«Обитель»

Оценить
«Обитель»
Роман Захара Прилепина «Обитель» (М., «АСТ», 2014) посвящен лагерю, однако место действия – не Дальлаг или, скажем, Устьвымлаг, а живописные Соловки (где, например, Дмитрий Лихачев написал свою первую научную работу).

Роман Захара Прилепина «Обитель» (М., «АСТ», 2014) посвящен лагерю, однако место действия – не Дальлаг или, скажем, Устьвымлаг, а живописные Соловки (где, например, Дмитрий Лихачев написал свою первую научную работу). Время действия – не эпоха Большого Террора, а конец 20-х, когда до массовых «посадок» было еще далеко. И главный герой Артем Горяинов, попавший в Соловки, арестован не безвинно, не по навету и не за «политику», а за бытовое убийство. Легко догадаться, что Прилепин, будучи большим поклонником Иосифа Виссарионовича Сталина, аккуратно выведет его из-под огня: дескать, к организацией лагерей он никакого отношения не имеет, это всё Троцкий и его команда виноваты в народных страданиях. К тому же, по мысли автора, конвоиры в Соловках и подконвойные – одного поля ягодки. Сперва сидят одни, потом другие, и никого из них особенно не жалко. Нельзя сказать, что эта концепция оригинальна: и до Захара многие баловались небезобидными фокусами с моральным релятивизмом, уравнивающим жертв большевистского террора с палачами.

Так, может, роман заслуживает прочтения, поскольку наш автор – не только сталинист, но и стилист безупречный? Как бы не так! «Всем своим каменным туловом», «бурлыкало в голове», «горился», «перегляд», «журчеек», «натуристый», «корябистый» и проч. «Всё это играло не меньшее, а большее значение, чем сама речь» (кажется, даже первоклассников учат не путать выражения «играть роль» и «иметь значение»). «Ряд событий слипся воедино» – это как? «Рот большой, с заметным языком» – про человека говорится или про пса? «Он едва пах», «он был старье старьем и пах ужасно» (помнится, это «пах» вместо «пахнул» доводило до бешенства чувствительного к слову Довлатова). Читатель, возможно, готов перетерпеть «многословный дождь», но в книге есть еще «дремучий тулуп» («труднопроходимый» – и только по отношению к слову «лес»), и еще многое другое в том же духе и стиле.

Пора признаться в том, что понятно уже с первых строк любого объемного произведения этого автора: Захар Прилепин – прозаик очень небрежный, которому до зарезу необходим хороший редактор. И там, где редактор работает спустя рукава, писатель выглядит, мягко говоря, не лучшим образом...