Никто не хотел обижать
Очередное, 24-е заседание Саратовской областной думы запомнится внимательному наблюдателю первым публичным докладом нового министра финансов области Александра Выскребенцева и правительственным часом, на котором говорили о формировании и использовании регионального дорожного фонда.
Ни первое, ни второе не задалось. Докладывать молодой министр пока не научился, и только абсолютная лояльность депутатов к губернатору спасла юного назначенца от неприятностей.
С дорожным фондом история иная. Депутаты были недовольны работой чиновников и не скрывали этого. Впрочем, это недовольство было высказано весьма корректно.
Собственно, думское заседание было совершенно обычным. Сначала утверждение повестки дня. При этом, как ни странно, обошлось без дополнительного пакета документов. Мало того, один вопрос был снят с рассмотрения. Затем согласование кандидатуры нового министра финансов, далее – приятная процедура награждения достойных граждан почетными грамотами областной думы. Потом согласование кандидатур судей. Ну и так далее.
В суть вопросов депутаты не вникали, поддерживали решения коллег, которые обсуждали законопроекты на заседаниях комитетов. В итоге все 38 вопросов повестки дня были рассмотрены за час.
И это притом что в ходе обсуждения бюджета у депутатов все-таки появились вопросы.
В Москве – волки
Как это и полагается по уставу области, кандидатура министра финансов регионального правительства, наравне с заместителями председателя и вице-губернатором, согласовывается депутатским корпусом.
Представитель губернатора в представительных органах власти Ольга Павлова представила претендента депутатам. Претендент прочитал программный доклад. Депутаты единогласно проголосовали за назначение.
К чести господина Выскребенцева доклад был непродолжителен. Если бы Александр Юрьевич затянул с выступлением, депутаты могли бы уснуть. Потому как докладчик из нового министра пока никудышный. Читает он тихо, с дикцией проблемы, последние слова в каждом предложении сглатывает. Но суть программы была правильной: оптимизация расходов, поиски новых путей пополнения бюджета, контроль, учет и так далее. То есть ничего нового депутаты не услышали. Но вопросы были заданы. Только не министру, а губернатору.
Коммунист Сергей Афанасьев поинтересовался, сможет ли молодой министр наравне общаться с сотрудниками федерального минфина, «ведь там волчары сидят, они и губернаторов пинают»...
Губернатор Радаев, понятно, за своего назначенца вступился: «Главное, что человек уже опытный, он достаточно шишек уже набил. А на федеральном уровне подход ко всем одинаковый».
Больше у депутатов вопросов не было, они одобрили кандидатуру министра, и Александр Выскребенцев, сияя обаятельными ямочками на щеках, занял место в правительственном ряду.
В следующий раз вопросы у депутатов появились в ходе обсуждения бюджета. Но опять не к министру. А к губернатору.
Докладывал-то об очередных изменениях в бюджет, понятно, Выскребенцев. Нечетко прочитал имеющуюся на руках пояснительную записку, а потом добавил еще порцию цифр. Судя по всему, дополнительная фактура появилась уже после того, как законопроект был рассмотрен на заседании комитета и изменения внеслись в качестве поправок губернатором уже на думское заседание. Получилось, что расходы и доходы бюджета увеличены на 1,039 миллиарда рублей, а не на 893,4 миллиона, как было сообщено неделей раньше. Но депутатов такие мелочи не интересовали.
Впрочем, председатель думского комитета по бюджету Николай Семенец вопрос задал. Вопрос – губернатору. Николай Яковлевич очень сетовал на то, что мимо программы об обустройстве детсадов пролетели три дошкольных учреждения из Перелюба. И очень просил Валерия Радаева посодействовать, потому как только-только «появился луч надежды», «вскладчину разработали проектную документацию» и так далее. А еще есть проблема с финансированием ремонта спортивного зала школы на 700 учащихся. Николай Семенец просил «в ближайшее время принять решение». Губернатор бодро сообщил, что «в Перелюбе хорошая атмосфера, сегодня выпало 19 мм осадков, думаю, и спортзал, и детские сады построим».
