Есть ли шанс?.. Часть 3
Губернатор Валерий Радаев наговорил в своем обращении к народу очень много слов, которые условно можно отнести к экономике. Готовый коллективный продукт (никто ведь не думает, что губернатор сам ручкой буквы выводил или пальчиком их на клавиатуре нащупывал?) получился унылым, содержал притянутую за уши информацию и не отвечал своей главной задаче – стать программным документом, от чтения которого у бизнесменов нашей области дух захватит, и они так поднажмут, так вернут былую славу Саратовской губернии, что будем мы гордиться малой родиной и вспоминать всякими разными добрыми словами славного нашего губернатора Валерия Радаева.
Неправильная посылка
Начинать анализ исторического (потому что первого) обращения губернатора к широкой публике со злых слов не очень хорошо, наверное. Но без них всё и будет у нас катиться так, как катится. Потому что уж слишком выпирают из этого послания неправильные выводы.
Вот, например, Валерий Васильевич (или кто-то из его помощников, готовящих объемный доклад?) почему-то убежден, что качество губернаторской работы «измеряется огромным числом параметров, не все из которых поддаются объективному измерению», но главным для него, для Радаева, остается оценка населения. «В новейшей истории Саратовской области останутся те (губернаторы. – Прим. ред.), кто искренне заботился о регионе и его жителях», – сказал Валерий Васильевич, после того как перечислил заслуги и промахи своих предшественников. Как жители региона поймут степень губернаторской искренности, Радаев расшифровывать не стал. Но было понятно, что старается он именно в этом направлении. И зря. Потому что главная задача-максимум каждой губернаторской команды – создать стратегический план продвижения губернии вперед. Хорошо работали предшественники – не свернуть с их линии, плохо работали – не топтаться на месте, а разработать свой марш-бросок к процветанию. А процветание – это все-таки устойчивый рост экономики региона, из которой выпололи все сорняки и которой подсыпали правильной подкормки.
Чтобы правильно кормить экономику, следует понимать, на что она откликается. При всех губернаторах новейшего времени в Саратовской области для подкормки экономической активности использовались бюджетные деньги. При Дмитрии Аяцкове и Павле Ипатове эти финансовые потоки в основном стимулировали бизнес, близкий чиновникам областного правительства. Получатели зачастую заседали в думах разного уровня и следили за тем, чтобы использовать свое депутатское место по максимуму. Валерий Радаев это хорошо знал хотя бы потому, что сам в это время заседал в Саратовской областной думе и видел, на какие ухищрения идут губернаторские любимцы. Не исключено, что именно эту группу людей, охочих до бюджетных денег, он и назвал олигархическими группировками, которые своими деструктивными действиями разрушали активную экономическую жизнь Саратовской области.
Придя во власть два года назад, губернатор Радаев решил, кроме олигархических группировок, искоренить «враждебную разобщенность между политическими и общественными группами» и «местечковый авторитаризм на уровне муниципальной власти», который, надо думать, к досаде губернатора, возникал запрудами на пути движения бюджетных денег в экономику.
И вот через два года своей работы губернатор посчитал, что с бюджетными деньгами и с их проходимостью до субъектов экономической деятельности наведен порядок – руководители муниципалитетов, частично смененные, частично припугнутые для острастки, работают на благо губернии, олигархические группировки отогнаны от бюджетной кормушки. Стартовало правительство Радаева целый год. Во второй год сформулировали задачу «сделать Саратовскую область территорией развития». На третьем году губернатор готов отслеживать результаты работы бизнеса в новых условиях. Пока он ими не очень недоволен. Как-то не прониклись хозяева частных предприятий, по его мнению, своей ответственностью за региональную экономику.
Вот, например, не хотят руководители технологических производств брать на себя заботу о подготовке специалистов нужного им уровня. И это неправильно. А правильно сделать так, как было в Советском Союзе, когда каждое большое предприятие имело свое профтехучилище. Несколько раз прочитала я этот лукавый губернаторский посыл. То ли он выбросил из виду, что предприятия в Советском Союзе были государственные и по сметам государственными деньгами финансировалась не только производственная деятельность, но и содержание училищ, а руководству завода при этом оставалось только убедить государство открыть новую востребованную специальность. Но частные-то заводы должны по губернаторской задумке вкладывать личные средства.
