Пояса потуже, обязательства поуже
Как, а главное, на что в ближайшие три года будет жить Саратовская область, обсуждали на минувшей неделе в администрации региона. Вопрос бюджетного планирования стал главным в повестке прошедшего в четверг заседания областного правительства. Новый молодой министр саратовских финансов сообщил, что придётся затянуть пояса: новых обязательств не принимать, имеющиеся доходы тратить осторожно и максимально эффективно.
В тисках обязательств
Александр Выскребенцев, занявший недавно кресло министра финансов Саратовской области, признался, что сегодня планировать бюджет очень сложно. Учитывать приходится непростую экономическую и политическую ситуацию внутри и вне страны. С одной стороны, эксперты, мол, прогнозируют весьма сдержанный рост экономики, с другой – над регионами висит необходимость выполнения президентских указов. Тех самых, что про качественные изменения в социальной политике, совершенствование системы здравоохранения, образования и решение проблем в ЖКХ. Иными словами, указов, требующих постоянных бюджетных вливаний. Плюс ко всему масштабные задачи по развитию региона перед правительством Саратовской области поставил и её губернатор Валерий Радаев в своём публичном обращении. И здесь, скорее всего, тоже без бюджетных трат не обойтись.
Усложняется положение дотационного Саратовского региона с постоянно растущим госдолгом ещё и той политикой, которую начал проводить федеральный центр. Курс теперь взят на повышение самостоятельности субъектов РФ. Всем регионам дано задание сбалансировать свои бюджеты и провести мероприятия по финансовому оздоровлению.
А тут ещё налоговое законодательство стремительно меняется и совершенствуется, неизбежно влияя на формирование доходной части регионального бюджета. По словам министра Выскребенцева, на бюджете Саратовской области законодательное преобразование отразится, скорее, негативно, чем позитивно. Во всяком случае на первых порах.
«Изменение налогового законодательства преследует две главные цели. С одной стороны, обеспечение бюджетной устойчивости в получении необходимого объёма бюджетных доходов, с другой – поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, – поясняет Выскребенцев. – Однако предпринимаемые меры в действительности будут очень эффективны для развития бизнеса, но не очень полезны бюджету в ближайшей перспективе. Пользу бюджету изменение налогового законодательства принесёт только через несколько лет, и только при определенных усилиях со стороны органов власти».
Что полезно бизнесу, то бюджету – смерть
Вот, например, регионам разрешают (ну, очень скоро разрешат) устраивать так называемые налоговые каникулы для малого предпринимательства. Речь идёт о законопроекте, готовящемся в Госдуме. Согласно ему регионы получат полномочия устанавливать нулевую процентную ставку для впервые зарегистрированных предприятий малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН) или по патенту, а также для только что перешедших на эти системы налогообложения. Срок налоговых каникул субъекты РФ тоже смогут устанавливать сами – от одного до двух календарных лет в течение 2014–2018 годов. Льготу, правда, смогут получить только те субъекты малого бизнеса, что работают в научной, социальной или производственной сферах. Конкретные виды бизнеса, которые на время освободят от налогов, должны быть определены каждым регионом самостоятельно. Но так, чтобы по итогам года доля доходов от предпринимательской деятельности, по которым применялась нулевая ставка, в общем объёме доходов составила не менее 70 процентов.
Ещё одно новшество, по словам министра Выскребенцева, связано с налоговыми льготами для так называемых гринфилдов (новые инвестиционные площадки). На федеральном уровне сейчас, мол, рассматривается вопрос о расширении полномочий субъектов РФ по установлению льгот по налогу на прибыль для данной категории компаний.
Это самые яркие примеры двойственного значения налоговых реформ. С одной стороны, польза бизнесу и региону (в условиях поставленных задач по развитию экономики), с другой – совершеннейший вред бюджету области. Предоставленные льготы – это минус миллиарды из бюджетных доходов.
В общем-то, на федеральном уровне это якобы тоже понимают и говорят, что никаких возможностей устанавливать новые налоговые льготы больше нет. Ни у Федерации, ни у её субъектов. Сумма, которую российский бюджет недополучает в связи с предоставлением различных льгот и преференций, почти достигла двух триллионов рублей. Бюджет Саратовской области ежегодно недосчитывается 4,6 миллиарда рублей по той же самой причине. «На данном этапе необходима оптимизация налоговых льгот и повышение их эффективности, – заявил Александр Выскребенцев. – Следует отказаться от бессрочных налоговых льгот. Любая льгота должна устанавливаться на временной основе и продлеваться или отменяться на основании её аудита».
В российском правительстве уже даже подумывают ввести мораторий на установление новых льгот, чтобы как-то обуздать бездумную щедрость региональных властей. Либо же поставят субъектам жёсткое условие, по которому введение новой льготы (или любого другого стимулирующего механизма) будет возможно только при наличии дополнительного источника дохода, который компенсирует потери от применения новых льгот и прочих преференций.
Ещё не всё дорешено, довзвешено
Чем обернётся для бюджета совершенствование налога на доходы физических лиц, вообще не известно. Здесь, в частности, планируется кардинально изменить подход к налогообложению доходов от продажи имущества. Например, предлагается полностью освободить от налогов доходы, полученные в результате продажи жилой недвижимости независимо от срока владения, но при условии, что недвижимость была единственным жилым помещением в собственности налогоплательщика. При этом если проданная недвижимость не была единственным жильём, а значит, не освобождается от налога, то исчислять его предлагается из кадастровой стоимости объекта. Так, мол, удастся избежать занижения налоговой базы НДФЛ.