Сергея Афанасьева интересовали, как будут расходоваться 70 миллионов, которые выделяются министерству спорта на погашение кредиторской задолженности, и есть ли шанс на получение средств у хоккейной команды «Кристалл», потому как «сегодня президент хоккей любит». Коммунисту, который, кстати, присутствовал на заседании бюджетного комитета и слышал, куда распределяются «спортивные деньги», министр спорта Наиля Бриленок ответила, что будут выплачены долги командам. А что касается «Кристалла», то идут поиски спонсора.
У нас – дороги
Правительственный час, посвященный работе регионального дорожного фонда, мог бы стать проходным. Потому как очень опытный чиновник, первый заместитель председателя комитета дорожного хозяйства Геннадий Рудыкин сначала долго читал отчетный доклад, а потом и вовсе принялся отвечать на заранее подготовленные вопросы.
Собственно, сам доклад был заздравно-заупокойный.
Сначала заупокойная часть. С одной стороны, на дорожное хозяйство в бюджете предусмотрено три миллиарда 380 миллионов рублей. Но прогнозные показатели были сокращены, потому на сегодняшний день ассигнования дорожного фонда уменьшены и составляют 2,8 миллиарда рублей. Но и это еще не все плохие новости – объем поступивших в дорожный фонд доходов составил 1265,5 миллиона рублей, то есть 44 процента плановых показателей 2014 года.
А дальше пошла заздравная часть. По состоянию на 26 мая на дорогах общего пользования посредством ямочного ремонта приведено в порядок 436 тысяч квадратных метров.
Начался ремонт моста «Саратов – Энгельс», по состоянию на 8 мая подрядной организацией выполнено работ более чем на 95 миллионов рублей, а это 21 процент от годовой суммы, предусмотренной контрактом. Пресс-релизы о ходе ремонта еженедельно рассылаются в СМИ.
Идет строительство мостового перехода через судоходный канал в Балакове. Подрядная организация ОАО «Волгомост» выполнила работы на сумму 3,9 миллиарда рублей, из них принято и оплачено заказчиком (читай: бюджетом) 2,27 миллиарда, остальные работы выполнены за счет собственных средств подрядчика.
Но и тут есть засада, потому как не вся земля под строительство мостового перехода выкуплена у собственников. Пока заключено четыре договора (9,7 млн рублей), оплачен один (9 2,07 млн).
Достигнуто соглашение о выкупе еще 13 участков, пока ведутся работы по их оценке. Еще 16 собственников принуждают расстаться с участками через суд. Но в областном бюджете на выкуп всех этих участков денег нет.
Короче, на каждый плюс в работе имеется минус. Но, как выяснилось позже, минусов на самом деле больше. Это выяснилось, когда председатель областной думы Владимир Капкаев остановил самоотчет Геннадий Рудыкина и депутаты начали задавать вопросы.
Но в самом конце своего доклада Рудыкин назвал некоторые цифры. По нормативу стоимость работ по содержанию 1 км дороги составляет 80 тыс. рублей. Стоимость текущего ремонта – примерно 4 миллиона рублей. Цена капитального ремонта одного километра дороги немногим больше 14 миллионов. А ремонт, по тому же нормативу, должен проводиться раз в 12 лет.
На возмещение вреда, нанесенного дорогам большегрузным транспортом, было получено 136 тысяч рублей. И последнее: на содержание и текущий и капитальные ремонты региональных дорог последние годы тратится примерно 17 процентов от норматива.
Вопросы начал задавать депутат Леонид Писной. Он поинтересовался, нельзя ли часть опорной сети региональной сети передать муниципалитетам или каким-либо хозяйствам. Потому как областной бюджет просто не может содержать ее надлежащем состоянии. Ведутся ли какие-либо работы в этом направлении? Проводится ли инвентаризация опорной сети дорог, которая составляет порядка двух тысяч километров? Работы ведутся, отвечал чиновник, но мы в свою очередь берем на баланс дороги от муниципалитетов.