И что? Губернатор не понимает, что частник, прежде чем вложиться, десять раз посчитает, что ему выгоднее – завезти специалистов из других регионов или обучить на месте? Или он знает страшную тайну о том, что скоро все по крайней мере высокотехнологичные российские предприятия будут снова экспроприированы, национализированы, и у нас опять начнется социалистическое настоящее со всеми его плюсами типа плановой экономики в деле обучения фабрично-заводской молодежи? Если нет, то зачем перекладывать на бизнес то, чем обязана заниматься власть регионального уровня, – отслеживать потребности производства в специалистах и организовывать финансирование их обучения? Не получается пока – надо ставить себе честную двойку и думать, как исправить. Денег не хватает – искать их в федеральном центре, изучать опыт других регионов.
Умение готовить кадры для высокотехнологичных производств красит именно региональную власть. И не только рабочие. Что-то не слышно про саратовских новых блестящих инженеров и конструкторов. Но если для подготовки молодых рабочих кадров достаточно лишь найти денег на современное оборудование и пару сотен талантливых мастеров, то переосмысление подхода к высшему образованию требует революционных преобразований в наших высших учебных заведениях. Гениальных инженеров и конструкторов могут учить только гениальные инженеры и конструкторы. Если в России их не найти, то придется покупать эти кадры в других странах. Гениальными инженерами и конструкторами могут стать только свободные люди, что автоматически означает свободомыслие в вузах. А свободомыслие в студенческих аудиториях обеспечивают ректоры вольнодумцы. Много у нас таких в Саратове? И что сделал губернатор для того, чтобы они появились?
Решить кадровую проблему на современном уровне – проблема архисложная. Но именно на ее решение отреагирует высокотехнологичный бизнес. Именно кадровый взрыв после превращения Саратовской области в мощный учебный центр может привлечь к нам инвесторов. И это понимали и губернатор Аяцков, и губернатор Ипатов, мечтавшие о том, чтобы начать зарабатывать на университетском потенциале Саратова. Но губернатору Радаеву достаточно того, что число аспирантов в Саратовской области самое большое в ПФО. Поставил галочку рядом с этой строчкой – и пошел дальше раздавать указания бизнесу. В Обращении их было много.
Но одним из самых неадекватных мне показалось следующее. Говоря о зависимости нескольких наших заводов от потребителя в лице предприятий по производству автомобилей, губернатор сказал: «Горизонтальная интеграция с завязкой на одном головном предприятии может как гарантировать заказы в случае его стабильной работы, так и парализовать производство в случае падения объемов». Поэтому «заводам надо расширять рынок сбыта, номенклатуру производства и активнее заниматься поиском новых партнеров», «чтобы обезопасить себя и региональную экономику». Почему у бизнесменов должна болеть голова о состоянии региональной экономики, не расшифровывалось. Это, похоже, было аксиомой в голове у губернатора Радаева.
При этом, два раза прочитав губернаторское обращение, я так и не нашла, что же сделало саратовское правительство времен Радаева для большого бизнеса, которому мешает развиваться не только беда с кадрами, но и беда с тарифами на электроэнергию – еще в прошлом году они ударили резким ростом как раз предприятия промышленности.
Инвестиционная привлекательность улучшается не стандартами, а горящими глазами руководителей муниципалитетов
Инвестиции бывают не только бюджетными. С деньгами еще ходят частные инвесторы. И именно в них нуждается экономика – хоть вся скопом российская, хоть самого депрессивного районного центра. Об этом на словах говорит даже сам президент Владимир Путин. На деле пока улучшить инвестиционный климат в России у него не получается. Наоборот, деньги бегут из страны за рубеж, и совсем не факт, что это деньги иностранцев. Часть сбежавших уже в этом году сотни миллиардов долларов наверняка принадлежат российским бизнесменам. Просто они стали бояться вкладывать их в нашей стране в наши предприятия. И вот в таких непростых условиях губернатор отдал распоряжение главам муниципалитетов стать привлекательными для бизнеса с помощью каких-то загадочных стандартов для каждого отдельного района области.