Кадастровая стоимость, как напомнил министр Выскребенцев, с января 2015 года ляжет в основу расчётов налога на недвижимость физических лиц, который пока именуется налогом на имущество. «Предусматривается пятилетний переходный период. Это означает, что субъекты РФ в течение этого срока будут наделены полномочиями по введению налога на недвижимость и отмене налога на имущество, – поясняет министр. – То есть региональные власти, опираясь прежде всего на готовность своего региона к введению нового налога, должны будут сами решить, когда его ввести. При этом правовое регулирование налога на недвижимость тоже будет лежать на плечах органов местного самоуправления, равно как и ответственность за конечное определение налогового бремени и последствия перехода к данному налогу».
В Саратовской области, по мнению министра финансов Александра Выскребенцева, налог на недвижимость вводить пока рано. Тем более что «имеются проблемы с созданием и передачей регистрирующими органами налоговой службе баз данных по объектам недвижимости и их правообладателям». Прежде чем вводить такой серьёзный налог, как говорит Выскребенцев, надо взвесить все за и против и вообще основательно подготовиться.
«С нашей точки зрения, в Саратовской области целесообразно было бы сохранить действующий порядок налогообложения объектов недвижимости на весь 2015 год, – говорит глава областного минфина. – И активизировать по каждому муниципальному образованию работу по выверке баз данных. За это время нужно проработать возможные варианты налоговых ставок и вычетов, чтобы соблюсти оптимальный баланс интересов бюджета и налогоплательщиков».
Консервативный, то бишь проверенный
Ещё один источник бюджетных доходов, акцизы, тоже ничем пока не радует и ничего хорошего в плане пополнения казны не обещает. Согласно имеющимся на сегодняшний день прогнозам ставки акцизов в 2015–2016 годах сохранятся на текущем уровне. Повышение их запланировано только на 2017 год. При этом на алкогольную продукцию, пиво и моторные масла акцизы вырастут на прогнозный уровень инфляции, то есть на 4,5%. На бензин и дизельное топливо ниже 5-го класса – на 22,2 и 29,5% соответственно. Акцизы на дизельное топливо 5-го класса останутся без изменений, на бензин 5-го класса акциз вырастет на 14,3%.
Снижение в 2013 году в ряде регионов налога на прибыль от образовавшихся консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) вынудило власть искать механизм, способный предотвратить в будущем новые бюджетные потери. Один такой механизм, по словам саратовского министра финансов, сейчас активно обсуждается. Он должен ограничить влияние убытков, входящих в КГН организаций, на сумму налога на прибыль, поступающего в бюджеты тех регионов, где нет убыточных участников консолидированной группы. Но механизм этот сырой и никем пока не утверждённый. «По всему видно, что за счёт изменения налогового законодательства повысить бюджетные доходы не получится. Поэтому придётся применять консервативный подход к формированию бюджета, – сообщил Выскребенцев. – Увеличить доходы в бюджет области можно только за счёт увеличения налоговой базы, максимальной мобилизациивсех других доходных источников бюджета, повышения собираемости налогов и более эффективного использования государственного и муниципального имущества, в том числе земли».
И расходовать не будет проще
Нынешние сложности бюджетного планирования сопряжены и с изменениями расходной части областного бюджета. И дело не только в майских указах президента и майских же поручениях губернатора. Как отметил Александр Выскребенцев, ряд федеральных законов играет свою роль. В качестве примера он привел переход на одноканальное финансирование медучреждений, работающих в системе ОМС. В 2015 году переход должен быть завершён, что увеличит нагрузку на областной бюджет.
«Расходы на эти цели в следующем году оцениваются в 2,7 миллиарда рублей. В последующие годы – в соответствии с уровнем инфляции», – говорит Выскребенцев.
Предстоят серьёзные расходы и в сфере образования. По словам министра, перед региональными властями стоит задача по обеспечению в следующем году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. «Это потребует выделения региональных средств для привлечения федеральных денег», – напомнил министр членам правительства. При этом с 2015 года отменяется федеральное субсидирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. А значит, эти заботы перейдут к региону и его бюджету.
Согласно докладу министра финансов Саратовской области сэкономить бюджетные расходы можно попытаться при выполнении указа президента в части повышения зарплаты работников бюджетной сферы. Повышение зарплат бюджетникам будет осуществляться через «проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях и повышение эффективности осуществляемых расходов» (читай: сокращение численности работников и перераспределение нагрузки). Это, по словам Выскребенцева, «должно обеспечить не менее трети необходимых ресурсов», и тогда зарплаты сокращённых раскидают на оставшихся. Так и указ президента выполнят, и бюджетные деньги сэкономят. Слегка ослабить давление на региональные бюджеты, по словам министра, должна смена методики расчёта средней заработной платы. Необходимость этого признана, мол, на федеральном уровне «в целях установления целевого ориентира исходя из его фактического уровня».
На региональном уровне, по словам Выскребенцева, необходимо пересмотреть подход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и одновременно попадающим под действие президентского указа о повышении зарплат бюджетникам. «Согласно федеральному статистическому наблюдению подобные выплаты в виде денежного возмещения включаются в фонд начисленной заработной платы работников, то есть по сути являются источником финансового обеспечения реализации этих указов», – указал министр Выскребенцев, добавив, что нужно подкорректировать областной закон.
По прочим мерам социальной поддержки, по его словам, должна быть продолжена работа по оптимизации на принципах адресности и нуждаемости. При этом никаких новых социальных обязательств бюджет Саратовской области больше на себя брать не может и не должен. И совершенно недопустимы пустые неэффективные расходы.