда зависит от текущего состава коллектива.

– Если я буду заниматься только саратовским материалом, часть ансамбля просто рассредоточится, – объясняет Анжелика Глумова. – Конечно, мы учитываем возрастные параметры. У нас сформировался необычный коллектив, здесь музыкальное образование неважно абсолютно. Конечно, хорошо, когда у ребят и слух, и голос есть, но так бывает очень редко. У нас есть уникальные методики, разработанные московскими фольклористами в начале 80-х годов. Мы не ставим голос, мы открываем его. Мы возвращаем естественный голос человека – как у ребенка. Люди неправильно дышат, подают звук. Мы вынимаем голос и возвращаем природный тембр.

Следующим выступает неказачий фольклорный коллектив из Литвы, из города Паневежис. Саратовская «Забава» давно дружит с ними. В прошлом году «Raskila» исполнилось 25 лет. В этом году литовскому коллективу была вручена «Золотая птица» – как лучшему самодеятельному фольклорному коллективу.

Исполнители начали свою программу с архаичной музыки северо-восточного региона Литвы. Мужчины играют на скудучаях. Это деревянный духовой инструмент типа многоствольной флейты, состоящей из нескольких пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние – открыты. Похожи на флейту Пана.

В этой части страны очень разная самобытная архаическая культура. Участники «Raskila» постарались представить наиболее характерные песни и танцевальный фольклор. В конце своего выступления музыканты показали старинный свадебный обряд – это процедура смены девичьего головного убора на убор замужней женщины. Специальное облачение называется «намитка». Кстати, свадебные намитки (намётки) хранились всю жизнь. Когда женщина умирала, свадебный убор хоронили вместе с ней.

Следующий фольклорный коллектив – «Собор». Он тоже из Саратова. Это опытные фольклористы. Участники часто совершают исследовательские фольклорные экспедиции в Волгоградскую и Саратовскую области.

Костяк и «Забавы» и «Собора» сформировался еще в университетском любительском ансамбле саратовского филфака – ансамбле традиционной музыки «Праздник».

– Тогда он просто назывался так: фольклорный ансамбль СГУ, – вспоминает Анжелика. – Александр Васильевич Куриленко был нашим руководителем. Он объединил вокруг себя молодежь. Буквально влюбил нас в традиционную русскую музыку. Это было удивительно, ведь о такой музыке в СССР вообще не слышали. Мы понятия не имели, что это такое. Это было, знаете, как рок, как какой-то андеграунд. Это как космос. Чем больше мы узнавали, тем больше понимали, что просторы в принципе безграничные.

Последний гость фестиваля – этнографический коллектив «Старина». Станицы Кумылженская, Волгоградская область. Это традиционные народные исполнители, которые делятся со всеми своим архаичным материалом. Исполнители очень трепетно относятся к своей местной, локальной традиции. Руководитель ансамбля рассказала о своей древней казачьей станице. Ей недавно исполнилось 400 лет. Начинается выступление с духовного стиха «Все люди живут, как цветы цветут». «Старина» рассказала о праздничных православных обрядах, которые проводились на Троицу, целовальные игры, плетение венков.

– По мере изучения традиционной культуры мы поняли: чтобы качественно исполнять свою музыку, нужно жертвовать любовью ко всем остальным, – говорит руководитель ансамбля Елена Фирсова. – Мы остановились на нашей родной Кумылженской станице, созвучна ей станица Федосеевская и еще несколько близлежащих станиц.

Казачий фольклор – это фундаментальная культурная традиция. Сотни лет она вбирала в себя северокавказскую музыку, украинские и русские народные песни, академические произведения русских композиторов.