Ни мала ни велика

Оценить
Уличная реклама в Саратове будет соразмерной и гармоничной, этого требует новая концепция

Новая архитектурно-художественная концепция размещения вывесок разработана администрацией города Саратова. Концепция предусматривает правила по установке и использованию вывесок и содержит ряд требований и рекомендаций к дизайну, колористике и подсветке конструкций. Кроме того, в документе определяется порядок согласования проектов вывесок с городскими чиновниками.

Стоит оговориться, что на данный момент концепция является лишь проектом, сроки принятия которого пока неизвестны. Но после его утверждения с аляповатыми баннерами на проспекте Кирова и других улицах, возможно, наконец-то будет покончено. Как указано в проекте, при размещении вывесок должен применяться «комплексный подход» к формированию фасада здания («должна быть выполнена привязка к композиционным осям и ритмической организации фасада, учтена стилистика, отделка, декоративное убранство фасада»), причём это распространяется на все вывески здания, даже если они принадлежат разным собственникам. Кроме того, оформление вывесок должно учитывать «условия визуального восприятия (доступность, читаемость информации)», а их масштаб и композиция должны «соответствовать характеру и масштабу архитектурно-пространственного окружения».

Ты из какого района?

Правила размещения вывесок будут зависеть от места расположения объекта в городе. Так, в историческом центре стилистика вывесок должна «определяться архитектурно-художественными особенностями и масштабом фасадов исторических зданий и городских пространств, носить сдержанный характер, подчеркивающий уникальные черты архитектурного фона». А в районах массовой застройки должен быть сделан упор на «современное, акцентное решение вывесок, отвечающее укрупнённому масштабу и характеру архитектурного окружения».

Ни мала ни велика

«Вывеска должна вписываться в городскую среду и взаимодействовать, а не конкурировать с ней», – сообщает концепция. Так, вывески не должны быть слишком большими и висеть слишком высоко (в идеале – быть сопоставимыми человеческому росту), не должны перекрывать фасады исторических зданий (в частности, это касается любителей обшивать фасады декоративными панелями). Недопустимо размещать на вывесках контактную информацию и рекламные тексты. Множество разнообразных вывесок, собранных на небольшой площади, «выглядят как мусор», поэтому лучше использовать единую настенную табличку с перечнем расположенных в здании торговых точек. Что касается козырьков над входами в магазины, то они «редко бывают красивыми», а заклеенные рекламой витрины «выглядят недружелюбно и создают ощущение заброшенности». «Витрины должны быть привлекательными и создавать благоприятный образ заведения», – поясняют чиновники. Графика на стёклах допускается, но она не должна занимать более 30 процентов от площади витрины.

Прямоугольные лайтбоксы (подсвечивающиеся коробки) названы в концепции «худшей разновидностью вывески», а печать на тканевых баннерах вообще «нельзя назвать вывеской». Зато к использованию на исторических зданиях рекомендуются вывески, собранные из отдельно стоящих букв и знаков, установленные без подложки прямо на фасаде. Отмечается, что объёмные буквы в данном случае смотрятся наиболее уместно. Для изготовления вывесок лучше использовать металл, дерево, камень или стекло. Вывески из пластика «допустимы, но не рекомендованы».

Вывески на крышах предлагается разрешить только организациям «с особо высоким общественным статусом» (крупным учреждениям торговли, банкам, гостиницам и т. п.), занимающим большую часть здания. При этом одним из условий является отсутствие у здания «выразительного силуэта», а высота вывески не должна превышать 2,5 метра (1,5 метра – для исторической части города).

Набор букв

В новых правилах предусмотрены характеристики и для афиш, витринных маркиз, баннеров, штандартов, вывесок в виде панелей-кронштейнов (вплоть до цвета креплений и максимальных размеров площади), меловых досок, надписей на тротуарах и т. д. Оговариваются тип и начертание шрифта (на исторических зданиях рекомендуется использовать шрифт с засечками, лучшим начертанием признаётся прямое) и даже разворот букв (для вертикальных надписей). Искажение букв запрещается. Изобразительные элементы могут использоваться как дополнение к текстовой информации, но «доминирование их в композиции вывески не рекомендуется». Помимо этого, проект устанавливает общие требования к колористике (эталонные цвета, цветосочетания, ограничения в использовании цветов) вывесок. Например, «использование яркого, насыщенного фона настенных вывесок допустимо преимущественно за пределами исторического центра города и должно быть композиционно обосновано». На всей территории города запрещаются вывески с использованием флуоресцентных составов и «цветовое решение консольных вывесок, близкое к цветовой символике дорожных знаков».

Согласно пока ещё не утверждённым правилам, перед проектированием и размещением вывесок заинтересованным лицам необходимо будет получить в городской администрации архитектурно-планировочное задание (АПЗ). В этом документе будут указаны «зеленые зоны» здания, в которых установка вывесок разрешена. Кроме того, в АПЗ предполагается отмечать, как и какую разновидность (с подложкой, без подложки, лайтбоксы) вывесок можно будет размещать в каждой конкретной зоне.

Насколько становится понятно из концепции, с муниципалитетом придётся согласовывать и эскизные проекты вывесок. «Срок рассмотрения проекта и его согласования не должен превышать 30 дней, – говорится в документе. – Отказ должен быть мотивированным и направляться заявителю в письменной форме». В случаях размещения вывесок на памятниках истории и культуры и в охранных зонах потребуется согласование с министерством культуры Саратовской области.

