Кругом нельзя

Оценить
Итак, в воскресенье, 1 июня, в День защиты детей (власть любит символизм), начала действовать вторая часть запретительных мер против курения. Вступившие в силу поправки значительно расширяют количество мест, в которых запрещено курение.

Итак, в воскресенье, 1 июня, в День защиты детей (власть любит символизм), начала действовать вторая часть запретительных мер против курения. Вступившие в силу поправки значительно расширяют количество мест, в которых запрещено курение. Так, в России больше нельзя курить в кафе, барах, гостиницах, общежитиях, на рынках, судах дальнего плавания, в поездах и электричках, на платформах вокзалов. Демонстрация сцен курения в кино теперь будет сопровождаться социальной рекламой. Также запрещается продажа табака в киосках, а магазины должны убрать пачки с витрин – купить сигареты можно будет только по каталогу.

С 1 июня прошлого года было запрещено курить на территории образовательных и культурных учреждений, на стадионах, в больницах и поликлиниках, самолетах, магазинах, лифтах, детских площадках и АЗС. При этом региональным властям разрешено вносить дополнения в федеральный закон.

Отметим одну цифру: в России, по официальным данным, 44 миллиона курильщиков. Неофициально, думаю, их еще больше: не каждый школьник признается, что у него в рюкзаке среди книг и тетрадей еще хранится и пачка «Явы».

Официальные курильщики законом возмущены, подписывают петиции, создают свои организации. Их можно понять: закон по своей сути направлен не на сокращение числа курильщиков, а на их притеснение и дискриминацию. Курение – не преступление, не устают повторять они, нет никаких оснований превращать нас в изгоев. Это тот редкий случай, когда протестуют против закона люди самых разных политических убеждений. Например, я полностью согласен с Михаилом «Однако» Леонтьевым. Он пишет:

«Я, безусловно, поддерживаю сбор подписей с целью внести поправки в закон о табаке. Здесь есть две фундаментальные проблемы. Первая – это ошибки в самом законе, никак не связанные с пропагандой здорового образа жизни, зато делающие жизнь многих людей невыносимой. Вторая – возможность его исполнения. Очевидно, что очень многие положения не будут исполняться никогда – работниками на предприятиях, пациентами больниц и так далее. Мы дискредитируем законодательство, превращая его в клоунаду».

Действительно, многие положения закона выполнить практически невозможно. Как вы представляете жизнь курильщика, который отправился поездом из Москвы в Иркутск? Это примерно пять суток. И на перрон не выйдешь – нельзя там дымить. Или запрет курения на судах дальнего плавания. Причем я не нашел в законе оговорок, на пассажирских ли судах нельзя курить или на всех. Представьте себе просоленного морского волка с пустой трубкой в зубах. Понятно, депутаты не ездят поездами на Дальний Восток, не ходят на судах в открытом океане. Бессмысленность многих статей закона традиционно компенсируется их невыполнением. Помнится, в прошлом году был запрет на курение на остановках общественного транспорта. Действуют эти статьи? Сами знаете, что нет.

Нам говорят, что во всей Европе так. Не верьте – очередная ложь. Просто наша Государственная дума в своем запретительном раже не знает границ. Вот запретили курить в аэропортах. Однако я назову с десяток европейских аэропортов от Лиссабона до Праги, где курить можно. Да, только в отведенных местах, курительных комнатах разной степени комфортности, но можно. То же самое касается и ресторанов, кафе, баров. Где-то можно, где-то нельзя. В Германии, например, кафе и бары, где можно курить, назвали закрытыми клубами. Чтобы стать членом такого клуба, достаточно подписать согласие находиться в зале, где курят. В Чехии есть кафе и рестораны, где курить можно только вечером. Тоже правильно: пришел человек выпить утренний кофе или пообедать – нечего дымить ему в нос. Собралась вечером большая компания посидеть за пивом – пусть курят. Кому не нравится, могут поискать себе кафе для некурящих, их тоже достаточно.

Понятно, когда принимали закон, об экономике не думали – может, не умеют. Между тем в Германии после принятия антитабачного закона объем ресторанного бизнеса снизился на 10 процентов. Ладно, предполагаемое сокращение выпуска табачных изделий будут компенсировать ростом акцизов и цен. Но с остальным-то что делать? На мой скромный взгляд, даже запреты можно было бы обратить на пользу экономике. Ввести, например, в поездах дальнего следования вагоны для курящих – с разумной наценкой на билеты. Аналогично в кафе и ресторанах разрешить залы для курящих, предположим, брать с посетителей сто или двести рублей – опять же все будут довольны. По тому же принципу – номера для курящих в гостиницах. Но никто об этом не задумался. Законодатели наши твердо уверены, что все сферы жизни можно регулировать только запретами. Но от того, что тут нельзя, там не разрешено, а здесь запрещено, человек курить не бросит. Наоборот, пойдет на нарушение правил, том более что понимает: поймают – можно откупиться.

Так что новый закон на самом деле направлен на то, чтобы портить жизнь трети населения страны и плодить мелкую коррупцию.

Цели у закона, наверное, были благие, но исполнение – на двойку.