Внутренняя задолженность в дорожной отрасли более 700 миллионов рублей, продолжал Писной, и показатели эти растут. Каковы правовые последствия этого процесса? Вопрос финансирования – это не вопрос дорожного комитета, отвечал Рудыкин.
Писного еще интересовала ситуация с дворовыми территориями, которые с 2007 года активно ремонтировали. Но сейчас лимит субсидий из региона исчерпан, муниципалитеты дворы не ремонтируются, и всё чаще возникают разговоры о том, что дворы будут ремонтироваться за счет собственника. Леонид Александрович спросил, когда будет озвучена позиция правительства по ремонту дворов. Может, стоит разработать законопроект, обязывающий дорожный фонд один или два процента своих средств отправлять на ремонт придворовых территорий? Но у первого заместителя председателя комитета по дорожному строительству была иная позиция: «В условиях ограниченных средств бюджета, направляемых в дорожный фонд, нецелесообразно ремонтировать дворы, когда к ним нет подъездов».
Депутат Владимир Писарюк интересовался дорогами в Новобурасском, Базарнокарабулакском, Балтайском районе, которые вот уже больше года разбиваются большегрузными машинами, которые в свою очередь возят песок и щебень из расположенных в этих районах карьерах. Писарюк подсчитал, что получаемых на возмещение этих потерь средств никогда не хватит на то, чтобы привести дороги в первозданный и некогда очень приличный вид.
Геннадий Рудыкин постарался объяснить, что штрафы за перегруз большегрузов могут взимать только сотрудники ГИБДД, а те структуры, которые эти самые большегрузы взвешивают, штрафовать не имеют права. А взаимодействие с органами ГИБДД наладить не удается, потому как там не хватает сотрудников.
Владимир Капкаев интересовался, от кого зависит налаживание контактов, но внятного ответа не получил. Пришедший на помощь коллеге заместитель председателя правительства Василий Разделкин бодро отчитался, что разбитые дороги ремонтируются за счет некондиционных щебня и песка из тех же карьеров. Что касается взаимодействия, то оно будет налаживаться.
Еще Разделкин опрометчиво сообщил, что имеющиеся нормативы по ремонту и содержанию дорог были определены давно и безнадежно устарели. На что получил изящную ответку от Капкаева. Который поинтересовался, почему от дорожников до сих пор не поступило никаких предложений по устранению этой несправедливости путем внесения изменений в законодательные акты. Разделкин пообещал предложения разработать.
Николай Семенец вспомнил о кредиторской задолженности, о неиспользованных средствах прошлого года, но вопросы задал конкретные. Есть постановление, которое определяет статус дорог. Постановлению этому сто лет в обед, и изменения в него не вносятся. Почему? Потому что изменения проходят согласование в правительстве, ответил Рудыкин.
Еще один вопрос от Семенца был по состоянию мостов в районах области. Чиновник ответил, что необходимо проводить плановый ремонт мостов, особенно тех, которые находятся в критическом состоянии. Но недостаток денежных средств сказывается и на этом процессе.
Столь непривычная активность депутатов, судя по всему, рассердила губернатора, который грудью встал на защиту своих подчиненных. Весьма раздраженным тоном Радаев начал интересоваться, кто формировал дорожную сеть. И сам отвечал, что «мы сформировали». Еще Валерий Васильевич уверен, что передавать сеть в муниципалитеты бессмысленно. Потому как там средств на дороги нет. А имеет смысл отдавать дороги в федеральную собственность, но это непросто. Потому как он уже третий год бьется, чтобы передать дорогу в Озинки в федеральное ведение, но пока безрезультатно.
По дворовым территориям у Радаева тоже есть свое мнение, понять которое не удалось в силу сложность его формулировки. Но губернатор что-то говорил о том, что работы были не приняты из-за их плохого качества.
Да, плохо, что заместитель председателя правительства и заместитель министра не владеют ситуацией, эмоционально сетовал Радаев, но давайте вместе возьмем эти проблемы на контроль.
Спикер тут же постарался сгладить обстановку, дескать, хотелось бы знать ситуацию, но никто не хотел никого обижать.