Ни мала ни велика

 


[кстати сказать]

Зоя Никандрова, директор рекламного агентства «Зебра»:

ПРАВИЛА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕДИНЫ ДЛЯ ВСЕХ

– Ни один здравомыслящий рекламист в целом не будет возражать против основных пунктов этой концепции. Наша фирма и без этого документа придерживается предложенных концепцией правил. Другое дело, насколько их будут придерживаться все участники игры. Ноу-хау концепции является ввод паспорта на здание, где будут отмечены «зелёные зоны», на которых может быть размещена вывеска. Это, конечно, правильно, потому что когда здание сдаётся множеству арендаторов, например, в торговых комплексах, все лепят свои вывески куда ни попадя. Нашли свободный квадратный сантиметр – давайте сюда прилепим свою табличку! И привести всех их к «общему языку», как правило, бывает очень сложно – каждый отстаивает своё право, своё видение. Мы сталкивались с этим очень часто. Однако я считаю, что паспорт должен получать именно владелец здания при оформлении документации на объект недвижимости. Чтобы места для вывески были бы обозначены уже при сдаче в аренду. Пока же предлагается, что за паспортом может обращаться любой: собственник, арендатор или даже рекламное агентство от их лица... Боюсь, что тогда вся эта морока ляжет на плечи именно рекламистов, и мы снова будем «слугой двух господ», стараясь и заказчика не упустить, и требования властей выполнить.

Второе: должны быть четкие и понятные санкции за нарушение. А то получится как всегда – одним нельзя, а вторым море по колено. К этой истории должны подключиться и другие органы власти. Например, если человек имеет недвижимость в исторической части города, то он обязан вкладывать в неё средства. А то нахватали муниципальных площадей по бросовым ценам и «стригут деньгу», не вкладывая в ремонт ни копейки. А арендатору тоже неинтересно платить за чужую собственность. И получится статусная вывеска на развалившемся памятнике архитектуры... К слову, может, я сейчас и крамолу скажу, но часть этих самых пресловутых «памятников» вообще в принципе не дотягивают до такого высокого звания....

Резюмируя вышеизложенное, скажу: мы не против хороших правил, главное – чтобы они были едины для всех. И ещё рекламистов развелось пруд пруди, а опыта, знаний и элементарно вкуса найдется далеко не у каждого. Поэтому правила и нужны.

Алеся Кандаурова, рекламная студия «Корица»:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫВЕСКИ В ГОРОДЕ ЭФЕМЕРНА

– Если будет наведен порядок в сфере информационных конструкций, это благотворно отразится на облике нашего города. Внешний вид вывески должен учитывать архитектуру здания, не ограничивать обзор элементов декора. Безвкусные, аляповатые вывески и самостоятельные надстройки грубо контрастируют со старинными зданиями, которые создают и поддерживают особую атмосферу города. К сожалению, часто вывески заказываются и изготавливаются в режиме «это нужно было сделать еще вчера», и времени на получение даже АПЗ просто нет. Тем более ждать официального согласования проекта вывески (а это по регламенту 30 дней, а то и больше), когда уже щёлкает счетчик за аренду помещения, – непозволительная роскошь для бизнеса.

В целом АПЗ, безусловно, полезная услуга. Особенно для тех, у кого нет архитектурного образования и понимания «зелёных зон». Она оптимизирует и сокращает время на ненужные творческие поиски при создании вывески, которую реально согласовать с комитетом, как следует это делать по букве закона. Но реально мало кто согласовывает вывески, поскольку ответственность за вывески-»очепятки» в нашем городе эфемерна. Была волна предписаний на демонтаж конструкций с использованием баннерной ткани, но даже они исполняются не на 100 процентов. Если взять в качестве примера главную улицу города, проспект Кирова, то на ней можно увидеть немало перлов, создающих зрительный шум и далеких от стандартов, заданных в обсуждаемой концепции. В настоящее время комитет по архитектуре – орган, скорее, рекомендующий, но не регулирующий ситуацию с приведением облика города в порядок.

Валерия Иванаева, директор рекламного агентства «Дизайн Принт»:

В ПОГОНЕ ЗА МОСКВОЙ ЗАБЫВАЮТСЯ РЕАЛИИ РОДНОГО ГОРОДА

– Регламент по размещению наружной рекламы сам по себе вещь замечательная. Но при условиях, что правила игры прозрачны и понятны, логичны, едины для всех, неизменны в течение хотя бы пяти, а лучше десяти лет. И что эти правила игры не пересматриваются при смене «играющего состава». Кроме того, вопрос времени в рекламном бизнесе особенно актуален: заказчику, как правило, всё нужно «вчера». Поэтому согласование в течение 30 дней, мягко говоря, не очень оперативно. Как обычно, в погоне за Москвой забываются и реалии родного города: красота требует в первую очередь финансов, а основная масса заказчиков наружной рекламы – не Рокфеллеры. Поэтому должны быть разработаны более демократичные в исполнении варианты, чем объемные буквы, и предложена адекватная замена дешёвым баннерам на фасадах, в особенности тем, что скрывают отсутствие «евроремонта». Рекламные агентства готовы делать город красивее, ярче и светлее, но не за свой счет.