Инвестиционными этими паспортами занимался еще Александр Степанов, как руководитель высшего экономического совета при губернаторе Аяцкове. Еще более красочно инвестиционный потенциал каждого района раскрашивал Александр Жандаров, заместитель председателя правительства при губернаторе Ипатове. Но что-то как не было у нас «Икеи», так и нет. Для меня лично именно этот факт является маркером нашей инвестиционной привлекательности.
Но губернатору Радаеву ближе другие оценки. В качестве примера привлекательного для инвестиций района он приводит Хвалынский. Скоро он не только будет туризмом славиться, но и станет известен как место формирования нового межрегионального научно-производственного кластера «Стройиндустрия».
«К сожалению, деловой климат региона не лучший в стране, – мягко критикует региональные власти губернатор, потому что от очевидного ведь не уйдешь. – Наши соседи продвинулись за последнее время дальше в создании благоприятных условий для инвестирования, предоставив дополнительный набор налоговых льгот инвесторам. Мы же упускаем новые высокотехнологичные проекты. Например, это касается производства экскаваторов, которое российская и французская компании-партнёры планировали создать у нас, но в связи с более выгодными условиями для инвесторов сегодня строят в Калужской области. Другой еще более характерный пример – производство композитных материалов. Казалось бы, здесь у нас все преимущества, но холдинговая компания «Композит», планировавшая дальнейшее развитие производства углеродных волокон на площадке «Композит Волокно» в Саратове, построило производство в Татарстане – опять же в силу более привлекательных для инвестирования условий».
Но вместо того чтобы вскрыть причину недоработки на региональном уровне власти, Валерий Васильевич начал ругать муниципалитеты и административные барьеры именно на этом низовом уровне власти. Как будто это они регулируют высокую стоимость подключения к коммунальным и энергосетям, как будто это у них полно площадок с инженерными коммуникациями и они ими торгуют слишком дорого за слишком большие откаты. А себе поставил в заслугу закон, «открывающий возможности для привлечения в область дополнительных инвестиций вертикально интегрированных компаний, в первую очередь таких как «Роснефть» и «Лукойл»«. Как-то, видимо, не очень связывается в голове у Валерия Васильевича что ВИНКи – это, конечно, хорошо и прибыльно, но по действующему законодательству они, скорее, пылесосят с территорий деньги, чем приносят их.
Два неправильных заключения про село
Аграрный комплекс занял в обращении губернатора очень дежурное место. Было сказано, что государство поддерживает его неплохо не только на уровне производства, но и хорошо обустраивает сельскую жизнь. Четверть миллиарда на сельскую социалку – звучит, конечно, красиво, но вообще-то это не помощь селам Саратовской области, а издевательство. Недавно я ездила в Красный Кут. Добравшись в райцентр, сказала крестьянам, что если они и вырастят урожай, то вывезти его на автомобилях не смогут. Дорога там как после артобстрела. Я была в Красном Куте и при губернаторе Аяцкове, и при губернаторе Ипатове, но таких ям – по 10 на квадратный метр – никогда не видела. А по самому Красному Куту в дождик без сапог резиновых не пройдешь. Даже по центральной улице.
Но вместо прорывной программы по строительству сельских дорог губернатор распорядился охватить если не магазинами, то продовольственными автолавками каждую заброшенную деревню. Не сказав при этом, сколько деревень мы теряем каждый год, из-за того что у нас, как и во всей России, не решен вопрос о земле.
Не надо ссорить Саратов и Энгельс
А теперь вернемся к неправильной посылке губернатора Радаева о том, что в новейшей истории останутся те, кто искренне заботился о регионе и его жителях. Экономика строится не словами, а делами. И в настоящее время, в условиях, когда в России инвестиции – и бюджетные, и частные – стремятся в крупные города, редко рискуя преодолевать границы тех, кто не дотягивает до миллиона жителей, задачей любой губернаторской команды по идее должно стать объединение Саратова и Энгельса. Но у нас, чем дальше, тем отчетливее идет тенденция к разъединению этих городов. Энгельс в сознании губернатора – хороший город. А Саратов – так себе городишко.